Общая экономико-географическая характеристика России

реферат

4. Экономико-географическая и политико-географическая ситуация в стране

Экономико-географическое положение определяется отношением к развитому Северу и развивающемуся Югу или более точно - отношением к странам с Примитивной, Аграрной, Индустриальной, Сервисной (Постиндустриальной) и Информационной экономикой, а также отношением к полюсам роста мировой экономики и глобальным финансово-информационным центрам.

В течение советского периода развития Россия позиционировалась в мировой экономике как страна с Индустриальной экономикой и занимала промежуточное положение между развитым Севером, осуществлявшим переход к Сервисно-Информационной экономике, и развивающимся Югом, оставшимся с Примитивной и Аграрной экономикой.

Сырьевой сектор и ВПК выступали локомотивами развития экономики и обеспечивали пространственную экспансию страны. Однако преобладание сырьевой модели в развивающихся странах (в том числе благодаря усилиям СССР) привело к быстрому насыщению мирового рынка природными ресурсами, а развитие тяжелой промышленности - к обострению экологических проблем. Выбор между сохранением и отказом от Индустриальной модели экономики с нарастающими проблемами конкуренции на сырьевых рынках и нарастающими экологическими проблемами очевидно должен был быть решен в пользу перехода к Сервисно-Информационной экономике. В случае осуществления этого перехода Россия приблизится к странам развитого Севера и замкнет Северное кольцо стран с постиндустриальной экономикой.

Такому переходу благоприятствует и положение по отношению к полюсам роста мировой экономики. В настоящее время наиболее высокие темпы экономического роста (3 - 7% в год) демонстрируют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося глобальным центром экономического роста. Китай увеличил в 2001 г. ВВП на 7%, а выпуск промышленной продукции - на 9,5%. Для Индии эти показатели составили 4,4% и 1,8%, для Индонезии - 3,5% и 7,5%. Россия по своим показателям роста (прирост ВВП на 5,1% прирост промышленной продукции на 3,8%) находится на одном уровне с этими странами, что может косвенно свидетельствовать о постепенном включении России в глобальный полюс роста мировой экономики. Однако многое будет зависеть от выстраивания экономически взаимовыгодных отношений как с азиатским, так и с европейским и американским экономическими центрами, концентрирующими огромные финансовые и технологические ресурсы. Поскольку политика является продолжением экономики, важно правильно оценить политико-географическое положение России.

Политико-географическое положение России определяется по отношению к странам и политическим союзам, играющим ключевую роль в мировой политике. Несмотря на стремление политиков многих стран к построению многополярного мира, следует признать, что единственным глобальным центром мировой политики остались Соединенные Штаты Америки. Континентальными центрами мировой политики выступают Соединенные штаты Европы (Европейский союз), Российская Федерация и Китай. Постоянно увеличивается влияние Индии, Мексики, Бразилии и ряда других стран. Тем не менее в ближайшей перспективе отношения с США, ЕС и Китаем будут иметь ключевое значение для России.

Для успешного экономического развития РФ необходима прежде всего стабильность на Евро-Азиатском континенте. Гарантом такой стабильности может служить «Ось миролюбия» (в отличие от придуманной американцами «Оси зла»), связывающая Францию, Германию, Россию, Китай, Индию и Японию. Такой политический союз мог бы погасить очаги нестабильности в Евразии (Балканы, Кавказ, Ближний Восток, Афганистан, Корейская проблема) и создать условия для дальнейшего экономического развития всего континента, концентрирующего 2/3 мирового населения.

В настоящее время можно говорить о наличии серьезных предпосылок для формирования Евро-Азиатского политического союза (расширение ЕС, интеграция стран СНГ, создание политического объединения (Шанхайское соглашение)) между Россией, Китаем и странами Центральной Азии, в случае реализации которого политико-географическое положение и экономические перспективы Росси могут существенно улучшиться.

5. Сухопутные соседи

Протяженность сухопутных границ нашей страны также велика. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их 14 (и еще с 2 соседними государствами РФ имеет только морские границы -- с Японией и США). Но еще несколько лет назад страна граничила лишь с 8 зарубежными государствами. Остальные границы были внутренними - около 11 тыс. км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и др. в пределах СССР) и они носили условный характер. Теперь же это границы с иностранными государствами.

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией. Официально статус государственных уже получили границы РФ с государствами Балтии -- Эстонией, Латвией и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Белоруссия и Украина.

На юге с нашей страной граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская область, входящие в состав РФ, располагаются вдоль границ с Монголией. Почти всюду граница проходит по хребтам Алтая, Восточных Саян и других гор. Еще восточнее Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой (17 км).

Представляется очевидным, что политике- и экономико-географическое положение России В последние годы изменилось и далеко не в лучшую сторону. Это уже негативно повлияло на состояние экономики страны и на многие другие стороны жизни общества.

На западе произошла замена дружественных нам стран Организации Варшавского Договора (ОВД) на потенциальных членов НАТО среди бывших восточноевропейских стран социалистического лагеря, что означает резкое приближение этого военно-политического блока к границам России.

Государства Балтии, а также Белоруссия и Украина как бы отгородили нашу страну от зарубежных государств Европы. Отделена от основной территории страны и Калининградская область, а сухопутные связи с ней затрудняются и удорожаются. Между тем значение этой области для России возрастает (самая западная область РФ непосредственно граничит с Польшей).

Новые суверенные государства на западной границе России пытаются сделать предметом торговли свое транзитное положение. Это касается условий использования их портовых сооружений, транспортировки через их территорию грузов, а также нефти и газа по трубопроводам.

На юге огромная территория Казахстана отрезала Россию от бывших союзных республик Средней Азии, а территория Грузии и Азербайджана -- от Армении, что осложняет связи нашей страны с этими государствами и соседями «второго порядка» (странами Ближнего и Среднего Востока, а также с Индией и Пакистаном).

Делись добром ;)