Мадрид – столица Испании. Формирование комплекса Эскориала

контрольная работа

2.1 Строительство Эскориала

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника св. Лаврентия (Сан Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя Св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу, поскольку он был родом из Арагона.

Будущее сооружение должно было вместить монастырь, личную резиденцию короля и, во исполнение завещания покойного отца, Карла V -- усыпальницу испанских монархов.

Архитектурная композиция и символика дворца-монастыря были вызваны к жизни легендой о страданиях святого мученика Лаврентия: прямоугольный в плане, разбитый внутри на мелкие квадраты, Эскориал напоминает решетку, на которой святой Лаврентий принял смерть. В декоре дворца также преобладает мотив решетки. Иванова О. Ю. Величайшие чудеса света. - Смоленск: Русич, 2002. - с. 212

Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией.
Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль-Эскориал, расположенное близ опустевших железных рудников, привлекло удачным природным ансамблем -- расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала -- светло-серого гранита

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под непрестанным личным наблюдением Филиппа II. Ни один чертеж не проходил без утверждения короля. Все, что касалось Эскориала, решалось им исключительно оперативно.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутистеде Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы ПеллегриноТибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Пикколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и другие. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование последнего Габсбурга Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан Лоренсо, также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Эти огромные монументальные фрески с облаками, летящими фигурами и другими апофеозами земной и небесной власти принесли Луке Джордано большую известность в Европе.

В Эскориале прежде всего поражают прекрасно сохранившиеся фрески, которыми расписаны стены. Некоторые из них восходят ко времени правления Филиппа II. Подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида,-- произведения итальянских мастеров. Все здесь напоминает о том, что монархам, собравшим эти сокровища, были подвластны многие страны Европы и они широко использовали таланты их мастеров, подобно императорам Восточной Римской империи, которые вывозили из Греции и Малой Азии произведения искусства для украшения византийской столицы.

Не меньшее впечатление в Эскориале производит неожиданный контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, принадлежавшую некогда властителю мира, через маленькую дверь едва проникает слабый луч света. В его душе властителя, охваченной религиозным фанатизмом, видимо, не было места для забот ни о собственном благе, ни о благополучии своих многочисленных подданных.

Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавия сочинений, которые читает король.

Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, в течение шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор успел в последний раз запечатлеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался... С этого времени Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Наследники Филиппа II продолжали украшать Эскориал произведениями искусства, пополнять коллекции полотнами знаменитых европейских мастеров. Королевский двор иногда посещал Эскориал. Но никто из испанских монархов не жил в нем подолгу, они предпочитали более уютные загородные резиденции, которые отвечали вкусам нового времени. Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Испания, которую мы не знали. Исторический путеводитель. - М.: Вече, 2000. - с. 89

Делись добром ;)