Особенности размещения производительных сил Северо-Кавказского федерального округа

курсовая работа

1. Теория размещения промышленного производства А. Вебера

В 1909г. вышла книга А. Вебера "О размещении промышленности: чистая теория штандорта", в которой изложена концепция рационального размещения отдельного промышленного предприятия. А. Вебер ставит перед собой задачу создать общую, или "чистую", теорию размещения производства на основе рассмотрения отдельного изолированного предприятия. При этом изучаемая ситуация размещения характеризуется следующими упрощающими допущениями, которые позволяют элиминировать сложность реального мира.

А. Вебер, как и его предшественники, исходит из рассмотрения изолированной территории, в пределах которой заранее задается размещение источников сырья и топлива. Принимается заранее заданным расположение и емкость центров потребления промышленной продукции (т.е. рынков) вне зависимости от развития самой промышленности в том или ином районе, При этом подразумеваются совершенные условия потребления, когда каждый производитель имеет неограниченный рынок при невозможности получения монополистических преимуществ от выбора пункта размещения. Предполагается неизменной величина заработной платы и интенсивность труда рабочих в различных частях территории страны.

Исходя из сделанных предпосылок, А. Вебер пытается решить две задачи:

1) раскрыть те хозяйственные силы, от которых вообще зависит промышленная ориентация, т.е. проанализировать факторы размещения (или штандортные факторы);

2) установить те закономерности, по которым действуют штандортные факторы.

Видно, что по основным методологическим предпосылкам А. Вебер недалеко ушел от своих предшественников И.Г. Тюнена и В. Лаунгардта. Однако он делает принципиально новый шаг вперед, принимая за критерий размещения производства минимальные издержки на производство продукции. Согласно А. Веберу, задача выбора наилучшего пункта размещения промышленного предприятия возникает в связи с тем, что издержки производства могут существенно меняться в разных частях возможной территории размещения.

Важной частью теории А. Вебера является анализ факторов размещения отдельного промышленного предприятия. По определению А. Вебера, фактором размещения называется та экономическая выгода, "которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте".

На основании анализа элементов производственных издержек, обладающих свойством изменяться в зависимости от изменения местоположения производства, А. Вебер ограничивается рассмотрением транспорта, рабочей силы и агломерации. Для решения задачи выбора варианта размещения промышленного предприятия А. Вебер предложил метод анализа сравнительных издержек. Рассмотрим его содержание.

В условиях упрощенных предпосылок, которые делает А. Вебер, факторами, влияющими на размещение промышленности (т.е. штандортными факторами), являются: транспортный, стоимость рабочей силы, агломеративные силы. Первые два фактора по своему характеру являются общими региональными факторами, третий (агломерационный эффект) носит локальный характер. Для оценки влияния штандортных факторов принимается следующая логика дальнейшего анализа. В качестве основного (или исходного) фактора размещения из выделенных трех рассматривается транспортный. Та картина размещения производства, которая складывается под влиянием данного фактора, принимается за "основную сеть промышленной ориентации" (т.е. за исходный вариант размещения предприятия принимается вариант, оптимальный с точки зрения минимальных транспортных затрат). При этом точка размещения определяется с использованием метода весовых треугольников В. Лаунгардта.

Затем в анализ вводятся оставшиеся два фактора: рабочая сила и агломерация. Различия в издержках на рабочую силу в разных точках территории размещения представляют собой по отношению к исходному варианту (построенному согласно транспортному оптимуму) первую отклоняющую силу.

Другим фактором, влияющим на промышленную ориентацию, выступает агломерация. Совокупность всех агломерационных факторов рассматривается как вторая отклоняющая тенденция, которая направлена к тому, чтобы "исказить" основную сеть в другом направлении и переместить производство к другим определенным пунктам - "агломерационным пунктам", т.е. к местам территориальной концентрации производства.

Последовательный учет всех трех факторов и обеспечивает выбор лучшего с позиции минимальных издержек производства варианта размещения промышленного предприятия.

Одной из крупнейших заслуг А. Вебера считается то, что он был первым, кто не только провел обстоятельный анализ влияния фактора агломерации на размещение промышленности, но и попытался количественно выразить агломерационный эффект, рассматривая его как следующую функцию:

Э = f(А, М, t, р).

Здесь: Э - величина эффекта от агломерации производства;

А - штандортный вес (удельный вес перевозимого сырья, топлива и готовой продукции); при этом А = ?ai, + b + 1 (аi - удельный расход ресурса; b - удельный расход топлива; (?аi +b) - материальный индекс);

М - производственная масса;

t - тарифные ставки транспорта;

р - производственная плотность (объем продукции, приходящийся на единицу площади определенного размера или радиуса),

Для построения формулы агломерации А. Вебер исходит из следующих предпосылок. Пусть М - производственная масса какого-либо крупного производства. Оно будет поглощать (или агломерировать) какой-либо малый объект с производственной массой т, находящийся от крупного объекта на расстоянии r, если экономия от агломерации двух производств (Э) будет больше роста транспортных затрат (T), т.е. если Э > Т.

Опишем производство т.

Предположим, что А - штандортный вес для производства т на единицу продукта; r - расстояние между агломерируемыми производствами (радиус, в пределах которого действует притягивающая сила крупного производства с производственной массой М); t - тарифная ставка транспорта.

Тогда Т = Armt, где Т - общая величина прироста транспортных затрат, вызванных переносом производства т в пункт производства М.

По А. Веберу, слияние мелкого производства с крупным происходит в том случае, если величина экономии от слияния предприятий (Э) больше соответствующего перерасхода транспортных затрат, т.е.:

Э > Armt. (1.3)

Попытаемся теперь определить Э.

Величина экономии затрат от агломерации производства в расчете на единицу продукта при данной массе М будет выражаться в виде функции сбережений - (М). Тогда на весь объем производства общая величина экономии составит:

Эм = М(М). (1.4)

Теперь если мелкое производство с массой т объединяется с крупным производством с массой М, то общая сумма экономии для двух производств будет равна:

Эм+т = (М+т) (М+т). (1.5)

Из условий (1.4) и (1.5) определяем прирост экономии, получаемый в результате слияния двух производств:

Э = Эм+т - Эм=(М+т) (М+ т) - М (М). (1.6)

Тогда, подставляя условие (1.6) в неравенство (1.3), получаем:

(М+т) (М+т) - М(М) > Armt.

Отсюда, если величина наибольшего расстояния, на которое распространяется притягивающая сила большого производства, будет равна R (R = max г), т.е. R - величина наибольшего, экономически допустимого, радиуса отклонения, то:

ARt = (M + m) (M + m) - M(M)

При т, стремящимся к 0, правая часть полученного выражения представляет собой первую производную функции:

(1.8)

Обозначим левую часть данного равенства через f(M):

(1.9)

Эту функцию (1.9) А. Вебер называл функцией агломерации. Она служит выражением притягательной силы крупного производства по отношению к рассеянным мелким производствам.

Из условий (1.7) и (1.9) получаем:

f(M) =Art. (1.10)

Или:

Выведенная формула агломерации f(M) = ARt включает три условия, от которых зависит агломерация. При этом A и t - известны, R - неизвестно.

Для приближения к действительности А. Вебер пытается учесть еще одно условие - производственную плотность р (т.е. объем продукции, приходящийся на единицу площади с радиусом R, при равномерном распределении производства на данной территории).

Тогда:

Отсюда:

(1.11)

Сравнивая условия (1.11) и (1.10), получаем:

Или:

f(M) = At (1.12)

Полученное выражение (1.12) и есть окончательная формула агломерации А. Вебера.

Оценивая значение подхода А. Вебера для развития теории размещения производительных сил, следует отметить, что Be-беру удалось, по существу, первым из зарубежных экономистов выработать достаточно стройную и последовательную концепцию размещения отдельного промышленного предприятия. Однако веберовская теория штандорта ограничивается рассмотрением только тех факторов размещения производства и тех его требований, которые представляются важными лишь с точки зрения отдельного и изолированного предприятия.

Итак, мы видим, что первоначально основной интерес при анализе размещения производства сосредоточивался на отдельной производственной единице. При этом отдельный объект рассматривается изолированно от других элементов пространственной экономики, за исключением источников затрат (сырья, топлива) и пунктов назначения готовой продукции. В модели размещения А. Вебера каждый источник затрат или назначение выпуска рассматривается как фактор, влияющий на оптимальное размещение (размещение с меньшими затратами).

В целом подход А. Вебера позволяет решать практические задачи, когда ставится цель разместить производственный объект при данной довольно простой структуре затрат-выпуска в пункте, в котором производственные издержки наименьшие.

Вместе с тем, несмотря на свою методологическую ограниченность, теория промышленного штандорта А. Вебера явилась крупным событием в теории развития производства, оказав заметное влияние на все теории размещения производства, появившиеся впоследствии за рубежом. На протяжении многих лет она считалась общепризнанной среди экономистов и географов и в настоящее время остается одной из широко распространенных теорий размещения.

Делись добром ;)