Карликовые государства Европы

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

-- Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

-- Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

-- Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

-- Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

-- Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

-- Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

-- Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Наряду с государствами-гигантами в мире существуют и государства-карлики. Их территории настолько малы, что по ним без труда можно перемещаться пешком. Тем не менее, государства эти отнюдь не декоративные, почти все являются полноправными членами ООН и других организаций, имеют право выставлять на олимпиадах свою собственную команду, состоящую, правда, обычно всего из двух-трех человек.

Карликовое государство -- государство, значительно отличающееся в меньшую сторону от других государств по некоторым критериям (например, по площади, численности населения и т. п.).

Исходя из размеров площади, карликовыми называют, как правило, государства, уступающие по площади Люксембургу. Сам Люксембург иногда также причисляют к карликовым государствам.

Часто в качестве критерия используется также численность населения. При этом в терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми считаются государства, население которых не превышает 1 млн. человек. В докладах содружества используется термин малые страны и порог населения 1,5 млн. человек. Наконец, иногда карликовыми называют государства с населением менее 500 тыс. человек.

Многие карликовые государства являются сравнительно молодыми образованиями (Сингапур, Бахрейн и другие). В то же время, большинство карликовых государств Европы имеют многовековую историю. Например, Сан-Марино считается самым старым государством Европы.

Иногда также используется понятие карликовая страна, в число которых включают не только небольшие независимые государства, но и другие небольшие географически и исторически обособленные (чаще всего островные) территории -- зависимые территории, административные автономии и т. п. Примеры -- остров Мэн, Гернси, Борнхольм, Гибралтар, Майотта, Гуам, Ниуэ, Гельголанд, Афон и т. п.

Часто в качестве критерия используется также численность населения. При этом в терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми считаются государства, население которых не превышает 1 млн. человек. В докладах Содружества используется термин малые страны и порог населения 1,5 млн. человек. Наконец, иногда карликовыми называют государства с населением менее 500 тыс. человек.

Карликовые страны - это достаточно растяжимое понятие, к «карликовым» странам можно, например, причислить такую территорию как Гренландию... Да, по территории, это самый большой остров в мире, но ведь по населению - это, поистине карликовая страна... Или, например, Гонконг, всего пара тысяч квадратных километров, даже меньше Люксембурга, но, по населению превосходит Люксембург более чем в десять раз.

Роль государств-лилипутов в мировой политике иногда не соотносится с их размером. Разве можно, наблюдая с какой помпой и пышностью принимают Папу Римского в каждой из его многочисленных поездок, сказать, что это проходит визит главы самого маленького государства мира? Есть ли комплекс неполноценности у Монако, где в известнейших казино ежедневно проматываются огромные состояния? А Гренада, которая, несмотря на свои микроскопические размеры, заставила уважительно к себе отнестись даже США, решившихся в 1983 г. на самую настоящую интервенцию против небольшого островка с применением авиации и крупных сил ВМФ. Сказанное выше и определило актуальность выбранной темы для курсовой работы.

Цель курсовой работы является изучение роли современных карликовых государств Европы в мировой политике, на примере Ватикана и княжества Лихтенштейн.

Объектом курсовой работы являются карликовые государства Европы.

Предметом курсовой работы являются политические режимы Ватикана и княжество Лихтенштейн.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить история происхождения государства Ватикан;

выявить особенности политического режим Ватикана и его роль в мировой политике;

изучить историю возникновения Княжества Лихтенштейн;

охарактеризовать политический режим княжества Лихтенштейн.

Цель и задачи определили структуру курсовой работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использовнных источников.

В курсовой работе применялись следующие методы исследования: анализ философской, политологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение, моделирование.

Делись добром ;)