Англия

лекция

2.Движение за реформу церкви

Происходящие перемены в Англии отразились и в области идеологии. Во второй половине XIV века в Англии развёртывается широкое движение за реформу католической церкви. Королевская власть в Англии ещё c конца XIII века тяготилась зависимостью от папства, признанной Иоанном Безземельным. Враждебная по отношению к Англии политика пап, которые, находясь с 1309г. в Авиньоче, поддерживали Францию в Столетней войне активизировала действия Английских королей в этом направлении. Придворная знать и крупные феодалы рассчитывали расширить свои владения и увеличить доходы за счёт конфискации церковных земель. Горожане враждебно смотрели на богатую церковь. Они требовали удешевить её, упростить обрядность. Особенно глубокое недовольство католической церковью нарастало в 60-70 х гг. XIV века в среде крестьянства и городской бедноты. Церковные феодалы упорно держались за барщину и личную зависимость крестьян. Церковь донимала крестьян своими десятинами и другими поборами.

Выразителем этих реформаторских идей был профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320-1384)

Он, заявил, что государство не зависит от церкви. Наоборот церковь обязана подчинятся в гражданских делах светской власти.

Виклиф предлагал заменить иерархию сообществом верующих, а на догматическом уровне отрицал учение о преосуществлении. Согласно церковному догмату о преосуществлении во время причастия хлеб и вино становятся телом и кровью Христовой благодаря особым духовным силам, которые Христос даровал церкви, и таинству священства.

Вера в таинство причастия составляет основу учения о личном спасении. Стоит лишь подставить под сомнение реальность преосуществления и начинает шататься сама основа духовной роли церкви и священства как единственных посредников между людьми и царством небесным.

Виклиф провозгласил священное писание единственным источником вероучения. Он хотел сделать его общедоступным. Для этого он принял участие в переводе Библии с латинского языка на английский.

В течение двух последующих столетий учение Виклифа оказало заметное влияние на учение всех реформаторов церкви.

Учение Виклифа пропагандировали восставшие крестьяне в1381 году. Наиболее демократично настроенные из его учеников, так называемые ллоларды, то есть «бедные священники» предали учению Виклифа более радикальныный характер.

Если учение Виклифа не выходило за пределы требований церковной реформы в рамках существующей системы, то ллоларды открыто выступали против государственного устройства и стремились уничтожить существующий строй. Своим талантом и силой убеждения среди народных проповедников особенно выделялся Джон Бол. Проповеди Джона Бола и ллолардов выражали интересы городской и крестьянской бедноты.

Делись добром ;)