logo
Геополитическая характеристика Румынии

1.2 Государственно-политическое устройство и историческое развитие страны

Румыния возникла на землях вассального Объединённого княжества Османской империи в 1859 году в результате объединения двух княжеств -- Молдавии и Валахии. Независимость Объединённого княжества, преемником которого стало новое европейское государство Румыния, провозглашена 21 мая 1877 года.

Древнейшая история и античность

По неподтвержденной мировым научным сообществом версии двух археологов с Украины и Румынии, на территории современной Румынии якобы были обнаружены древнейшие следы (по версии Ч. Дарвина) пребывания кроманьонца (Пештера-ку-Оасе), датируемые примерно 42 тысячи лет назад.

Около 4 тысяч лет назад возникла неолитическая культура. В период бронзового века в 1800--1000 годах до нашей эры возникли фракийско-фригийские племена даков. В VII веке до нашей эры на территории современного Черноморского побережья Румынии (Малая Скифия) возникли греческие колонии. К III веку до нашей эры относится возникновение государств даков.

В конце I-начале II века нашей эры Дакия была завоёвана римлянами, здесь шла добыча золота и переселение колонистов. К этому времени относятся начало интенсивной романизации и зарождение балканской латыни. В 270-х годах после восстаний римляне были вынуждены отступить за Дунай.

В период «великого переселения народов» Дакия была опустошена мигрирующими племенами готов, вандалов, гуннов и ряда других. В VI веке на территории современной Румынии начали селиться славяне.

Румынское государство

Исторический процесс создания государства Румыния начался на вассальных Османской империи землях Объединённого княжества Валахии и Молдавии в 1859 году, в результате объединения двух княжеств -- Молдавии и Валахии, путём избрания господарём обоих княжеств Александра Кузы, объявившего себя князем объединённой страны. Освобождение крестьян и другие проекты реформ вызвали сильную оппозицию политики князя среди ультраконсервативной партии. В результате заговора, которая в свою очередь организовала дворцовый переворот про прусского и про османского боярства против своего господаря Куза был свергнут с престола, который был отдан прусскому ставленнику из швабской ветви Гогенцоллернов -Каролю I (Карл Гогенцоллерн-Зигмарген). Ещё одна область современного румынского государства -- Трансильвания -- находилась тогда в составе Австро-Венгрии.

Впервые независимость Объединённого княжества Молдавии и Валахии провозглашена 21 мая (9 мая) 1877 года с объявлением этих земель «Княжеством Румыния» в связи с началом русско-турецкой войны; приняв участие в этой войне, Румыния по итогам Берлинского договора при обрела северную Добруджу с Констанцой взамен занятых Россией вновь южных районов Бессарабии (Буджак). Как независимое государство признано в Сан-Стефанском и Берлинском договорах. Период с 1878 по 1914 год характеризуется относительной стабильностью. В 1881 году на основе Объединённого княжества было сформировано королевство Румыния во главе с Каролем I.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны Румыния вначале придерживалась нейтралитета, затем вступила 28 августа 1916 года на стороне Антанты под влиянием побед русской армии. 15 (28 августа)  1916 года румынские войска вошли в Трансильванию. Поначалу для Румынии наступление складывалось успешно, но быстро сказались проблемы с тыловым обеспечением, а после переброски немецких войск с Западного фронта ситуация резко осложнилась. Войска Центральных держав довольно быстро разгромили относительно слабую румынскую армию и к концу 1916 года оккупировали Добруджу и всю Валахию, включая столицу -- Бухарест. Королевская семья, правительство и парламент переехали в Яссы. Армия и значительная часть гражданского населения отступили в Молдову.

От ликвидации Румынию спасла Российская империя, которая для её поддержки выделила армию, тем самым расширив Восточный фронт до Чёрного моря. Но активные военные действия на его румынском участке были возобновлены только летом 1917 года, когда румынской армии удалось отвоевать у противника небольшую территорию на юго-западе Молдовы. Однако революционные события 1917 года в России привели к тому, что русские части всё чаще отказывались воевать. Занятые войсками Центральных держав территории практически полностью окружали находящуюся под юрисдикцией румынского правительства территорию Молдовы, угрожая в перспективе Румынии полной ликвидацией.

Успехи Антанты на Западном фронте и на Балканах осенью 1918 года привели к изменению соотношения сил, что позволило Румынии повторно вступить в войну.

В результате войны, Румыния приобрела Трансильванию, и аннексировала Бессарабию, которая входила в состав России. B 1917 году, про румынский орган государственной власти в Бессарабии (ранее часть Молдавского княжества) провозгласил Молдавскую Народную Республику, с 27 марта 1918 года -- Молдавскую Демократическую Республику (не признанные ни одним государством мира) и признал присоединение Бессарабии к Румынии - фактическую аннексию территории России.

Между двумя мировыми войнами

После Первой мировой войны в стране провозглашена парламентская демократия.

В апреле 1938 году парламент распущен, установлена королевская диктатура.

В 1940 году советские войска, согласно пакту Молотова-Риббентропа, заняли Бессарабию и Северную Буковину. Результатом стало тесное сближение Румынии с нацистской Германией.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны Румыния была союзницей гитлеровской Германии. Румынские войска участвовали в войне против СССР. Из занятых Румынией советских территорий были созданы три новые провинции: Бессарабия, куда вошли правобережная часть Молдавской ССР, Измаильская область,Транснистрия, куда вошли левобережная часть МССР и части Одесской, Николаевской и Винницкой областей УССР и Буковина, образованная румынскими властями на территории оккупированной Черновицкой областей УССР.

В августе 1944 года король Михай I, объединившись с антифашистской оппозицией, приказал арестовать Антонеску и пронемецких генералов и объявил войну Германии. В Бухарест после того были введены советские войска, и союзная румынская армия вместе с советской сражалась против гитлеровской коалиции на территории Венгрии, а потом в Австрии.

После Второй мировой войны Румыния попала в сферу влияния СССР, в стране установилась советская система законодательной власти, но допускалась контролируемая демократия на выборах в местные органы власти.

Постсоциалистическая Румыния

В декабре 1989 года произошла Румынская революция, в результате которой Чаушеску был свергнут и расстрелян, а власть перешла в руки Фронта национального спасения, создан временный парламент -- Совет национального единства.

В мае 1990 года прошли первые свободные президентские и парламентские выборы.

29 марта 2004 года Румыния вступила в НАТО, 1 января 2007 года -- в ЕС.

Государственно-политическое устройство

Унитарное государство, парламентская республика. По состоянию на март 2014 года пост президента занимает Траян Бэсеску, премьер-министра -- Виктор Понта. Подразделяется на 42 административно-территориальные единицы, 41 из которых является жудецами и 1 представляет собой муниципий Бухарест, приравненный по статусу к жудецу.Жудец - административно-территориальная единица в Румынии. Действует Конституция 1991 г., в которую внесён ряд изменений в 2003 г. Система государственного управления базируется на принципе равновесия законодательной, исполнительной и судебной власти, политическом плюрализме, соблюдении гражданских прав и свобод. Высший орган законодательной власти -- парламент, состоящий из верхней палаты Сената (143 члена) и нижней -- палаты депутатов (340 мест). Высший орган исполнительной власти -- правительство во главе с премьер-министром, кандидатура которого предлагается президентом и утверждается парламентом. Главой государства является президент, который на время исполнения своего мандата не может состоять в какой-либо партии. Президент может быть избран на два срока. Высшие и местные органы власти формируются на основе закона о выборах 1992 г. Выборы происходят каждые четыре года путём всеобщего (с 18 лет), прямого и тайного голосования. Формирование парламента идёт по партийным спискам в один тур. Установлен 5%-й барьер для партий и политических объединений, 8%-й -- для избирательных блоков. Президентские выборы могут проходить в два тура в случае, если никто из кандидатов не наберёт более 50% голосов. Первым президентом посткоммунистической Румынии стал Ион Илиеску. Повторно избранный в ноябре 2000 г. Илиеску начал процесс демократизации общественной жизни, рыночной трансформации национальной экономики, был взят курс на ускоренную интеграцию Румынии в ЕС и НАТО.

Внутренняя политика строится на конституционных принципах равных прав и свобод граждан независимо от их национальности, вероисповедания, политической принадлежности. Конституция гарантирует национальным меньшинствам сохранение и развитие их этнических, культурных, языковых и религиозных особенностей. Во внешней политике Румыния провозгласила приверженность принципам добрососедства, соблюдения норм международного права. В январе 1995 г. вступил в действие договор об ассоциировании Румынии с ЕС. В конце 2002 г. начались переговоры о вступлении Румынии в НАТО, что потребовало реорганизации Вооружённых сил, модернизации технического оснащения армии. Поставлена задача перехода к профессиональной армии, способной интегрироваться в НАТО.

В 1991 г. Румыния была первой страной, признавшей независимость Молдавии. В связи с этим актом тогдашнее румынское руководство во главе с И. Илиеску выступило с заявлением, которое не оставляло сомнений в наличии у Бухареста стратегической цели по поглощению Молдавии.

В то же время, 14 апреля 1994 г., после вступления Молдавии в СНГ румынский парламент принял заявление совершенно в другой, глубоко пессимистической тональности: «Голосование парламента в Кишинёве прискорбным образом подкрепляет преступный пакт «Молотова - Риббентропа» и безответственно лишает румынскую нацию права проживать в своём едином историческом и духовном пространстве. Географическое положение, культура, история и традиции указывают на то, что наши братья из-за Прута естественным образом должны быть вместе с нами, в великой семье европейских наций, но ни в коем случае не в евразийской структуре».

Позднее, уже в январе 2006 г., в период переговоров о вступлении Румынии в Евросоюз президент Т. Бэсеску заявил о том, что «минимальная политика Румынии заключается в том, чтобы объединение румынской нации произошло в рамках ЕС». Это заявление вызвало широкий резонанс. Наконец, возможно, самым громким заявлением со стороны румынских властей стало выступление президента Т. Бэсеску 30 ноября 2010 г., в котором он заявил, что Молдавия войдёт в состав Румынии в течение ближайших 25 лет. Это заявление сопровождалось тезисами об усилении российской угрозы в отношении Румынии со стороны войск, находящихся в Приднестровье, и со стороны Черноморского флота.

Характерной особенностью официальных отношений Румынии и Республики Молдова является отсутствие между этими государствами Базового политического договора и Договора о государственной границе. 8 ноября 2010 г., Румыния и Молдавия подписали «Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи на границе». Однако, по большинству экспертных заключений, этот документ имеет чисто технический характер и устанавливает порядок использования пограничной зоны. 27 июля 2010 г. был принят план действий, подписанный заместителем министра внутренних дел, командующим войсками карабинеров Молдавии В. Драгомиром и генеральным инспектором Румынской жандармерии О. Антонеску. План сотрудничества предполагает обмен сторонами своим опытом, организацию взаимных визитов в учебных целях, подготовку молдавских офицеров в Прикладной школе Румынской жандармерии. Соглашение вызвало скандал в молдавском обществе, так как п. 8 данного документа предусматривает возможное содействие Румынии «в обеспечении общественного порядка в Молдове».

В сентябре 2010 г. была обнародована информация о том, что Республика Молдова и Румыния готовятся заключить межгосударственный Договор о военном сотрудничестве. Это подразумевает проведение совместных учений, обмен секретной информацией относительно планирования обороны, взаимное использование полигонов, военное образование и совместную деятельность по гуманитарным вопросам.

Другим стратегически важным направлением политики Румынии по усилению своего влияния в Республике Молдова является деятельность по предоставлению румынского гражданства жителям Молдавии. По различным оценкам, в настоящее время румынским гражданством обладает от 300 до 800 тыс. жителей Республики Молдова, причём последняя цифра представляется существенно преувеличенной. В июле 2010 г. распространилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. Это известие вызвало политический скандал в Молдавии и дало левой оппозиции повод для острой критики правительства Альянса «За европейскую интеграцию».

Ещё одним важнейшим фактором усиления румынского влияния является политика Румынии в сфере образования. Бухарест рассматривает студентов из Молдавии как «зарубежных румын» и традиционно щедро финансирует их обучение из госбюджета. Помимо этого молдавские граждане, поступающие в учебные заведения Румынии, могут рассчитывать и на помощь многочисленных неправительственных организаций, продвигающих политику поддержки «зарубежных румын», которая является в Румынии частью национальной идеи.

В целом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время правящий политический класс Румынии рассматривает присоединение Республики Молдова как свою долгосрочную, историческую задачу. Правда, в Бухаресте осознают, что в текущих условиях и в близкой перспективе прямое включение Молдавии в состав румынского государства невозможно, однако, как сказано выше, Бухарест предпринимает настойчивые и систематические усилия по вовлечению соседа в зависимое положение по максимально возможному количеству параметров.

Таким образом, Румыния, пройдя трудный путь адаптации к членству в НАТО и Евросоюзе, в условиях новых вызовов, стоящих перед этими организациями, пытается занять в них собственную нишу, не отказываясь при этом от собственных, порой узконациональных и явно антироссийских интересов. По целому ряду позиций Бухарест намеренно идёт на конфронтацию с Россией, стремясь разыгрывать в Северном Причерноморье ту же партию, которая характерна для политики Польши в отношении Украины и Белоруссии.