Оценка и рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов п. Малиновка и его окрестностей

дипломная работа

1.1 Основные понятия эстетического направления географии

Эстетические свойства природы как объект изучения обратили на себя внимание ученых и мыслителей еще в античную эпоху. Свои идеи по поводу истиной сути красоты высказывали выдающиеся философы древности: Гераклид, Сократ, Платон, Аристотель и др. В большинстве своем они сходились в мысли, что прекрасное объективно и красота есть непременное внутреннее свойство природы. Античные авторы именно природу провозглашали идеалом красоты.

В эпоху Возрождения интерес к эстетике ландшафтов не угас, а еще более усилился. Красивый пейзаж непременно входил в представление людей о счастливой жизни. Однако, в это время идеалом красоты в большей мере признаются пейзажи не дикой природы, а очеловеченных, окультуренных, «домашних» ландшафтов.

В эпоху просвещения продолжалось философское осмысление феномена эстетической привлекательности ландшафтов. Этому вопросу уделяли внимание французские философы-просветители: В.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гальвеций и др. Позднее серьезные философские исследования красоты природы провели классики немецкой философии Кант, Гегель.

Но, не смотря на довольно продолжительную историю философского осмысления красоты природы, подлинно научное изучение эстетических свойств ландшафтов началось лишь в середине XIX в. Основа для формирования эстетического направления в географии была заложена в трудах блестящего немецкого естествоиспытателя, путешественника барона Александра фон Гумбольдта (1769-1859).

Он первый пытался связать науку с искусством, введя в географию ландшафтную (пейзажную) живопись. Пейзажная живопись и сегодня продолжает оказывать весьма значительное влияние на развитие эстетической географии и некоторых смежных научных направлений.

А.Ф. Гумбольдт призывал географов познавать географии во всех ее направлениях. Только это давало возможность приблизиться к истинному знанию, постичь суть исследуемого объекта.

После А.Ф. Гумбольдта интерес к научному изучению красоты природы в ее географических аспектах утих почти на 100 лет. Тем не менее, именно в немецкой географии в начале XXв. возобновились исследования эстетики ландшафтов. Истинным основоположником эстетической географии, как научного направления, по праву может считаться соотечественник А. Гумбольдта Альфред Геттнер (1859 - 1941). Он впервые использовал сам термин «эстетическая география», употребив его в своей известной книге «География. Ее история, сущность и методы». Геттнер призывал не путать эстетическую географию - науку с искусством ярких художественных географических описаний.

Практически одновременно с А. Геттнером к эстетическим свойствам ландшафтов обратился выдающийся русский ученый В.П. Семенов - Тян-Шанский. Один из разделов своего фундаментального произведения «Район и страна» он посвятил связи географии и искусства. Эти связи, по его словам, основываются на красоте природы и осуществляются через ее восприятие, дающее вдохновение и эстетическое наслаждение. Идеи ученого не были поддержаны. Советская география того времени имела кардинально противоположное направление. Она шла по пути индустриализации и интенсификации, а отнюдь не гуманизации.

Начиная с 1960-х гг., изучение ландшафтной эстетики занимались преимущественно географы англоязычных стран Запада, прежде всего Великобритании, а также США. В это время появляется (в США) такое научное направление, как поведенческая география, исследующее географические причины поведения людей (как индивидуального, так и группового).

Исследуя феномен пространственного восприятия, ученые очень быстро пришли к идее оценки привлекательности ландшафтов. Суть ее заключалась, с одной стороны, в непосредственном выявлении наиболее и наименее привлекательных для человеческого восприятия ландшафтов, а с другой стороны - в поиске объективных причин таких различий в восприятии. То есть, по сути, оценка восприятия ландшафтов и являлась, как правило, ничем иным, как оценкой эстетических свойств территории.

В России же до 1990-х годов этой тематике посвящались лишь единичные работы. Не было издано ни одной монографии в рамках ландшафтной эстетики.

Сегодня интерес к географическому изучению пейзажно-эстетических свойств ландшафтов резко возрос. Среди отечественных географов, занимающихся данной проблематикой, можно назвать В.А. Николаева, М.Ю. Фролову, М.П. Березина, Н.В. Бучацкую, Ю.А. Веденина, Д.А. Постникову и многие другие.

Однако, не смотря на сотни опубликованных работ, большинство авторов все - таки указывают на недостаточную теоретико-методологическую проработку данного научного направления. В существующих теориях нет стройности и согласованности. Много противоречий. Нет отлаженной универсальной методики изучения пространственного восприятия и оценки эстетических ресурсов территории. Все это указывает на необходимость серьезной работы в этом направлении.

Тем не менее, исследования в данной области различных авторов определили основные понятия и терминологическую базу, которыми оперируют при оценке привлекательности ландшафтов.

Под эстетичностью ландшафта, по определению Ю.П. Хрусталева понимается «красота местности, ее привлекательность для человека. Один из природных ресурсов, необходимый для сохранения психического здоровья и нормального отдыха людей» Красота природы, как убедительно доказывают многие ученые и философы, - это ее объективное свойство. Она определяется объективными законами гармонии, которым подчинено все устройство вселенной (в процессе естественного развития ландшафтной сферы или при вмешательстве человека, гармония природы может нарушаться). Но в то же время, красоту постигают люди. Человек является мерой прекрасного. Таким образом, выявляется фундаментальный дуализм ландшафтной эстетики: с одной стороны, красота природы, гармоничность, системная организованность есть ее объективное свойство, с другой стороны, сама категория красоты возможна лишь при появлении человека с его восприятием среды, осмыслением и субъективной оценкой эстетических свойств этой среды. Итак, эстетичность ландшафта - понятие субъект - объектное. Трудность выявления каких-либо закономерностей в этой области определяется сложностью, как объекта восприятия (территории), так и субъекта восприятия (человека), а также многообразием их связей (природные и социальные факторы, воздействующие на восприятие в разное время и определяющие его инвариантность).

Очевидно, что разные ландшафты производят неодинаковое эстетическое впечатление на человека. В связи с этим можно говорить о степени эстетичности ландшафта или о его эстетической ценности. Выявление объективных критериев эстетичности и закономерностей пространственной дифференциации ландшафтов по эстетическому признаку является главной задачей эстетической географии.

Следует также сразу разделить такие понятия как эстетические свойства ландшафтов (пейзажей), эстетические ресурсы и эстетический потенциал, часто и в различных контекстах используемые как синонимы.

Под эстетическими свойствами понимаются те объективные характеристики пейзажа, которые делают его привлекательным или непривлекательным, т.е. определяют степень его эстетичности. Эти свойства могут быть выявлены, конечно, только при появлении человека.

Эстетические свойства территории (пейзажей) превращаются в ресурсы, когда человек начинает их целенаправленно использовать (например, в рекреационной деятельности) или осознает возможность их использования. По определению К.И. Эрингиса и А.-Р.А. Будрюнаса, «природные эстетические ресурсы - это вся окружающая нас природная среда, вызывающая у наблюдающего ее человека эстетическое удовлетворение». Автор настоящей работы под эстетическими ресурсами территории понимает пейзажи, формируемые ландшафтами данной территории (как природными, так и культурными) и вызывающие у человека позитивные эмоции при их восприятии. И чем сильнее производимое пейзажем впечатление, и чем большие площади в пределах исследуемой территории занимают привлекательные пейзажи, тем о лучшем качестве и большем количестве эстетических ресурсов идет речь.

Эстетический (пейзажно-эстетический, эстетико-ресурсный) потенциал территории можно определить как степень возможного участия данной территории в удовлетворении духовно-эстетических потребностей общества.

Необходимо отметить, что эстетическая привлекательность ландшафта оценивается преимущественно по его визуальным качествам, по той видимой картине, которую образует данный природно-территориальный комплекс (ПТК). Поэтому ландшафт в аспекте восприятия и эстетичности рассматривается больше как пейзаж - видимое пространство, зримая и ощутимая картина. Соответственно, именно пейзаж выступает основной операционной единицей данного исследования.

Именно пейзаж - визуальная картина, открывающаяся из какой-либо точки географического пространства, может оцениваться наблюдателем с точки зрения красоты и гармонии. С этих позиций разделение территории по степени эстетичности представляется довольно трудной задачей, так как провести границы между реальными пейзажами практически невозможно. Трансформация пейзажной картины (иногда кардинальная) возможна при изменении местонахождения субъекта восприятия (наблюдателя) всего лишь на какой-нибудь десяток метров. Несмотря на то, что любой пейзаж обладает внутренней структурой и можно выделить его основные элементы, главное его свойство - целостность. Можно говорить об эстетической привлекательности только целой пейзажной картины, а не отдельных ее частей. Как слова, вырванные из предложения, не передают смысла всего предложения, так и отдельные природные объекты, компоненты ландшафта, представляют эстетическую ценность лишь в совокупности, когда являют собой единую гармоничную пейзажную картину на общем «холсте» территории.

Итак, ландшафт служит материальной основой пейзажа. И так как они, составляют один воспринимаемый пейзаж, отражаются в разуме человека в виде единого зрительного образа, то объективно оценить восприятие каждого отдельно взятого вида ландшафта, по-видимому, невозможно, а тем более отразить эти оценки на ландшафтной карте. Оцениваться должны целостные образы. В этом случае сама оценка, очевидно, должна присуждаться тому месту, из которого открывается данный пейзажный вид. В результате получается, что при картографировании эстетических ресурсов контуры пейзажных ареалов охватывают не ландшафты, собственно формирующие определенные пейзажи, а те урочища, из которых человек может наблюдать данные пейзажи.

Любая точка географического пространства обладает таким свойством, как пейзажность, так как из нее открывается тот или иной вид на окружающую действительность. Это свойство можно рассматривать, как некое ментально-информационное поле, присущее пространству и качественно изменяющееся от места к месту. В таком понимании степень эстетической привлекательности того или иного пейзажа есть качество ментально-информационного поля той точки пространства, из которой открывается данный пейзаж.

В целом пейзажи непрерывны в своем территориальном развитии. Они как бы взаимно проникают друг в друга. Однако визуальный облик пространства целиком зависит от географического ландшафта, который является материальной основой пейзажа. Поэтому связь ландшафтной и пейзажной структур территории не подлежит сомнению.

Известно, что ландшафты типологически повторяются в пространстве. При этом типологически идентичные ПТК (и их совокупности) образуют однотипные пейзажи, которые вызывают у воспринимающего человека схожие чувства, определяя схожую оценку этих разных в пространственном, но одинаковых в типологическом отношении ландшафтов. Данное обстоятельство открывает возможность использования метода экстраполяции данных при оценке эстетических свойств крупных территорий.

Учитывая типологическую сущность пейзажей и их неразрывную связь с ландшафтной основой, представляется возможным выделять на территории некоторые пейзажные ареалы, обладающие визуальной схожестью и, следовательно, одинаково оцениваемые. Проведение границ между такими ареалами, конечно, требует определенного абстрагирования, так как реальные пейзажи очень тесно взаимосвязаны и трудно провести разделительную линию между их различными видами.

Несмотря на то, что в реальности человек воспринимает геокомплексы таксономического ранга не выше местности, на которые и может распространяться непосредственная эстетическая оценка, о пейзажном пространстве в целом можно говорить, как об иерархической системе. Объективная причина этого кроется в механизме постижения человеком окружающей действительности и кодирования пространственной информации. Мир, как уже отмечалось выше, воспринимается людьми в виде образов, которые представляют собой ментальные модели геопространства, формирующиеся в их сознании. Эти образы полимасштабны. То есть «мелкие образы» (например, единичные пейзажи конкретных мест) «вкладываются» в образы более крупного таксономического уровня. Так, в виде единого географического образа «записывается» в сознании человека видеоряд, состоящий из однотипных пейзажей. Интересно, что образная иерархия точно соотносится с геосистемной. Пейзажные картины упорядочены внутри соответствующих геосистем: речных бассейнов, горных хребтов и т.д., которые даже обывателями интуитивно воспринимаются, как нечто генетически целостное.

Делись добром ;)