2.1 Структура хозяйственного комплекса
Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой, межотраслевой и территориальной структурами.
Отраслевая структура - это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимодействиями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (производство товаров) и услуг.
В таблице 2.1 приведена отраслевая структура производства.
За годы экономических реформ в России произошли некоторые изменения в соотношении между сферой производства товаров и сферой услуг. Так, доля занятых в отраслях материального производства сократилась с 55,4 до 43,7 %. а в отраслях сферы услуг возросла с 44,6 до 56.3 %. Снижается доля занятого населения в промышленности, строительстве, а увеличивается- в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления.
Изменения отмечаются и в структуре произведенного ВВП. За 1992 - 1999 гг. удельный вес услуг возрос с 35,5 до 54,4 %. Однако эти структурные изменения произошли в основном за счет падения уровня промышленного производства и неравномерного роста цен. Перелив капитала идёт в сторону финансовой и торговой экономики. Происходит стихийная структурная перестройка, ведущая к деиндустриализации экономики. Тем не менее, наша страна, как и ранее, во много раз по экономическим показателям превосходит многие страны в мире, а её производительные силы и экономический потенциал качественно отличаются от показателей развивающихся стран, с которыми её все чаще сравнивают, и в принципе не отличаются от таковых в странах Запада.
Россия стоит перед необходимостью глубоких преобразований, структурной перестройки экономики и адаптации к современной глобальной рыночной экономической системе. Как считают специалисты, искусственная изолированность от мирового рынка и международной конкуренции в течение многих десятилетий привела к потере конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности СССР/СНГ, а спад производства за время перестройки и свертывание экономических связей между странами СНГ лишь обострили ситуацию. Тем не менее, Россия по-прежнему сохраняет доминирующую роль в рамках экономического пространства СНГ: на неё приходится более 60 % ВВП и объёма промышленного производства Содружества.
Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Всё в большей степени идёт процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, машиностроительный, металлургический, химиколесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли народного хозяйства.
Под территориальной структурой понимается деление системы народно-хозяйственного комплекса по территориальным образованиям - экономическим зонам, районам разного уровня, агропромышленным узлам, центрам, пунктам.
Выделение крупных экономических зон производится в целях анализа и синтеза территориальных экономических пропорций, выявления главных направлений размещения производительных сил по территории страны на перспективный период.
На территории России выделяют две крупные экономические зоны: европейскую, включая Урал, и восточную, включая Сибирь и Дальний Восток. Для первой зоны характерна дефицитность топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства, преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Для восточной зоны характерно преобладание отраслей добывающей промышленности, наличие больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабая освоенность территории.
Промышленные районы - это входящие в состав крупных экономических зон крупные территории с относительно однородными природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил, соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
Промышленные агломерации - это территориальные экономические образования, с высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей и хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений и высокой плотностью населения.
Крупнейшими промышленными агломерациями являются: Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская.
Промышленный узел - группа производств компактно размещенных на небольшой территории. Главными его признаками являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Например, Железноводск, Чебоксары, Саяногорск.
Промышленные центры - это набор промышленных предприятий, не имеющих между собой технологических связей. Например, областные центры.
Промышленные пункты (комбинаты) - одна из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе.
В условиях становления и развития рыночных отношений всё большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура - это совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создаёт новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газонефтепровода, ирригационные системы и т.п.
Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.
Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и освоении новых территорий.
Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Получают развитие товарно-сырьевые биржи в Москве, Саратове, Омске, Новосибирске; заработали фондовые биржи. На биржевых торгах преобладает продукция нефте- и газодобывающих и перерабатывающих отраслей (газа, нефти, нефтепродуктов) - 58 % биржевого оборота; металлов и металлоизделий - 19 %; агропродукции - 8 %. Основной объём биржевого оборота приходится на товарные биржи Москвы.
Становление рыночной экономики требует развития банковской системы в стране. Наибольшее развитие банковско-кредитная система получила в Москве, где насчитывается более 42 % коммерческих банков.
На территории РФ действуют банки с участием иностранного капитала от 50 % и выше. В основном они сконцентрированы в Москве - 65,8 %; в западной Сибири - 9,9 %; на Урале -7,9 % и в других регионах страны.
В настоящее время высокая концентрация кредитных учреждений и сравнительно высокая адаптация к рыночным отношениям отмечается в таких федеральных округах, как Центральный - 51,9 % (при этом значительная часть приходится на Москву и Московскую область), Южный - 10,5 %, Приволжский и Уральский федеральный округи. Среди субъектов Федерации наибольшее стабильное положение в финансовой сфере сложилось в республиках Татарстан и Башкортостан, Краснодарском крае, Самарской, Саратовской, Нижегородской и Свердловской областях. Все остальные регионы имеют относительно низкую насыщенность кредитными учреждениями, которая не всегда соответствует уровню адаптации этих регионов к рыночным отношениям. Неравномерное территориальное размещение банков обусловливает постоянное перемещение капиталов из регионов в центр.
Становление рыночной экономики в России требует решетя важнейшей задачи - совершенствования её отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоёмких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств тара. В связи с этим необходим переход от утяжелённой базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.
Основным содержанием нового периода преобразований является структурная перестройка экономики. В программе социального и экономического развития на ближайший период предусматривается стабилизация экономики и обеспечение высоких темпов инвестиций для динамичного развития экономики и структурных преобразований.
Становление рыночных отношений ведёт не только к разнообразию форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и к появлению новых форм промышленной интеграции. Одна из таких форм называется холдингом. Это новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционерных предприятий с участием государственного капитала как федерального, так и регионального. В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставный капитал головного предприятия (холдинга), который становится акционерной компанией преимущественно открытого типа. В оборонной промышленности одним из крупнейших холдингов является компания «Новые программы и концепции». Она объединяет предприятия, производящие необходимую продукцию, и включает судостроительный завод «Северная верфь», Московский радиотехнический завод. Ленинградское оптико-механическое объединение, Кировский механический завод и ОКБ им. Сухого.
Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходят слияния предприятий и совместное инвестирование производства, что позволяет увеличивать выпуск продукции, её продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой нефтяной компании является «ЛУКойл». Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.
Другой формой является финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем является финансово-промышленные группы (ФПГ). Основная функция их создания - технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.
ФПГ отличаются достаточно разносторонним развитием и охватывают более J 00 направлений деятельности. Наиболее крупные предприятия - это АО «Магнитогорский металлургический комбинат», «Западно-Сибирский металлургический комбинат», «НОСТА» (Орско-Халиловский металлургический комбинат), «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и др.
Среди ФПГ по своим объёмам и численности персонала выделяются такие, как «Русхим», «Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили», «Восточно-Сибирская группа».
Большинство ФПГ включают в состав своих участников организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы. Так, ФПГ «Объединённая промышленная строительная компания» включает предприятия лёгкой и пищевой промышленности (АО «Сафьян» и АО «Рязаньрыбпром»).
Создание ФПГ представляет одно из важных направлений вывода оборонного комплекса из глубокого кризиса. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре СГ - Уральские заводы», «Скоростной флот», «Сокол» и «Сибирь». В ближайшие годы будут созданы ещё аналогичные объединения.
Одной из форм, получивших своё развитие в последние десятилетия, является развитие технополисов и технопарков. Они формируются в регионах, характеризующихся наличием тех элементов производительных сил, которые относятся к инновационной экономике, - высокотехнологичные предприятия, научно-исследовательские учреждения, университеты и другие центры профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации, ннформационно-коммуникационные структуры. При этом е значение имеет не только их концентрация в отдельном но взаимодействие этих структур, что обеспечивает наибольший экономический эффект их развития. В современных условиях создание технополисов и технопарков является одним из главных направлений программ устойчивого развития экономки регионов, специализирующихся на развитии наукоёмких отраслей хозяйства, находящихся в настоящее время в состоянии стагнации. Своеобразие технополисов и технопарков заключается также в том, что они одновременно включены в локальные, региональные, страновые и мировые системы, а их развитие опирается как на уже сложившийся научный, образовательный, промышленный потенциал, так и на возможности генерировать новые научные идеи.
Технопарки и технополисы наиболее эффективно создашь в местах сосредоточения крупных научных центров и университетов, известных своими научными традициями и современной учебной базой, вблизи крупных промышленных предприятий и в местах концентрации высококвалифицированных специалистов, в районах с развитой транспортной сетью, высоким культурным уровнем населения и на территории с благоприятными природно-климатическими условиями. Технопарк должен находиться не далее чем в 30 минутах езды от города, занимать ограниченную территорию.
Основным структурным элементом технополиса является комплексный научно-технический коллектив, создаваемый для тизации конкретного продукта и включающий сотрудников одного или нескольких ВУЗов, НИИ, СКБ отечественных, совместных или иностранных предприятий, малых инновационных фирм, коммерческих банков, которые будут обеспечивать необходимыми средствами и сотрудничать в решении поставленных задач. В создании и функционировании производственных структур принимают участие администрация технопарка, местная (региональная) администрация, заинтересованные предприятия и финансовые институты.
Основу технополисов составляют новые и новейшие наукоёмкие отрасли, для развития которых государство создаёт благоприятные условия. В настоящее время технополисы и технопарки в России создаются на базе учебных и научно-исследовательских институтов, имеющих тесные связи с такими промышленными предприятиями, как совместные предприятия, акционерные общества различного типа, ассоциации и т.п. Подобные формы организации получают развитие в Москве - российско-итальянское СП «Технопарк», в Санкт-Петербурге - АО «Санкт-Петербургский кибернетический технопарк», «Санкт-Петербургский международный технопарк», Томске - «Томский научно-технический парк», представляющий собой ассоциацию предприятий и институтов. Проектируется создание технопарков в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске и др. Широкие возможности для развития такой формы развития организации хозяйства имеют закрытые города ВПК, что обеспечивает не только сохранение научно-технического потенциала этих городов, но и успешную конверсию предприятий и сохранение высококвалифицированных кадров.
Санкт-Петербургский международный технопарк создан Механическим институтом совместно с итальянской фирмой «ЛАРАинжиниринг» с привлечением итальянской машиностроительной компании «Монделли». Главными целями создания технопарка являются конверсия оборонных предприятий и перевод их на производство наукоёмкой продукции. Технопарк осуществляет сотрудничество с 60 зарубежными фирмами, что обеспечивает выход с выпускаемой продукцией на мировой рынок. Стоимость создания этого технопарка оценивается в 250 млн. долл. Вклад российской стороне составит не менее 51% уставного капитала АО, что позволит российской стороне сохранить контрольный пакет акций. Срок окупаемости инвестиций - семь лет.
Технополисы являются дорогостоящими объектами инвестирования и начинают приносить прибыль не ранее чем через 10 лет. В РФ такая форма территориальной организации хозяйства получает развитие в Зеленограде. Технополис «Зеленоград» был создан как базовый. Выбор этого научно-производственного центра неслучайный. Здесь имеется необходимая для создания технополиса научно-техническая база и возможности для создания замкнутого цикла производства микроэлектроники, включая получение готового продукта. На территории технополиса расположены предприятия электронной промышленности, научно-исследовательские институты, более 2,5 тыс. малых и средних фирм, производящих научно-техническую продукцию. Московский институт электронной техники (МИЭТ), готовящий кадры для электронной промышленности. Зеленоград расположен в 30 гм от Москвы, имеет развитые транспортные связи.
Технополисы и технопарки должны способствовать не только развитию высокотехнологического производства и выходу продукции на мировой рынок, но и подъему экономики как отдельного региона, так и страны в целом.
- Введение
- Региональное экономическое право
- Глава 1. Населенние россии
- 1.1 Основные демографические показатели и структура населения
- 1.2 Народы России
- 1.3 Городское и сельское население
- 1.4 Миграция населения
- Глава 2. Отраслевая и территориальная струк-тута экономики россии и методы экономического обоснования размещения производства
- 2.1 Структура хозяйственного комплекса
- 2.2 Условия и факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства
- 2.3 Методы экономического обоснования размещения производства.
- Глава 3. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1 Нефтяная промышленность
- 3.1.1 Магистральные системы нефтепроводов
- 3.1.2 Нефтеперерабатывающие заводы (нпз)
- 3.2 Газовая промышленность
- 3.2.1 Основные магистральные газопроводы
- 1. Из Западной Сибири.
- 3.3 Угольнаяпромышленность
- 3.4 Электроэнергетика
- Глава 4. Металлургический комплекс
- 4.1 Черная металлургия
- 4.2 Цветная металлургия
- Глава 5. Машиностроительный комплекс
- Глава 6. Химико-лесной комплекс
- 6.1 Химическая промышленность
- 6.2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- Глава 7. Легкая промышленность
- Глава 8. Агропромышленный комплекс
- Глава 9. Транспортный комплекс
- 9.1.Железнодорожный транспорт
- 9.2 Морской транспорт
- 9.3 Речной транспорт
- 9.4 Автомобильный транспорт
- 9.5 Трубопроводный транспорт
- 9.6 Авиационный транспорт
- 9.7 Создание международных транспортных коридоров
- Глава 10. Экономическое районирование территории рф
- 10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
- 10.2 Ранги экономических районов
- Глава 11. Центральный экономический район (цэр)
- 11.1 Состав, значение, особенности цэр
- 11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр
- 11.3 Территориальная организация хозяйства цэр
- Глава 12. Северо-западный экономический район
- 12.1 Состав, значение, особенности Северо-Западного экономического района
- 12.2 Структура, характеристика ведущих отраслей и территориальная организация хозяйства Северо-Западного экономического района
- 13.1 Состав, значение, особенности Северного экономического района
- 13.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северного экономического района
- 13.3 Территориальная организация хозяйства Северного экономического района
- Глава 14. Центрально-черноземный экономический район
- 14.1 Состав, значение, особенности Центрально-Черноземного экономического района
- 14.2 Структура и характеристика ведущих отраслей
- 14.3 Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного экономического района
- Глава 15. Волго-вятский экономический район
- 15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
- 15.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района
- 15.3 Территориальная организация хозяйства Волго-Вятского экономического района
- Глава 16. Поволжский экономический район
- 16.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Поволжского экономического района
- 16.3 Территориальная организация хозяйства Поволжского экономического района
- Глава 17. Северо-кавказский экономический район
- 17.1 Состав, значение, особенности Северо-Кавказского экономического района
- 17.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северо-Кавказского экономического района
- 17.3 Территориальная организация хозяйства Северо-Кмвказского экономического района
- Глава 18. Уральский экономический район
- 18.1 Состав, значение, особенности Уральского экономического района
- 18.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Уральского экономического района
- 18.3 Территориальная организация хозяйства Уральского экономического района
- Глава 19. Западно-сибирский экономический район
- 19.1 Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района
- 19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
- 19.3 Территориальная организации хозяйства Западно-Сибирского экономического района
- Глава 20. Восточно-сибирский экономический район
- 20.1 Состав, значение, особенности Восточно-Сибирского экономического района
- 20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
- 20.3 Территориальная организация хозяйства Восточно-Сибирского экономического района
- Глава 21. Дальне-восточный экономический район
- 21.1 Состав, значение, особенности Дальневосточного экономического района
- 21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
- 21.3 Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района
- Глава 22. Калининградская область