Исследования Центральной Арктики

реферат

7. «Арктика» на Северном полюсе

Попытки прийти на судах через Полярный бассейн предпринимались с 60-х годов XVIII века. Однако заканчивались они неудачей: преодолеть многолетние мощные ледяные поля не смогли на парусные корабли и пароходы, ни дизельные электроходы. Лишь с появлением атомных ледоколов проблема покорения Центральной Арктики стала реальной. Впрочем, располагать такими гигантами ещё не значит справиться со всеми трудностями и сюрпризами высоких широт. Необходимы достоверные данные о природных условиях этой огромной акватории.

В 1976 году сотрудники Института Арктики и Антарктики, подняли вопрос об организации высокоширотной экспедиции через Полярный бассейн к Северному полюсу на атомном ледоколе. 9 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» отправился в плавание из Мурманска. Обогнув северную оконечность Новой Земли, он двинулся на юго-восток через перемычки дрейфующего разреженного льда, прошёл проливом между островами Арктического Института и островом Свердруп. Далее корабль следовал обычной трассой на восток-северо-восток. 13 августа проник в море Лаптевых через пролив Вилькицкого и за 120о в. д. повернул на северо-северо-восток. Утром 14 августа «Арктика» подошла к границе сплошных льдов и взяла курс прямо на север. На следующий день атомоход начал активное плавание во льдах Арктического бассейна, куда надводные корабли попадали только дрейфуя. Скорость снизилась до 18,5 км/час и по мере увеличения многолетних льдов, формирующихся к северу от побережья Сибири - продолжала падать. Поля с торосами «Арктика» форсировала напролом, продавливая своей массой зеленоватый лёд. На 88-й параллели состоялась первая встреча с очень мощным голубоватым льдом, образующимся у побережья Аляски и Канадского Арктического архипелага, и движение судна резко замедлилось, хотя с помощью вертолёта выбирался наиболее удобный путь по стыкам полей и их обломкам. Утром 17 августа впервые в истории мореплавания надводный корабль, преодолев за трое суток более 1100 км, вышел к полюсу планеты. На полюсе, вклинившись в большой многолетний массив, «Арктика» простояла около 15 часов.

Обратный путь по 45о в. д. был значительно труднее. Уже на следующий день ледокол форсировал огромное монолитное ледяное поле. К вечеру судно наткнулось на ледяной остров. Для преодоления сопротивления арктического «скитальца» ушло семь часов. Затем «Арктика» одержала победу над грядами торосов и утром 19 августа пересекла 88ос.ш. Далее к югу количество тяжёлых льдов стало постепенно уменьшаться - соответственно возросла скорость. За 85ос.ш. ледокол вступил в район битого льда, заполняющего промежутки между ледяными полями. Утром 21 августа, у 79о 48/ с. ш. «Арктика» вышла на чистую воду и взяла курс на Мурманск, прибыв туда вечером следующего дня. На весь путь длиной около 7100 км она затратила 13 суток, около трети этого расстояния пройдя в сплошных льдах.

Плавание атомохода позволило впервые получить достоверные данные о льдах по всему маршруту в высоких широтах и открыло новые перспективы в освоении Арктики.

Практический вывод из похода «Арктики» был сделан очень скоро. В конце мая 1978 года по высокоширотной трассе отправился атомный ледокол «Сибирь» с одним транспортным судном. Обойдя с севера Новую Землю, архипелаг Северная Земля и Новосибирские острова, преодолев льды пяти морей, 13 июня атомоход вывел транспорт на чистую воду в Чукотском море близ мыса Сердце-Камень. Тяжёлые ледовые условия, особенно в Восточно-Сибирском море, компенсируются значительным (на 2100 км) сокращением трассы по сравнению с обычным маршрутом судов по Северному морскому пути.

Заключение

Северный Ледовитый океан, самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Почти вся его акватория, целиком расположенная к северу от Полярного круга, большую часть года покрыта льдом и потому непривлекательна для моряков и рыбаков. Своеобразие Северного Ледовитого океана состоит и в том, что он почти со всех сторон окружен массивами суши - Северной Америкой и Евразией. Этот океан имеет большое стратегическое значение, поскольку через него пролегает кратчайший путь из Северной Америки в Россию; именно поэтому в период после Второй мировой войны Арктика стала ареной интенсивных исследований в рамках научных и военных программ.

До сих пор отечественная наука не уделяла такого внимания арктическому шельфу страны. Несмотря на то, что хребет Ломоносова был открыт в Северном Ледовитом океане советскими учеными в 1948 году, его серьезные исследования начались недавно. В частности, в 2007 году институт "ВНИИ Океангеология" на ледоколе "Россия" провел геолого-геофизические исследования в зоне сочленения хребта Ломоносова с шельфом морей

Лаптевых и Восточно-Сибирского по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ. Для этого ученые опускались в батискафе на дно океана возле Северного полюса. Там они установили на дне российский триколор и взяли пробы грунта. В сентябре того же года предварительный анализ материалов экспедиции "Арктика-2007" подтвердил, что хребет Ломоносова и поднятие (плато) Менделеева - это продолжение континентального шельфа РФ.

Российские ученые продолжают исследование дна Северного Ледовитого океана в районе хребта Ломоносова. Главная задача экспедиций - определить мощности донных отложений. Их толщина служит еще одним критерием в определении границ континентального шельфа страны, речь идет об участках дна общей площадью около 1,2 миллиона квадратных километров, принадлежность которых к российскому шельфу предстоит доказать. Если это удастся, Россия получит возможность осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, расположенные под толщей океанской воды.

Аналогичную экспедицию на Север отправили США. Целью американской экспедиции было исследование возможности включения этого региона в территорию расширенного континентального шельфа США.

По предположениям специалистов, запасы шельфовых месторождений нефти в Арктике могут достичь 12 миллиардов тонн, или 13 процентов всех мировых запасов черного золота. Кроме того, месторождения на шельфе могут содержать около 46,7 триллиона кубических метров природного газа. Геологи считают, что на дне Северного Ледовитого океана есть не только углеводороды, но и месторождения руд, содержащих никель, железо, фосфор, медь, кобальт.

Именно поэтому на исследуемый район претендуют другие северные страны. В частности, Дания считает, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии. А Канада относит его к собственной территории. Кроме них за контроль над шельфом борются Норвегия и США. В 2001 году Россия первой обратилась с заявкой на расширение шельфовых границ свыше стандартного 322-километрового лимита. В 2011 году наша страна планирует направить в ООН расширенную заявку на установление внешней границы в Арктике. Ее предполагается установить, исходя из того принципа, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева принадлежат окраине Восточной Сибири.

Литература

арктика материк северный ледовитый океан

1. Аккуратов В.И. Пеленги пересекаются над островами. М.: Мысль, 1981.

2. Арктические дрейфующие станции. Исследования океана / Отв. Ред Е.М. Сузюмов и др. - Вопросы географии. Сб. 101 филиала Географ. Общества СССР. М.: Мысль, 1976.

3. Баранова С.С. К полюсу! О рейде атомохода «Арктика» к полюсу… Мурманское книжное изд-во, 1978.

4. Каневский З.М. Льды и судьбы. 2-е изд. М.: Знание, 1980.

Спичкин В.А., Шамонтьев В.А. Атомоход идёт к полюсу. Л.: Гидро-метеоиздат, 1979.

5. Сузюмов Е.М. Четверо отважных. Покорение Северного полюса. М.: Просвещение, 1981.

Размещено на Allbest

Делись добром ;)