Калининградская область

реферат

12. Внутренняя территориальная дифференциация района

После проведения административной реформы (2007), в Калининградской области имеется 22 муниципальных образования:

· 15 муниципальных районов,

· 6 городских округов,

· город Калининград.

Городские округа:

· Ладушкинский городской округ,

· Мамоновский городской округ,

· Пионерский городской округ,

· Светловский городской округ,

· Советский городской округ,

· Янтарный городской округ.

Таблица 1. Муниципальные районы

Район

Административный центр

Кол-во МО

Багратионовский район

Багратионовск

5

Балтийский район

Балтийск

3

Гвардейский район

Гвардейск

5

Гурьевский район

Гурьевск

8

Гусевский район

Гусев

5

Зеленоградский район

Зеленоградск

5

Краснознаменский район

Краснознаменск

4

Неманский район

Неман

3

Нестеровский район

Нестеров

4

Озёрский район

Озёрск

4

Полесский район

Полесск

5

Правдинский район

Правдинск

4

Светлогорский район

Светлогорск

3

Славский район

Славск

4

Черняховский район

Черняховск

4

Города и населенные пункты

Всего в Калининградской области 22 города и 4 посёлка городского типа.

Посёлки городского типа: Железнодорожный, Приморье, Янтарный, Донское.

Таблица 2 Населённые пункты с количеством жителей выше 4,5 тысяч по переписи 2010 года:

Калининград

^431,5

Неман

Ў11,8

Советск

Ў41,7

Пионерский

Ў11,0

Черняховск

^40,4

Светлогорск

Ў10,8

Балтийск

Ў32,7

Мамоново

-7,8

Гусев

^28,3

Полесск

-7,6

Светлый

Ў21,4

Багратионовск

Ў6,4

Гвардейск

^13,4

Янтарный

^5,5

Зеленоградск

^13,0

Озёрск

Ў4,7

Гурьевск

^12,4

Славск

Ў4,6

Сельские населённые пункты области носят название посёлок. В таблице указаны посёлки с населением более 1500 человек:

Таблица 3

Посёлок

Число жителей

Васильково

4527

Знаменск

4036

Большое Исаково

3187

Долгоруково

2805

Южный

2772

Малое Исаково

2543

Озерки

2473

Большаково

2448

Храброво

2143

Корнево

1912

Взморье

1883

Нивенское

1728

Луговое

1716

Люблино

1606

Волочаевское

1582

Колосовка

1538

6. Основные проблемы области и перспективы её развития

Экология

Есть проблемы в охране природы. Высоко загрязнение рек, недостаточно очистных сооружений. Дно Немана и Преголи покрыто полуметровым слоем отложений. Пресная вода Куршского залива из-за распространения сине-зеленых водорослей стала непригодна в период их массового «цветения» для купания. Некоторые малые реки загрязнены минеральными удобрениями.

Экономика

Въезд/выезд

Проблема серьёзного ограничения свободы передвижения для жителей эксклава существует с января 2005 года, когда Литва и Польша вошли в шенгенскую зону. Как отмечает в своём докладе уполномоченный по правам человека в Калининградской области, до июля 2007 года калининградцы могли получить бесплатную многократную годовую визу в Литву и Польшу. Но с 1 июля льготы были отменены. Россия предоставила калининградцам право бесплатно оформлять загранпаспорт как жителям региона, практически каждый гражданин которого вынужден иметь такой документ для пересечения границ области по суше вне зависимости от цели поездки.

Проблема свободы передвижения особенно остро проявляется для населения российского эксклава в следующих случаях:

· трудности с экстренным въездом/выездом;

· высокая стоимость авиа- и железнодорожных билетов, особенно после банкротства авиакомпании «КД Авиа» в 2009 году, отказа федерального правительства от субсидий пассажирских авиаперевозок и отменой с августа 2010 года парома «Георг Отс»: сообщение Петербург--Калининград и Петербург--Балтийск было практически безальтернативно (запущенный в июле 2010 года железнодорожный паром Усть-Луга--Балтийск гораздо менее удобен);

· снижение турпотока из России;

· снижение грузопотока по суше из-за роста таможенных тарифов;

· трудности с доставкой живых животных через Литву -- проблема существовала с 1 мая 2004 года, но позднее Литва разрешила провоз мелких и спортивных животных.

Добиваясь с 2007 года права безвизового посещения калининградцами приграничных районов Польши и Литвы, Россия использовала данное Брюсселем в 2006 году странам-членам ЕС разрешение устанавливать упрощённые визовые режимы на своих внешних границах на глубину 30--50 км. В 2011 году соглашение о возможности приграничных безвизовых поездок калининградцами было наконец достигнуто, причём на глубину до 100--150 км с польской и литовской стороны. Впоследствии планируется распространить упрощённый визовый режим на всю территорию эксклава.

С лета 2012 года жители Калининградской области смогут посещать приграничную территорию Польши без виз. Площадь «безвизовой» территории с российской стороны включает всю область (15,1 тыс. кмІ), с польской -- часть Помороского и Варминско-Мазурского воеводств (16,5 тыс. кмІ). Эти условия распространяются на россиян, проживающих на территории Калининградской области не менее трёх лет.

Транзит

Проблема связана с таможенными тарифами при пересечении границ России и стран ЕС, России и Белоруссии, а также с урегулированием формальностей при транзите грузов через Калининградскую область.

Грузовое железнодорожное сообщение с Россией происходит через железные дороги Литвы (погранпереходы Нестеров--Кибартай и Советск--Пагегяй) и Белоруссии, с Евросоюзом -- через территорию Польши (погранпереходы Мамоново -Бранево, Багратионовск-- Бартошице и Железнодорожный--Скандава). 85 % грузов следуют из Калининградской области, и это делает желдорперевозки невыгодными -- кроме потери времени на пограничных и таможенных процедурах, приходится ещё пригонять в эксклав «порожняк» под погрузку.

В конце 2010 года Россия и Польша столкнулись с так называемым «кризисом дозволов», который не был разрешён вовремя и с 1 января 2011 года на месяц приостановил автомобильные транзитные коммерческие перевозки через территорию российского эксклава. Проблема была в том, что Польша запросила на 2011 год тройную квоту (190 тыс. разрешений-дозволов) на проезд своего грузового автотранспорта.

Причина такого роста была в усилении российского контроля за происхождением ввозимых с польской территории грузов, и поляки, часто оформлявшие грузы третьих стран как грузы польского происхождения, потеряли возможность провозить их через территорию Калининградской области. Вопрос был решён после того как -- в обход проблемы дозволов -- Россия запустила в феврале 2011 года паром Балтийск--Засниц (Германия), не оставив Польше возможностей для дипломатического шантажа. Количество разрешений для польских транзитных автоперевозчиков осталось на уровне 2010 года -- 66,5 тыс.

Проблемы могут возникнуть и при осуществлении авиаперевозок. Например, в октябре 2011 года Литва, следуя эмбарго ЕС, закрыла воздушный коридор в Калининград для сирийских самолётов. По мнению Минобороны Литвы, осуществляемые авиаперевозки носили военный характер.

Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 2010 года, сразу повлёк образование очередей на российско-белорусской границе. Несмотря на постоянные законодательные корректировки, до сих пор имеются проблемы с перемещением грузов по территории Таможенного союза. Это делает Калининградскую область непривлекательной для автотранспортного бизнеса, для транзита, для владельцев личного автотранспорта.

Конец льгот

Калининградская область -- особая экономическая зона (ОЭЗ). Соответствующий федеральный закон (№ 16-ФЗ) был одобрен правительством России и с января 2006 года вступил в действие. Законом установлено, что резидентом ОЭЗ может стать лицо, инвестировавшее в экономику эксклава не менее 150 млн рублей. Такой резидент получает налоговые и таможенные преференции, право беспошлинного ввоза импортной продукции для производственных нужд на время переходного периода.

Переходный период заканчивается 1 апреля 2016 года. По мнению региональной власти, этот период необходимо расширить до 50 лет, что станет гарантией стабильности для бизнеса, иначе стимулов осуществлять инвестиции в экономику Калининградской области нет. На уровне области описанное фигурирует как «проблема 2016 года».

Балтийская АЭС

Строительство Балтийской атомной электростанции (БалтАЭС, БАЭС) было начато в феврале 2010 года по решению российского правительства с целью предотвратить угрозу энергодефицита и удешевить калининградскую энергию, которая в начале 2010-х годов оказалась самой дорогой в регионе. Первый блок БАЭС планируется запустить в 2016 году, второй в 2018 году. Половину электроэнергии станция направит в саму Калининградскую область, половину планирует продавать Евросоюзу.

Альтернативы БалтАЭС в эксклаве, энергетическая корзина которого сейчас на 100 процентов состоит из газовой генерации, самой дорогой из имеющихся сегодня на рынке, нет. Рядом Польша, где более дешёвая угольная генерация, рядом Литва, которая имеет в своей топливной корзине товар, вырабатываемый гидроэлектростанциями. Поэтому себестоимость генерации в Калининграде существенно выше, чем в сопредельных государствах. Это означает, что при прочих равных условиях он непривлекателен для инвестиций. Развитие экономики идёт там, где есть дешёвые энергоресурсы.

-- Сергей Бояркин, директор программы управления проектами инжиниринговой деятельности госкорпорации «Росатом». «Российская газета», 2 ноября 2011 года

Яростными противниками строительства БАЭС выступают радикальные экологи. Евросоюз также полагает, что три атомные электростанции на такой небольшой территории излишни -- кроме России, АЭС близ Вильнюса модернизирует Литва (бывшая Игналинская АЭС) и строит Белоруссия (Островецкая АЭС).

Делись добром ;)