География провинции Шаньси

реферат

Туризм

В Шаньси очень солидные туристические ресурсы. На севере в Датуне - известный пещерный комплекс Юньган, в центре -- святыня буддизма гора Утайшань, на юге - единственный на Хуанхэ водопад -- водопад Хукоу - «носик чайника», крупнейший в Китае храм «Доблести и верности» - Гуаньдимяо в уезде Цзечжоу, одно из четырех крупных в Китае сооружений, имеющее эффект эхо - башня Инъинта в храме Гуцзюсы в местечке Юнцзи. В настоящее время в провинции сохранился 31401 стационарный памятник культуры. Среди них 2639 древних развалин, 1666 древних курганов и захоронений, 18118 древних построек и исторических памятников, 300 пещерных храмовых комплексов, 360 мест, где найдены реликтовые окаменелые позвоночные животные, 6852 каменных барельефа и стелы, 1466 развалин и памятных сооружений времен революции, а также 12345 образцов художественной лепки в древних сооружениях и на исторических памятниках, 26751 кв. м. настенной росписи в буддийских и даосских храмах. Все это открывает широкие перспективы для освоения туристических ресурсов и превращения этой сферы в важнейшую опорную отрасль экономики провинции.

Тайюань

Тайюань -- административный, экономический, культурный и научно-образовательный центр провинции Шаньси /Северный Китай/-- имеет 2500-летнюю историю.

Расположен в центральной части провинции, на берегах р. Фэньхэ -- притока Хуанхэ -- и с трех сторон окружен горами.

Городу Тайюань административно подчиняются 6 районов, 1 город уездного значения и 3 уезда общей площадью 6956 кв. км, население 3,45 млн. чел. /по состоянию на конец 2007г./.

Еще в 497 г. до н.э. на территории сегодняшнего Тайюаня появился город под названием Цзиньян, который служил основным опорным военным пунктом для сопротивления вторжению северных кочевых племен. В истории город не раз страдал от наводнений, и в 11 в. был полностью разрушен во время войны. В годы правления династий Мин / 1368--1644гг./ и Цин /1644 --1911гг./ здесь развивалось горное дело, коммерция и кустарные промыслы. Город строился заново.

Средняя высота Тайюаня над уровенем моря составляет 800 м. Климат -- умеренный муссонный. Среднегодовая температура -- 9,5 градуса выше нуля, количество осадков -- 456 мм.

В 1949г. после провозглашения КНР в г. Тайюань построен ряд крупных угледобывающих, металлургических, машиностроительных и химических предприятий, и город превратился в один из основных центров энергетики и тяжелой промышленности страны.

Самой известной достопримечательностью города считается парк "Цзиньцы" /"родовой храм княжества Цзинь"/, который построен, как минимуму, более тысячи лет назад. Согласно данным, древний архитектурный комплекс не раз реставрировали. Кроме того, в городе находятся пещера Тяньлуншань, сооруженные в 17 в. 54,7-метровые башни-близнецы и другие туристические объекты.

История города насчитывает 2500 тыс. лет, поэтому вокруг него находится огромное количество культурных памятников и древних построек.

Его строительство началось в 497 г. до н.э. по приказу правителя древнего государства Цзинь, в связи с чем и город первоначально получил название Цзиньян. В период правления императоров династии Тан он достиг своего расцвета, став "третьей столицей Поднебесной" и самым крупным городом, расположенным к северу от Хуанхэ. В период династии Цин Тайюань превратился в один из значительных центров коммерции и ремесленного производства.

Крупнейшим памятником Тайюаня является храм Цзинь, находящийся под охраной государства и имеющий общенациональное значение. "Жемчужинами государства" называют находящиеся на его территории ритуальный зал Шэнмудянь, мост Фэйлян и зал подношений Сяньдянь. К национальным сокровищам относят также Храм парных пагод, храм Чуншань с собранной там коллекцией священных манускриптов времён династии Сун, Юань и Мин, городские ворота с башней.

Пинъяо

Одной из важнейших достопримечательностей Шаньси является Пинъяо. Пинъямо (•Ѕ—y) -- город и уезд в провинции Шаньси, в 80 километрах к югу от административного центра провинции -- города Тайюань. Единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.

Древний город Пинъяо возник в центре провинции Шаньси 2700 лет тому назад. Начиная с 221 г. до н. э. Пинъяо неизменно служил административным центром уезда. До наших дней в Китае сохранилось немного древних городов, пожалуй, только в Пинъяо можно увидеть образец уездного города периода династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.) в его первозданном виде.

Исторически Пинъяо был центром коммерции и торговли. Одной из причин процветания города было его геополитическое расположение: Пинъяо находится в сердце провинции Шанси, на границе между центральной равниной и северной пустыней. Купцам Пинъяо было удобно вести торговлю с северными племенами и развивать торговые связи между ними и центральным Китаем. На протяжении 14 -19 вв. могучая городская стена игра свою роль в деле защиты от внешних врагов, что также позволяло Пинъяо беспрепятственно развиваться. Пинъяо являлся одним из главных финансовых и банковских центров страны на протяжении обеих династий. Одно из первых в Китае банковских заведений, пункт обмена валюты Ришенчан, было основано 1643 году, существует и по сей день. К 19 веку, некогда динамичный процветающий город, впал в стадию запустения. В 80-е годы 20 века, на волне всецелой модернизации и ожидания экономического подъема, местные власти приняли решение реконструировать город, разрушив старинные кварталы и придав ему современный вид. В то время, как власти разрабатывали программу «обновления» и экономического «освобождения», жители Пинъяо развернули активную борьбу за спасение исторического наследия их города. В итоге, реконструкция города прошла вне городских стен и не затронула старый город. В 1986 году Пинъяо был признан национальным историческим городом и с тех пор находится под защитой государственной программы по охране исторических ценностей. Всего в городе насчитывается 99 музеев и охраняемых государством объектов. Город окружен глинобитной стеной, сооруженной из кирпичей. Общая длина стены составляет около 6000 метров. Высота стены составляет 10 метров, ширина 3-5 метров. Северная, западная и восточная стены ровные, южная стена имеет изгибы в связи с неровностью ландшафта. Всего насчитывается 6 городских ворот (по 1 с северной и южной сторон, по 2 с восточной и западной сторон). В связи с этим, местное население называет город «черепахой» -- башни на севере и юге как голова и хвост, башни на западе и востоке как лапы, квадратный город как панцирь. На городской стене возведены 72 наблюдательные башни. Стены имеют 3000 отверстий для оборонительной стрельбы. Числа 72 и 3000 обусловлены тем, что у Конфуция было 72 последователя и 3000 учеников. Стены города окружены рвом шириной в 3,3 метра и глубиной в 3,3 метра. Строения города отличаются разнообразием стилей. Некоторые подворья представляют собой типичный сыхэюань с одним выходом, некоторые являются объединением 2-3 зданий, соединённых между собой проходами. Большинство зданий имеют деревянные перекрытия и каменные внешние стены. Крыши домов покрыты серой черепицей. Некоторые украшены каменными колоннами. Дома богатых семей украшены декоративными архитектурными надстройками и лепниной животных. Административные здания украшены каллиграфическими надписями.

Начиная с времен династии Цинь (221 г. д.н.э -- 206 г. д.н. э.) в городе Пинъяо заседало уездное правительство. Сама Резиденция представляет собой целый квартал города со множеством зданий и была построена в 1346 г. н. э. во времена династии Юань. В резиденции также находилось помещение для суда, тюрьмы, библиотека, а также специальное окно, через которое можно было анонимно похвалить достойного и пожаловаться на нерадивого чиновника. Внутри квартала здания расположены надлежащим китайскому ритуалу образом. Административные постройки находятся по левую сторону от входа, по правую сторону расположены здания охраны. В общей сумме в Резиденции 299 комнат.

Вместе с древним городом Пинъяо в Реестр объектов мирового культурного наследия были включены монастырь "Чжэньгосы" ("Хранителя мира и покоя государства") и монастырь "Шуанлиньсы" ("Двойного леса"). Расположенный в 15 км к северо-востоку от города монастырь "Чжэньгосы" относится к Эпохе пяти династий (907 - 960 гг.). Главная достопримечательность монастыря - "Зал десяти тысяч будд" ("Ваньфодянь") - одно из самых древних деревянных сооружений, сохраняющихся в Китае. До сего дня "Ваньфодянь" украшают редчайшие образцы расписной скульптуры.

Монастырь "Шуанлиньсы", насчитывающий 1400-летнюю историю, расположен в 6 км к юго-западу от Пинъяо. Монастырь слывет "сокровищницей расписной скульптуры древнего Китая", в нем представлено 1566 скульптур. Высота самой колоссальной статуи превышает 3 м, самой миниатюрной статуэтки - около 30 см. Богатство экспозиции, высочайшее мастерство исполнения и неординарный замысел творцов этих произведений производят неизгладимое впечатление на посетителей.

Гроты Юньган

Один из выдающихся китайских памятников мирового наследия пещерно-храмовой комплекс Юньганшику находится в 16 км к западу от Датуна -- города на территории нынешней провинции Шаньси Северного Китая. Более 1500 лет тому назад Китай оказался расколот на Северные и Южные царства. В тот период Датун являлся столицей северокитайского царства Вэй /386 --534гг./.

В 460г. по инициативе достопочтенного буддийского монаха Таньяо император династии Северная Вэй издал указ о сооружении в горах Юньган близ Датуна буддийского пещерно-храмового комплекса. К тому времени распространение буддизма в Китае уже насчитывало более 400 лет, и буддизм снискал всеобщее признание китайцев.

Сооружение комплекса продолжалось более 50 лет. В строительных работах были задействованы свыше 40 тыс. ремесленников, включая и буддийских монахов из Царства Львов -- современной Шри-Ланки. Строительство в основном завершилось уже после переноса в 494г. столицы Северной Вэй из Датуна в Лоян -- города на территории современной провинции Хэнань Центрального Китая.

Юньганшику -- один из самых крупномасштабных пещерно-храмовых комплексов, сохраняющихся в Китае до наших дней, наряду с пещерными храмами в Дуньхуане и Лунмэньшику входит в число трех крупнейших пещерно-храмовых комплексов Китая. Примерно 1 км горных склонов, словно пчелиные соты, испещряет множество больших и малых пещер и ниш с установленными в них изваяниями будд. В настоящий момент здесь сохраняются 53 пещеры, более 1200 ниш со статуями будд и более 51 тыс. каменных скульптур.

Специфика горного рельефа позволила естественным образом подразделить Юньганские пещерные храмы на восточные, центральные и западные. Восточные пещеры изобилуют пагодами, поэтому их называют "пещерами с пагодами". Каждая из центральных пещер состоит из переднего и заднего помещений, в центре пещеры высится статуя Будды, а стены и потолок украшены барельефами. В западной части Юньганских пещер доминирующее место занимают средние и малые пещеры и небольшие открытые ниши со статуями будд.

При сооружении Юньганского комплекса в первую очередь началось сооружение центральных пещер. Руководил строительством монах Таньяо. На прорубку 5 пещер было затрачено 5 лет. Эти грандиозные и величественные пещеры /нумируются с 16 до 20/ последующие поколения стали называть "5 пещерами Таньяо". В центре каждой из пещер статуя Будды, самая большая из них -- 16,8 м, самая "маленькая" -- 13,5 м. Пять изваяний Будды символизируют 5 первых императоров династии Северная Вэй. Грандиозные скульптуры служили напоминанием современникам, что "Сын неба есть воплощение Будды". Статуя Будды в наиболее посещаемой 20-й пещере является реалистическим изображением императора Вэньчэна -- могущественного покровителя монаха Таньяо. Первоначально изваяние помещалось внутри пещеры, однако более 1000 лет тому назад пещера обвалилась, и статуя оказалась под открытым небом. Именно эта выдержавшая испытание временем статуя широкоплечего, степенного, с немного одутловатым ликом Будды стала символом пещерно-храмового комплекса Юньганшику.

Несмотря на то, что изваяния Будды в "5 пещерах Таньяо" олицетворяют императоров династии Северная Вэй, в их одежде, убранстве, форме прически в виде большого узла ощущается сильное иноземное влияние, что сближает их с буддисткой скульптурой Индии и центрально-азиатского региона.

После ухода со сцены монаха Таньяо началась еще более крупномасштабная вырубка пещер, продолжавшаяся вплоть до переноса столицы в Лоян. В этот период пещерные храмы комплекса Юньган вырубались в основном на восточных горных склонах. То было время расцвета династии Северная Вэй, и императорский двор не жалел средств на строительство.

В отличие от колоссального размера и величественного стиля центральных пещер, восточные пещеры, в основном, имеют квадратную форму и разделены на переднее и заднее помещения. Свод некоторых пещер поддерживают расположенные в центре квадратные резные столбы, тематика резьбы гораздо богаче, в ней ощущаются собственно китайская стилистика и светские мотивы. В сравнении с пещерными храмами, расположенными в провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также в странах Южной и Центральной Азии, Юньганские пещерные храмы поражают новизной стиля, абсолютно нетипичного для своего времени. Этот стиль получил название "юньганской модели".

Почти все восточные пещерные храмы были двойными, что отражало тогдашнюю политическую ситуацию: в 471г. на престол взошел император Сяовэнь, оставшийся в истории как "популяризатор ханьской культуры" и успешный реформатор. Однако в первые 20 лет его правления власть, фактически, находилась в руках его бабушки -- женщины из рода Фэн. Этим объясняется и появление двойных пещер, из которых одна символизировала императора Сяовэня, а другая -- его власть предержащую бабушку.

Восточные пещерные храмы включают в себя самую грандиозную по масштабам пещеру высотой 25 м и шириной 50 м с минимальным количеством изваяний. Среди восточных пещер есть и пещера с самой миниатюрной статуей Будды, высота которой составляет лишь 2 см, что не больше фаланги пальца. Здесь же можно увидеть самый ранний и самый объемный из обнаруженных к настоящему моменту в Китае высеченный на камне комментарий. Каллиграфически выполненная надпись объемом в 366 иероглифов датирована 30 августом 483г. и повествует о том, как и почему на собственные сбережения 54 буддийских монахов были установлены статуи будд.

Построенные на восточном склоне пещеры под номерами 5 и 6 являются самыми изящными и интересными по стилистике в буддийском комплексе Юньганшику. Пещеры примечательны пристроенными снаружи многоярусными павильонами. Группа из пяти деревянных четырехэтажных павильонов появилась более 340 лет тому назад. Перила и опорные балки покрыты красным лаком, крыши -- глазурованной черепицей. Если подняться в туманную погоду на самый верх, то кажется, что попадаешь в буддийский рай.

В середине 5-й пещеры высится 17-метровая статуя Будды -- самая грандиозная в Юньганских пещерных храмах. На коленях Будды одновременно могут поместиться 120 человек, а на стопе -- 12 человек. Колоссальная статуя Будды окружена небольшими изваяниями будд.

Пещера под номером 6 считается "первой среди великолепных пещер" Юньганшику, поскольку все внутреннее пространство пещеры -- стены, свод, пол -- украшено непревзойденным по красоте и богатству рельефом. Статуи будд и барельефные изображения бодхисаттв, архатов, летающих фей, донаторов монастырей, священных птиц и животных и чудесных цветов воссоздают великолепие и пышность буддийского мира. В этой пещере 33 следующих друг за другом барельефа и горельефа рассказывают историю принца Сиддхарты Гаутамы с момента его рождения и до превращения в Будду Шакьямуни.

В восточных пещерах также хранятся два ценнейших в Юньганских пещерах произведения скульптуры. Первое находится в пещере под номером 8 и представляет собой статуи двух апологетов буддийского учения. Один -- пятиликий и шестирукий -- воссядает на священной птице, другой -- с тремя ликами и восьмью руками -- изображен верхом на быке. Священная птица символизирует мудрость, силу и счастье, а бык -- символ богатого урожая. Эти скульптуры считаются квинтэссенцией идеи соединения искусства Востока и Запада и не имеют себе аналогов.

Второе произведение искусства -- рельефные изображения летающих фей, исполненных на плафонах пещер под номерами 9 и 10. Изящные танцевальные позы небожительниц напоминают фрески в пещерных храмах в Дуньхуане. Однако по мнению некоторых искусствоведов, юньганские рельефы по мощи звучания, гармоничности, содержательности и эмоциональной выразительности превосходят все другие аналоги.

12-я пещера -- знаменитая "музыкальная пещера" комплекса Юньганшику. Переднее помещение "музыкальной пещеры" украшают рельефные изображения танцовщиц и певиц, аккомпанирующих себе на барабанах и колокольчиках, флейтах и пипах -- китайских четырехструнных инструментах. Танцовщицы и певицы празднуют превращение Сиддхарты Гаутамы в Будду. Великолепный орнамент уникален для Юньганских пещерных храмов и редко встречается в других пещерно-храмовых комплексах Китая. Танцовщицы и певицы изображены в нарядах и украшениях нацменьшинств Северного Китая, некоторые играют не только на китайских музыкальных инструментов, но и на иноземных. Осматривая "музыкальную пещеру", кажется, что попал на средневековый концерт.

Пещеры, сооружавшиеся последними, вырубались уже после переноса императором Сяовэнем столицы из Датуна в Лоян. В то время Юньганские пещерные храмы больше не считались храмами императорской фамилии. Оставшиеся жить в старой столице чиновники среднего и низшего рангов и последователи буддизма продолжили строительство пещер. Для этой группы пещер характерны средние и малые размеры, тонкая скульптурная пластика, в которой достаточно четко прослеживаются следы ханьского культурного влияния. Те же черты скульптурной пластики позднее найдут воплощение в пещерно-храмовом комплексе Лунмэньшику.

Пещерно-храмовой комплекс Юньганшику завоевал огромную известность своими замечательными произведениями скульптуры. Оставаясь в лоне национальных традиций китайские ваятели впитали и привнесли все лучшее из индийской и персидской скульптуры. До и после появления Юньганского пещерно-храмового комплекса в Китае было немало и других замечательных памятников пещерно-храмовой архитектуры, тем не менее, именно Юньганский комплекс считается главной вехой в истории буддийского пещерно-храмового зодчества Китая.

В 2001г. пещерно-храмовой комплекс Юньганшику по решению ЮНЕСКО был внесен в Реестр объектов мирового культурного наследия.--0--/По материалам издания "Китайские памятники мирового наследия"/

Датун

Датун (кит. ‘е“Ї, пиньинь Dаtуng) -- городской округ в северной части провинции Шаньси КНР, на лёссовом нагорье (высота 1090 м) у заставы Великой Китайской стены, отделяющей Внутренний Китай от Внутренней Монголии. Раньше других городов Восточной Азии Датун украсился буддийскими храмами и пагодами. Особенной известностью пользуется т. н. «висячий храм» (Сюанькун). На западной окраине города возник монументальный комплекс пещерных храмов Юньган (памятник Всемирного наследия). В 431 г. город был окружён мощной 16-километровой стеной, однако к концу V века вэйские правители перенесли столицу в Лоян, а Датун был оставлен на разграбление кочевникам и на несколько столетий предан забвению..

Название «Датун» впервые появляется в VIII веке для обозначения танской армии, охранявшей северные рубежи Китая в окрестностях современного города. Китайских поселенцев к тому времени здесь почти не осталось. Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся танскими правителями попытки военной колонизации этих мест, в 947 г. северную часть Шаньси отторгли от Китая кочевники-кидани. Вплоть до монгольского нашествия Датун служил западной столицей сначала киданьского государства Ляо, а с 1125 г. -- чжурчженьского государства Цзинь.

Священные горы буддизма и даосизма

В Китае имеется девять гоp, считающихся священными пиками стpаны. Четыре из них являются буддийскими священными горами, и пять - даосскими. Два из этих пиков расположены на территории провинции Шаньси.

Священная гора буддизма Утайшань (городской округ Синьчжоу) считается местом пребывания Бодхисаттвы мудрости, Манджушри или Вэньшу (•¶Ћк) в китайском варианте. Ее название происходит от наличия пяти скругленных вершин, именуемых Северная (кит. –k‘д, пиньинь Bмitбi, 3058 м -- самая высокая точка северного Китая), Западная, Южная, Восточная и Центральная.

Из четырёх священных гор Утайшань была первой получившей этот статус, поэтому часто на неё ссылаются как на «первую из четырёх великих гор.» В соответствии с Аватамсака-сутрой (кит: Хуаян Цзин; ‰ШљЋгS), описывающей места пребывания бодхисаттв, Манджушри пребывает на «чистой холодной горе» на северо-востоке. В результате это стало альтернативным названием для Утайшань (кит. ђґ—БЋR, пиньинь Qоngliбng Shвn, буквально «Чистая холодная гора»). Считается, бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе, принимая обличье паломников, монахов или необычных пятицветных облаков. На Утайшане имеются примеры древней деревянной архитектуры, сохранившейся со времён династии Тан (618--907). В частности, главный зал монастыря Наньчан и Восточный Зал монастыря Фугуан были построены в 782 и 857 годах. В современном Китае они были обнаружены только в 1937 и 1938 годах.

В 2008 году китайские власти подали заявку на включение храмов Утайшаня в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году заявка была удовлетворена, и гора Утайшань вошла в список Всемирного наследия по критериям ii, iii, iv и vi.

Гора Хэншань, одна из священных пиков даосизма, знаменита расположенным на ней храмовым комплексом Сюанькун-сы. Сюанькун-сы имеет большое историческое значение в регионе, активно посещается туристами. Монастырь построен в 491 году при династии Северная Вэй. Храмовый комплекс объединяет буддийские, даосские и конфуцианские алтари.

В монастыре вдоль отвесной стены расположено около 40 залов и павильонов. Здания держатся на деревянных сваях, упирающихся в скалу. Сама скала используется также как задняя стена помещений, выемки в скале сделаны для изображений и статуй Будды.

Всего в монастыре стоят 80 статуй из разных материалов. Самое крупное рельефное изваяние - Татхаты

Монастырь с 1982 охраняется как Национальный Памятник КНР.

Горы Уданшань

Горы Уданшань, возвышающиеся на северо-западе провинции Хубэй, славятся своими густыми лесами, удивительно красивыми пейзажами, причудливыми пещерами и камнями, вечным журчанием источников и ручьев. 72 вершины, окутанные облаками и туманами, обращены к главному пику Тяньчжуфэн, долины между ними глубоки и тихи. По преданию, император Чжэньу, исповедующий уданский даосизм, родился здесь, здесь же он познал истинную веру и вознесся на небо. Испокон веков сюда приходили люди, чтобы вести отшельническую жизнь.

Горы Уданшань знамениты не только своей природной красотой и памятниками даосизма, но и гимнастикой «ушу». Уданшаньская гимнастика «ушу» тесно связана с даосизмом, цель занятий - укрепление здоровья и самоохрана.

Горы Уданшань хранят величественные и великолепные даосские архитектурные ансамбли, занесенные в каталог мирового культурного наследия.

Почему уданшаньские архитектурные ансамбли не имеют себе равных в мире среди многих известных храмов даосских гор? Их возведение тесно связано с именем минского императора Чжу Ди. Строительство дворцов и храмов на горах Уданшань началось в эпоху династии Тан и продолжалось в эпохи Сун и Юань. В эпоху Мин царь вассального княжества Чжу Ди развязал войну и захватил трон у племянника. Чтобы узаконить свое правление и полностью подчинить себе народ, Чжу Ди создал теорию, по которой он получил право на господство от самого бога, и великий император Чжэньу покровительствует ему. После вступления на трон Чжу Ди в целях укрепления своего могущества повелел соорудить дворцы, храмы и монастыри на горах Уданшань, видя в Чжэньу своего главного бога-хранителя, что в значительной степени содействовало процветанию уданского даосизма. Минские императоры, считавшие постройки на горах Уданшань своими родовыми храмами, оказывали большую помощь в развитии уданского даосизма, они расширили дворцовые и храмовые ансамбли, в результате горы Уданшань стали центром даосизма в стране и имели очень важное политическое положение. Прошло несколько сотен лет, уданшаньские верующие встречаются не только во внутреннем районе Китая, но и на Тайване, в Сянгане, в Юго-Восточной Азии.

По историческим летописям, на строительство храмов минский император Чжу Ди мобилизовал 300 тысяч мастеров, оно продолжалось целых 12 лет, на горах Уданшань было возведено более 8000 помещений, где представлено множество великолепных и очень ценных культовых предметов, пожалованных императорским двором. Благодаря непрерывному расширению, впоследствии помещения даосской архитектуры на горах превысили 20 тысяч.

Дворцовые и храмовые ансамбли на горах Уданшань сооружались согласно легенде об императоре Чжэньу, по сути теократии; они как нельзя лучше отражают торжественность, суровость, величественность и таинственность, столь необходимые императорской власти и даосизму. 70-километровая мощеная камнем дорога от подножья гор ведет в павильон Уцзиньдянь на пике Тяньчжуфэн; по ее обеим сторонам построены 8 дворцов, 2 монастыря, 36 павильонов, 72 храма, 39 мостиков, 12 беседок и террас. За 12 лет строительства император Чжу Ди издал более 60 приказов, касающихся возведения дворцов, и даже эскизы проекта. Он особо подчеркивал, что все постройки должны расположиться по самим горам, благодаря чему дворцовые и храмовые ансамбли на горах Уданшань сливаются воедино с окружающими лесами, камнями и ручьями, хорошо отражая идеи даосизма - стремление к природе.

Дворцовые и храмовые архитектурные ансамбли на горах Уданшань испокон веков считались великим созданием в мире. Хотя ныне немало из них разрушилось, сохранившаяся часть по-прежнему отличается величественностью, великолепием и высоким мастерством строительства. В монастыре Фучжэньгуань в пятиэтажном павильоне одна колонна подпирает 12 балок; его стены передают колебания воздуха; при ударах колокола в павильоне Чжуаньшэньдянь царит тишина, зато вне павильона четко слышны его звуки; павильон Цзиньдянь на пике Тяньчжуфэн не имеет громоотвода, в грозу вокруг сверкают молнии и гремит гром, но павильон недоступен для них… всем этим мы обязаны таланту и уму наших предков.

Действующие храмы и монастыри, дворцы и павильоны на горах Уданшань, даосская музыка, красивые легенды и набожные паломники притягивают к себе, заставляют нас ощущать дух древней культуры этого края.

Находящиеся на удалении свыше 1000 км от Пекина горы Уданшань знамениты своим грандиозным архитектурным комплексом, строительство которого началось в 1412 г. н.э.

Спустя 500 с лишним лет, в 1994г. древний архитектурный комплекс в горах Уданшань был внесен в Реестр объектов мирового культурного наследия. В докладе Комитета по делам мирового наследия ЮНЕСКО говорится, что архитектурный комплекс в горах Уданшань представляет собой "выдающееся сочетание типично даосских памятников архитектуры с уникальным природным ландшафтом".

Даосизм как самобытная религия Китая оформился более 1800 лет тому назад. Высшая цель даосизма -- превращение в небожителя путем самосовершенствования и познания истинного Пути -- Дао. В основном учении даосизма -- трактате "Дао дэ цзин" /"Канон Праведного Пути"/ -- говорится, что Мир небожителей существует как на небе, так и на земле. На земле даосский рай надо искать в уединении знаменитых гор и кристально чистых рек, в местах "Пещерных небес и Счастливой земли" /обиталище бессмертных/. Удаленные горы являлись идеальным местом для даосов, скрывавшихся от бренного мира с целью достичь вершин самосовершенства.

Горы Уданшань -- именно такое место. Они расположены на территории современной провинции Хубэй в Центральном Китае и занимают площадь 312 кв. км. Еще во 2-м веке н.э. в горах Уданшань люди, якобы, видели клубящийся "волшебный пар" /животворная энергия "ци"/. Горы становились приютом для желающих стать даосским монахом либо бежавших мирской суеты. Во времена династии Юань /1279 -- 1368гг./ в горах Уданшань строительство даосских монастырей и храмов приобрело довольно значительный размах, но уже в конце правления Юаней большая часть даосских построек в горах Уданшань оказалась разрушена в результате внутренних смут и войн. До наших дней дошли лишь 2 -- 3 храмовых зала из камня и бронзы и несколько других строений.

Делись добром ;)