Колористика города Набережные Челны

курсовая работа

2.1 Предыстория образования города Набережные Челны

Город Набережные Челны расположен на северо-востоке Республики Татарстан, находится в восточной половине Восточно-Европейской равнины, занимает Камско-Бельскую низину, там, где в реку Каму впадают реки Челнинка и Шильна.

Город раскинулся на 25 километров по левому берегу реки Камы, на правом берегу находится поселок Тарловка, который входит в черту города. С запада на восток Набережные Челны протянулись на 10 километров. На северо-западе город граничит с Елабужским районом, на западе с рекой Камой, на юге и востоке с Тукаевским районом, на севере с Нижнекамским водохранилищем. Географические координаты города Набережные Челны - 56° северной широты и 52° восточной долготы. Город лежит в умеренном климатическом поясе на границе южной тайги с лесостепью, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой.

Рис. 1. Местоположение города Набережные Челны

По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с Федором Поповым. В том же году «Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома». Поселение, основанное в 1626 г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.

Ещё историки XIX века отмечали часто встречавшееся в Уфимском крае тюркское происхождение названий некоторых русских сел. Эти названия вели свое начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названий речек, на берегах которых появлялись села и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы» означало огороженное каменной постройкой место -- крепость. По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в том числе Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок -- для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей. Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших рек - Челнинки, Мелекеса, Шильны. В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все пойменные луга оказались затопленными в результате образования Нижнекамского водохранилища. Богата была местность и озёрами. На большинстве из них гнездилась промысловая дичь. Здесь же ловили рыбу. В настоящее время большинство озёр либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены.

Огромное богатство составляли леса. Ещё 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса -- Большой и Малый Бор под Елабугой, а также «корабельные рощи», встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII--XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с. Боровецкого и д. Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.

В настоящее время на месте Боровецкой рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки «перешагнула» на левый, лесостепной берег Камы. Ведь главная достопримечательность Кзыл-Тау -- это красавица пихта. Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка «Нижняя Кама».

Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 чел. (рис. 2). Из промышленных предприятий были 31 мельница, различные артели, лесозавод «Республиканец», действовали артели «Победа», «Красная заря», «Металлист».

Рис. 2. Динамика численности населения города Набережные Челны (тыс. чел.)

Генеральным проектировщиком города Набережные Челны приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР № 28 от 10.03.1970 года в связи со строительством КамАЗа был назначен Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭПжилище).

Главным инженером проекта по Набережным Челнам был назначен крупнейший специалист-градостроитель Р. К. Патеев. Непосредственное участие в проектировании города принимал директор института, архитектор с мировым именем Б. Р. Рубаненко, в честь которого сегодня названа улица в первом жилом районе города. Под его руководством был разработан первый Генплан города Набережные Челны. За его разработку и участие в создании города Рубаненко был награждён орденом Ленина.

Проектирование старой части города (поселков ГЭС, ЗЯБ и др.) осуществлял институт Татгражданпроект. Со строительством КамАЗа Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года «О мерах по строительству города Набережные Челны» началось и строительство нового города на берегу реки Кама. Временных бараков для расселения новоселов, как это было на всех предшествующих стройках, возводить не стали. Решили создавать вагонные городки и поселки. Таких поселков "одноэтажных Челнов" было создано больше десятка: Надежда, Энтузиастов, Молодежный, Автозаводец, Энергетик, Комсомольский, Трампарк, Автовокзал.

Вагонные поселки ставились также для размещения студенческих стройотрядов, прибывавших на летний сезон по несколько десятков с тысячами стройотрядовцев из самых известных ВУЗов страны.

Из вагончиков создавались административные поселки.
Еще в 1979 г. в вагонных поселках проживало 26 тысяч человек. Ликвидированы они окончательно были в 1984-85 гг.

Предприятие заработало на полную мощность в декабре 1981 года, сразу же став лидером отечественного грузового автомобилестроения, но еще продолжало расти и расширяться. Через семь лет "КАМАЗ" достиг лучшего результата по итогам года и окупил затраты страны на строительство.

Делись добром ;)