Оценка степени институциональной открытости экономики субъекта Российской Федерации Республики Саха (Якутия)

курсовая работа

1.3 Основные показатели социально-экономического развития

Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, сурьмы. В значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется добыча угля, нефти, для внутренних потребностей добываются природный газ, платина, камнецветное сырье, строительные материалы и другие полезные ископаемые. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. По рейтингу общих запасов природных ресурсов Якутия занимает первое место в РФ. Удельный вес запасов полезных ископаемых Якутии в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам - 82%, золоту - 17%, урану - 61%, сурьме - 82%, железным рудам - 6,2%, углю - 40%, олову - 28%, ртути - 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.

Якутия - один из первых субъектов России, реализующих программный метод управления социально-экономическим развитием региона. В рамках принятой системы планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) приняты и реализуются совокупность взаимосвязанных документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, направленных на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения и развития экономики республики. Начиная с 2012 года, 95% государственного бюджета республики охвачено государственными программами. В Республике принято и реализуются 37 государственных программ по основным направлениям социально-экономического развития.

Благодаря планомерной реализации основного стратегического документа долгосрочного социально-экономического развития республики - Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее, Схема-2020), разработанной по поручению Президента РФ В.В. Путина, текущая социально-экономическая ситуация Республики Саха (Якутия) с 2006 года характеризуется реальным ростом основных макроэкономических показателей, опережающим развитием производственной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Республика постепенно уходит от рискованной моноотраслевой направленности экономики, развиваются новые отрасли промышленности, создаются новые рабочие места, обеспечивается увеличение объемов собственных доходов бюджета Республики.

Якутия становится крупнейшим нефтегазовым регионом и будет играть значительную роль в диверсификации экспорта углеводородов в восточном направлении. Благодаря вводу в 2009 году нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», добыча нефти увеличилась в 10 раз (к 2008 году).

С вводом в эксплуатацию крупнейшего даже в мировых масштабах Эльгинского угольного комплекса новый импульс развития получит угледобывающая отрасль республики.

Практическая разработка компанией «Газпром» гигантского Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения положила старт реализации масштабной Восточной газовой программы, в рамках которой будет построен магистральный газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток».

Главной особенностью стратегии развития Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом.

В Западной Якутии, где традиционно добываются алмазы, на общей транспортной и энергетической инфраструктуре, формируется новый Якутский центр нефте- и газодобычи России с перерабатывающей и гелиевой промышленностью.

В Южной Якутии - в уникальном с учетом наличия богатейших природных ресурсов и более развитой инфраструктуры формируется крупный промышленный район, основанный на добыче и обогащении угля, железных и урановых руд, химического производство.

Кластер в Северо-Восточной Якутии будет специализироваться на добыче и переработке цветных и редкоземельных металлов.

В Центральной Якутии формируется транспортно-логиистический узел, научно-образовательный комплекс, планируется дальнейшее развитие ювелирного и алмазогранильного производства.

В каждом кластере предполагается развивать опорные населенные пункты с развитой социальной инфраструктурой.

Валовой региональный продукт в 2012 году превысил 543 млрд. рублей с реальным ростом 103,4% к 2011 году и обеспечен увеличением промышленного производства (106,6%), инвестиций в основной капитал (110,2%), строительных работ (104,1%), объемов перевезенных грузов (112,5%), розничного товарооборота (102,6%) и платных услуг населению (103,1%).

По отдельным позициям темпы социально-экономического развития республики за 2014 год превысили среднероссийский уровень. К таким показателям относится индекс промышленного производства - 106,6% (по РФ - 102,6% оценка), инвестиции в основной капитал - 110,2% (по РФ - 105,5%). Темпы роста выше, чем в целом по Российской Федерации сложились по реальной заработной плате - 111,9% (по РФ - 109,1%), по реальным денежным доходам - 103,5% (по РФ - 103,0%).

Таблица 1.

Динамика основных показателей развития Республики Саха (Якутия)

 

Темпы роста в сопоставимых ценах,в % к предыдущему периоду

2014 к 2005, в %

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1. Валовой региональный продукт

104,3

107,7

104,9

103,4

104,5

107,2

97,6

101,6

106,5

103,4

149

2. Продукция промышленности

102,5

112,5

93,4

100

100,5

104,2

86,4

117,6

111,3

106,6

136

- добыча полезных ископаемых

100,4

114,6

93,7

100,8

101,9

104,6

85

120,3

112,1

107,9

143,3

- обрабатывающие производства

127,8

109,1

90,6

82,9

90,8

98,2

87,9

119

112

94,1

102,9

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100,2

103,6

93,7

101,1

96,1

103,5

95,1

101,7

106

100,4

100,7

3. Внешнеторговый оборот

121,7

143,4

127,3

101,6

96,1

111

65,1

213

143,5

103,3

494,9

4. Продукция сельского хозяйства

102,2

100,6

103,6

95,2

100,9

102,1

100,2

97,3

95,3

99,6

96,7

5. Объем строительных работ

104,2

109,2

113,5

107,2

134,4

111,3

118

67,3

112,5

104,1

192,4

6. Инвестиции в основной капитал

107,1

105,7

130,2

102,1

192,2

114

109,4

63,8

123,6

110,2

313,5

7. Ввод в действие жилых домов

105,1

91,4

108,6

110,7

111

90,8

100,9

103,3

105,2

111,7

142,5

8. Оборот розничной торговли

125,1

102,3

105,5

108,6

107,4

107,6

102,1

103,6

102,7

102,6

188,9

9. Реальные располагаемые денежные доходы населения

114,8

106,1

106,3

105,8

104,2

107,9

102

102,7

102,4

102,6

143,9

10. Уровень безработицы,

в % к ЭАН

9,3

8,8

8,9

9,5

7,6

9

8,7

8,8

9,0

8,0

-

11. Доля прибыльных организаций в экономике, в %

46,9

48,6

56,7

56,5

63

64,4

59,9

64,7

67,5

67

-

 

К локомотивам промышленного производства - добыче алмазов (2,8 млрд. долл. или 104% к 2013 году), нефти (6,7 млн. тонн или 122%), угля (12256 тыс. тонн или 124%) добавилась добыча золота: впервые за последние пятнадцать лет добыто более 20 тонн золота (21,3 тонны или 112% к уровню предыдущего года).

Также возросли объемы добычи газа до 2 млрд.м3 (105,7%), производства ювелирных изделий до 1 443,9 млн. руб. (128,4%), выработки электроэнергии до 8,5 млрд. кВтч (103,5%).

Индекс промышленного производства в республике по итогам 2014 года составил 106,6% к уровню 2013 года, что выше среднероссийского показателя (102,6%). Рост промышленного производства обеспечен в основном за счет добычи нефти (120,5%), алмазов (99,7%), золота (110%), производства электроэнергии (103,6%).

В рамках создания круглогодичной, связанной с общероссийской и межрегиональной сетями транспортной системы завершается строительство ключевого проекта создания опорной транспортной сети - пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Н.-Бестях (Якутск). В ближайшее время начнется проектирование и строительство мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска.

С учетом положительных изменений в экономике достигнута стабильность в сфере занятости и рынка труда. Общая численность безработных уменьшилась на 9,3 % и составила 40 тыс. чел. Уровень общей безработицы снизился с 9,0 до 8,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 39 912,8 рублей с реальным ростом на 11,9%. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц за 2014 год составили 27 966 рублей с ростом к 2011 году в сопоставимых ценах на 2,6%.

Высокий удельный вес сельского населения республики (36%) обуславливает особое внимание органов власти к вопросам поддержки и развития села и сельского хозяйства. Несмотря на сложные климатические условия хозяйствования, республика занимает первое место в ДФО по поголовью крупного рогатого скота и третье место по объему производства сельскохозяйственной продукции. 

С 2004 года государственная поддержка товарного сельскохозяйственного производства осуществляется на основе программно-целевого метода. За период с 2004 по 2014 год объем государственной поддержки отрасли увеличился в 2,1 раза (в 2004 году объем господдержки 3,5 млрд. рублей, в 2012 году - 7,5 млрд. рублей). Решение задач по развитию агропромышленного комплекса республики предусматривается с учетом территориально-производственного размещения отраслей АПК по районам. Приоритетное развитие получат агропромышленные формирования, расположенные непосредственно в «точках роста» промышленного, транспортного и энергетического комплексов.

С 2011 года осуществляется постепенная передача органам местного самоуправления финансовых полномочий на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства. В 2013 году из 7,5 млрд. рублей, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства, 33 % (2,5 млрд. рублей) направлено в виде субвенций муниципальным районам и городским округам.

Бюджетная политика в последние годы была направлена на повышение качества управления общественными финансами, укрепление и наращивание доходной части республиканского бюджета, повышение эффективности расходов бюджетных расходов, создание эффективной системы межбюджетных отношений как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления, выполнение обязательств на всех уровнях власти и усиление контроля за использованием государственных средств, оптимизацию управления государственным долгом.

В Республике Саха (Якутия) активно реализуется социальная политика, Якутия входит в двадцатку субъектов РФ с высоким уровнем индекса развития человеческого капитала.

В 2014 году более половины средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено на реализацию 11 государственных программ социально-культурной сферы. 19 % расходов бюджета направлено на развитие образования, 14 % и 13 % - на развитие здравоохранения и социальной политики соответственно.

Делись добром ;)