Байкал - Мекка 20 века

реферат

4. Мыс Бурхан

Каждый, кто что-нибудь слышал о Байкале, знает, что на острове Ольхон есть необыкновенная скала, которую издревле свято почитает коренное население острова, взглянуть на которую едут люди со всего мира, не пугаясь ни жутковатого слова "Россия", ни откровенно страшного - "Сибирь". Это великолепное творение Байкала имеет много названий: мыс Пещерный, мыс Шаманский, скала Шаманка, мыс Бурхан. Исторически первым было название мыс Шаманский, Шаманка. После вытеснения шаманизма буддизмом появилось и новое название святого для верующих бурят места - Бурхан (по-бурятски "Ойхон-эхэ-бабай"). В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.

Бурхан находится в средней части западного побережья Ольхона, на территории Прибайкальского национального парка, вблизи поселка Хужир. Тропинка с окраины Хужира незаметно выводит на длинный мыс, заканчивающийся крутым спуском, ведущим прямо к скалам Бурхана.

Две беломраморные скалы Бурхана, соединенные между собой понижением, поросли яркими красными лишайниками, великолепно контрастирующими с белым мрамором. Вершины скал слегка наклонены в сторону Приморского хребта, будто готовясь противостоять горной - самому сильному байкальскому ветру. За долгие века вода и ветер проточили в ближней к берегу скале Бурхана сквозную пещеру, которая тоже называется Шаманской.

К востоку от скал Бурхана расположен еще один мыс, сложенный из тех же беломраморных пород, но не обладающий такой выдающейся формой, как Бурхан, а потому не очень приметный. На этом мыске находится смотровая площадка, с которой очень хорошо виден сам Бурхан и живописный окружающий пейзаж. Между мысами очень уютно расположилась удивительно красивая бухточка. Несколько лиственниц, сумевших выстоять против свирепых байкальских ветров, придают пейзажу сказочный колорит. Западнее Бурхана поднимается из байкальских вод каменный шлем утеса Богатырь.

В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Вот как описывает в 1890 году В.А.Обручев отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере: "Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени".

Сама пещера представляет собой небольшое помещение высотой 3-4 метра с западной стороны Бурхана. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. Пещера, как и сам Бурхан, считалась у древних жителей священной. Позднее ламы использовали ее как буддийское святилище. Не осталась в стороне и православная церковь - в пещере некоторое время находилась икона Николы Чудотворца.

Легенды рассказывают, что шаман, проходя сквозь скалу, вызывал священный трепет у верующих, которые не знали о существовании сквозной пещеры. Правды в этой легенде, скорее всего, не больше, чем в той, которая говорит, что где-то недалеко от Бурхана, или даже в Шаманской пещере, находится могила Чингисхана.

Богатая история Бурхана привлекла внимание не только российских, но и иностранных археологов. В 1975 году здесь работала совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов ее работы стала гипотеза об азиатском происхождении коренного населения Северной Америки.

На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее.

Еще больше археологический находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и т.д.

Древние люди ценили красоту, созданную природой. Они если и оставляли о себе память на скалах Бурхана, то делали это не с таким размахом, как некоторые наши современники, деградировавшие по сравнению с пещерным человеком. По свидетельствам И.Д.Черского в 1879 г. и П.П.Хороших в 1924 г. на скалах Бурхана, обращенных в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII-XIX вв.), следы их еще можно было обнаружить в 50-60-е годы прошлого века. К настоящему времени надписи не сохранились.

К востоку от входа в пещеру в 1953 г. П.П.Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображен вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, еще две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удается.

Еще один рисунок найден А.В.Тиваненко в начале 1980-х гг. Рисунок, на котором изображен шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось.

Делись добром ;)