Машиностроительный комплекс России
4. Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий комплекса
Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов.
На размещение предприятий машиностроения оказывает влияние многие факторы. Среди основных следует выделить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; природный; сырьевой; развитие науки и техники в эпоху НТР. Оно зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная.
Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал.
Машиностроение как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования.
Особенности размещения предприятий машиностроения обуславливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного комплекса в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение этих предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
По мере развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в хозяйство на размещение машиностроения все в большей мере начинают влиять: потенциальная возможность налаживания тесных связей по линии кооперирования производства; тяготение к научным базам, ориентации на квалифицированные трудовые ресурсы.
В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.
Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70-90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.
Машиностроительный комплекс территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны.
В Центральных районах развито автостроение с многочисленными смежниками, локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.
Северо-запад и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производство промышленного оборудования.
В Поволжье развиты станкостроение и приборостроение, производство подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности.
На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное машиностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение.
На Урале выпускаются горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение; энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение, производство станков и инструмента.
В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлургическое оборудование; представлены тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; энергетическое машиностроение; станкостроение; электротехника и приборостроение; вагоностроение и речное судостроение.
Дальний Восток - это район морского и речного судостроения, производства станков и промышленного оборудования.
Предприятия общего машиностроения ориентируются на районы потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет местам потребления готовой продукции и развито во всех экономических районах.
Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья выпускают в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
Отрасли тяжелого машиностроения географически тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления. Главные центры сформировались на Урале и в Сибири.
Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск- на -Амуре) районах.
Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).
Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.
С помощью таблицы 2 можно рассмотреть основные центры машиностроения в России.
машиностроительный комплекс россия
Таблица 2 - Центры машиностроения России
Экономические районы |
Автомобилестроение |
Тракторостроение |
Производство |
Машиностроение |
|||||||
легковое |
грузовое |
автобусы |
с/х комбайны |
вагоны |
локомотивы |
суда |
тяжелое |
энергетическое |
|||
Центральный |
Москва |
Москва |
Лукино-Дулево |
Владимир |
Люберцы Тула Рязань Бежецк |
Мытищи Тверь Брянск |
Коломна Муром Брянск Людиново Калуга |
Электросталь |
Москва Подольск |
||
Центрально-Черноземный |
Липецк |
Воронеж Курск |
Белгород |
||||||||
Волго-Вятский |
Нижний Новгород |
Н.Новгород Саранск |
Павлово |
Чебоксары |
Н.Новгород |
||||||
Северо-Западный |
Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург |
Колпино |
Колпино Санкт-Петербург |
|||||||
Северный |
Петрозаводск |
Мурманск Вел.Устюг Сыктывкар Щельяюр |
|||||||||
Поволжский |
Тольятти Ульяновск |
Набережные челны Ульяновск |
Ульяновск Энгельс (троллейбусы) |
Волгоград |
Сызрань |
Астрахань |
|||||
Уральский |
Ижевск |
Ижевск Миасс Новоуральск |
Курган |
Челябинск |
Нижний Тагил Усть-Катав |
Екатеринбург |
Екатеринбург |
||||
Северо-Кавказский |
Ростов-на-Дону |
Новочеркасск |
Волгодонск Таганрог |
||||||||
Западно-Сибирский |
Рубцовск |
Новоалтайск |
Тюмень |
Анжеро-Судженск Новокузнецк Прокопьевск |
Барнаул Бийск |
||||||
Восточно-Сибирский |
Красноярск |
Абакан |
Усть-Кут Качуг Киренск Живалово |
Абакан Иркутск Дарасун Красноярск Черемхово |
|||||||
Дальне-Восточный |
Благовещенск Хабаровск Комсомольск |
Комсомольск-на Амуре |
Хабаровск |
||||||||
Калининградская |
Калининград |
Рисунок 3 - Размещение основных центров машиностроительного комплекса РФ
Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбурге), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.
Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования расположены вне металлургических баз: Коломна, Иваново, Воронеж, Новосибирск.
Локомотивостроение получило развитие там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы - в Коломне, электровозы - в Новосибирске, тепловозы - в Муроме и Людинове, электропоезда - в Демихове.
Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение. Здесь учитывается наличие не только металла, но и древесного сырья. Грузовые магистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные- в Твери; пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери; саморазгружающиеся- в Калининграде; изотермические- в Брянске; трамвайные- в Усть-Катаве; для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.
Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), Белого (Архангельск), Баренцевого (Мурманск).
Размещение речного судостроения отражает роль отдельных военных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).
Предприятия среднего машиностроения находятся в районах, располагающих трудовыми ресурсами электроэнергетическими, достаточно высокой технической культурой, условиями для широкого производственного кооперирования.
Первые автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в центрах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Затем автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.
Тракторостроение ориентировано на районы потребления и на источники сырья. Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся уже в Волгограде, Челябинске, затем во Владимире, Липецке, Рубцовске.
Станкостроение первоначально развивалось в старых машиностроительных центрах. На размещение заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири.
Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и Московская область), в Северо-Западном (Санкт-Петербург), в Центральном (Москва, Александров), Центрально Черноземном (Воронеж) районах. Основные центры электротехнической промышленности - в Восточной Сибири-Минусинск.
Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин размещаются повсеместно.
5. Перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики
Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высок уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования машиностроительного комплекса в целом.
Радикальные рыночные реформы и конверсия военных производств 1992-1996 годов привели машиностроительный комплекс к кризису. Резко изменившийся в первой половине 90-х годов спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и практическим уровнем производства. Резко сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме российского экспорта, составив в 1995 году -3,7%. Кризисные процессы в отрасли усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Структурная перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у предприятий оборотных средств.
В настоящее время почти все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Однако на большинстве приватизированных предприятиях еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции.
Все эти явления привели к необходимости создания определенной программы развития машиностроительного комплекса в условиях рыночной экономике. Стали разрабатываться основные перспективы и пути развития комплекса. Было поставлено ряд задач, из которых наиболее главной является:
- Коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники.
- Преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, утрате конкурентоспособности многих изделий на мировом рынке.
- Разработка и внедрение новых базовых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.
- Оживление инвестиционной активности.
- Государственная поддержка производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участие страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.
- Модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий.
- Широкая конверсия оборонных производств.
Важную роль должно сыграть внедрение передовых форм организации производства. В результате конверсии машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высококачественной техники, а также машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства.