Оценка уровня жизни населения Костромской области на основе данных статистики за 2012 год

курсовая работа

3) Расчеты всех вышеперечисленных показателей

· Основные характеристики субъектов.

1.Место (по убыванию), которое занимает регион по значению самостоятельно выбранного показателя среди всех субъектов РФ

Область обладает богатыми лесосырьевыми ресурсами и является самой лесообеспеченной территорией Центрального федерального округа и занимает 6 место по запасам древесины в европейской части Российской Федерации

2.Усредненная производительность основных фондов = ВРП / размер ОФ

УПОФк=92291,4млн.руб./312406млн.руб.=0,2954

УПОФр=37398520,1 млн. руб. / 108001247 млн. руб. = 0,3463

Получаем, что усредненная производительность основных фондов России больше, чем Костромской области. Возможно, какие-то из основных фондов региона, не используется или не эффективно используется.

3.Производительность труда = ВРП / Среднегодовая численность занятых

ПТк=92291,4млн.руб/315,0тыс.чел.=293 тыс. руб./чел.

ПТр = 37398520,1 млн. руб. / 67727,2 тыс. чел. = 552,2 тыс. руб./чел.

Уровень производительности труда в Костромской области намного ниже чем в РФ, но с каждым годом ВРП области растет, поэтому в будущем этот показатель может стать ближе к РФ.

4.Диаграмма структуры объема товаров и услуг

рис 1 структуры объема товаров и услуг

Из данных диаграммы мы видим, что в Костромской области преуспевает обрабатывающая промышленность, так как там хорошо развиты такие отрасли как лесная, деревообрабатывающая ,бумажная и легкая.

Добыча природных ископаемых, напротив, находится на низком уровне, за счет сокращения добычи строительных нерудных материалов.

Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды в январе 2010 года к уровню января 2009г. увеличились на 10%, что обусловлено увеличением производства теплоэнергии (на 16%) и электроэнергии (на 12%).

Характеристика муниципальных образований (МО)

1. Сбалансированность бюджета региона = Доходы региона * 100% /

Расходы региона

СБРк = 8111млн.руб. * 100% / 8479млн.руб. =0,9565 (95,65%)

СБРр = 2625325 млн. руб. * 100% / 2730748 млн. руб. = 0, 9614 (96,14%)

Получили, что сбалансированность бюджета Костромской области совсем немного ниже, чем данный показатель по России в целом. Следовательно, можно сказать, что функционирование органов государственного планирования и управления области практически сходно с РФ

2. Отношение сальдо бюджета каждого типа МО / Доходы

По Костромской области:

Uмр = -53млн.руб. / 2832млн.руб = -0,0187

Uго = -283млн.руб / 4532млн.руб = -0,0624

Uгп = -11млн.руб / 269млн.руб = -0,0409

Uсп = -21млн.руб / 479млн.руб = -0,0438

По России:

Uмр = -23197 млн. руб. / 1074445 млн. руб. = ? 0,022

Uго = -74926 млн. руб. /1330582 млн. руб. = ? 0, 056

Uгфз = 841 млн. руб. / 14950 млн. руб. = 0,056

Uгп = - 4681 млн. руб. / 97620 млн. руб. = - 0, 0048

Uсп = -3042 млн. руб. / 134325 млн. руб. = - 0, 023

Можно заметить, что показатель сальдо бюджета городских поселений в Калининградской области имеет положительное значение, в отличие от данного показателя в целом по России.

Это означает, что в городских поселениях данного субъекта РФ существует профицит бюджета. Во всех остальных муниципальных образованиях, напротив, дефицит, т.е. нехватка бюджета.

3. Усредненная доля каждого типа МО в общих доходах субъекта = Kмо х

Доходы выбранного типа МО / Общие Доходы всех МО; Kмо = Кол-во МО выбранного типа / общее количество МО

По РФ:

Кмр. = 1821 / 23118 = 0,079

УДмр. = 0,079 х 1074445млн. руб. / 2625325 млн. руб. = 0,032

Кго. = 517 / 23118 = 0,022

УДго = 0,022 х 1330582 млн. руб. / 2625325 млн. руб. = 0,011

Кфед.знач. = 236 / 23118 = 0,01

УДфед.знач. = 0,01 х 14950 млн. руб. / 2625325 млн. руб. = 5,695

Кгор.пос. = 1711 / 23118 = 0,074

УДгор.пос. = 0,074 х 97620 млн. руб. / 2625325 млн. руб. = 0,003

Ксел.пос. = 18833 / 23118 = 0,815

УДсел.пос. = 0,815 х 134325 млн. руб. / 2625325 млн. руб. = 0,042

Видно, что в России доля городов федерального значения в общих доходах субъекта намного выше долей всех остальных муниципальных образований.

Это может быть связано с тем, что города федерального значения являются центрами промышленности, следовательно, там производится большее количество товаров и услуг, а значит, и доход там будет выше. Самую незначительную долю общего дохода составляет доход от городских поселений.

По Костромской области:

Кмр = 24 / 186 = 0,13

УДмр = 0,129 * 2832 млн. руб. / 8111 млн. руб. = 0,045

Kго = 6 / 186 = 0,032

УДго = 0,03*4532 млн. руб. / 8111 млн. руб. = 0,016

Кгор.пос. = 12 / 186 = 0,066

УДгор.пос. = 0,066*269 млн. руб. / 8111 млн. руб. = 0,002

Ксел.пос. = 144 / 186 = 0,774

УДсел.пос. = 0,774*479 млн. руб. / 8111 млн. руб. = 0,045

В Костромкой области самое большое значение имеет доля муниципальных районов. Муниципальные районы включают в себя и городские, и сельские поселения, поэтому его доля выше всех остальных муниципальных образований.

· Население

1. Динамика изменения структуры населения субъекта по видам населенных пунктов за все время.

рис 2 динамика изменения структуры населения(тыс. чел.)

За 20 лет в Костромской области динамика изменения структуры населения изменилась незначительно , то есть не произошло интеграции с/х в городские поселения.

2. Динамика коэффициента рождаемости по субъекту на фоне среднего по РФ

рис 3 динамика коэффициента рождаемости

Заметим, что с каждым годом уровень рождаемости как по РФ, так и по Костромкой области повышается. Это может быть связано с проведением демографической политики, направленной на увеличение численности населения. Различные социальные выплаты и льготы многодетным семьям, пособия за 2 и 3 ребенка помогают в обеспечении семьи.

3. Динамика коэффициента естественного прироста населения по субъекту на фоне среднего по РФ

рис 4 динамика коэффициента естественного прироста населения (за год в %)

Естественный прирост населения отрицательный, а значит, коэффициент смертности все еще превышает коэффициент рождаемости. Но с каждым годом, он увеличивается за счет увеличения рождаемости и уменьшения смертности.

4.Структура мигрантов - доля иностранцев в общем числе мигрантов по субъекту

рис 5 структура мигрантов

Заметим, что на протяжении последних 10 лет доля иностранцев в общем числе мигрантов по Костромской области ниже, чем по РФ. Следовательно, можно сделать вывод, что уровень жизни в данном субъекте ниже, т.к. люди всегда перебираются в те места, где жизнь лучше.

· Труд

1.Динамика численности экономически активного населения

рис 6 динамика численности экономически активного населения (тыс. чел.)

рис 7 динамика численности экономически активного населения (тыс. чел.)

Численность экономически активного населения в Костромской области колеблется между 380 и 365 тыс. чел. Если считать, что численность всего населения области с 2000 - 2011 составляет примерно 659 тыс. чел, то экономически активное население - почти 50%. В общем, как и в среднем по РФ. 2.Доля занятых в операциях с недвижимостью в общей численности экономически активного населения 2010-2011

рис 8 доля занятых в операциях с недвижимостью

Доля занятых в операциях с недвижимостью в Костромской области в течение года практически не изменилась. Это означает стабильность и отсутствие прироста вновь построенного жилья строительным сектором области.

3.Уровень экономической активности населения на фоне среднего по округу

рис 9 уровень экономической активности (в %)

На 2011 год уровень экономической активности населения Костромской области стал ниже данного показателя по округу на 1%. Экономическая активность уменьшилась с 2008 г, что может быть связано с кризисом в данном году.

4.График изменения численности безработных 2000-2011

рис 10 изменение численности населения безработных (тыс. чел.)

Численность безработных в КО снизилась в 2002 году и по 2008 находилась примерно на одном уровне, затем снова повысилась (повлиял кризис) и только в 2011 начала падать.

· Уровень жизни населения

1.Динамика реальных денежных доходов

рис 11 реальные денежные доходы ( в %)

Реальные денежные доходы и по Костромской области, с 2000 по 2005 растут незначительно, а с 2005 по 2009 сильно уменьшаются, что может быть с вязано с экономическим кризисом 2008 года. В посткризисный период с 2009 по 2010 уровень реальных денежных доходов возвращается на уровень 2005 года, но в 2011 падает. По ЦФО уровень реальных денежных доходов незначительно уменьшается на всем периоде (2005-2011)

2.Динамика среднемесячных начислений з/п

рис 12 начисления з/п (тыс. руб.)

Среднемесячное начисление заработной платы в Костромской области и Центральном федеральном округе постепенно растет. Это может быть вызвано улучшением производительности труда, повышением квалификации кадров и внедрением новых технологий.

3.Структура денежных доходов населения в 2000 и 2011 годах

рис 13 денежные доходы (в %)

Заметим, что структура денежных доходов не сильно изменилась за 11 лет. Доход от социальных выплат вырос с 18% до 27%. Доходы от предпринимательской деятельности, напротив, сократились. Но главным источником дохода у жителей КО, как и в 2000 году, составляет оплата труда.

4. Динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума

рис 14 население с доходами ниже прожиточного минимума (в%)

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума постепенно уменьшается как в России, так и в Костромской области. Можно сделать следующие выводы: увеличились заработная плата и социальные выплаты малоимущим.

5.Коэффициент Джини, его значение в % от среднего по РФ

РФ: 0,417

Костромская область: 0,363

0,363 / 0,417*100%= 87%

Как писалось ранее, коэффициент Джини показывает равномерность распределения дохода среди населения. Получили, что доход в Костромской области распределен более равномерно, чем в России в целом.

6. Жилищный фонд -- общая площадь жилых помещений; млн. кв. м. 2000-2011 гг.

рис 15 общая площадь жилищных помещений

Из диаграммы видим, что увеличения нового жилищного фонда за 11 лет не произошло.

7. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда

рис 16 удельный вес ветхого жилищного фонда (в %)

рис 17 удельный вес аварийного жилищного фонда (в %)

Как видно из диаграмм, удельный вес ветхого жилищного фонда понизилось, а аварийного - повысилось. Это связано с тем , что увеличения нового жилищного фонда за 11 лет не произошло и ветхие здания перешли в разряд аварийных. К 2016 году возможно снижение доли ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде области до 3,43%;( по областной целевой программе КО)

· Образование, культура и здравоохранение

Образование

1. Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования

рис 18 численность студентов ВУЗов на 10000 чел населения

Число студентов в высших учебных заведениях заметно возросло, это положительный фактор, который может быть связан с тем, что молодежь стремится получить высшее образование с целью трудоустроится по своей специальности.

Здравоохранение

1. Численность врачей всех специальностей

рис 19 численность врачей (тыс. чел)

В костромской области численность врачей на протяжении 20 лет практически стабильна, что является тревожным показателем: численность населения растет, а количество медицинских работников не увеличивается, а к 2010 году даже уменьшается.

2. Прерывание беременности (аборты) на фоне среднего по РФ

рис 20 прерывание беременности на 1000 женщин

Отметим, что количество абортов сильно сократилось. Данная динамика численности прерывания беременности может быть вызвана увеличением заработной платы и различных социальных выплат. Люди становятся уверенны в завтрашнем дне, они понимают, что смогут прокормить не только себя, но и ребенка.

Культура

1. Численность зрителей театров.

рис 21 численность зрителей театров на 1000 человек населения(чел)

В Костромской области происходит увеличение численности зрителей театров, в связи с чем можно сделать вывод, что у населения есть материальные средства не только на продукты первой необходимости, но и на духовное развитие.

· Правонарушения и окружающая среда

Правонарушения

1. Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения

рис 22 число преступлений на 100000 чел населения

Число преступлений с 2006 снижается. Возможно, это потому, что выполняют свои профилактические функции органы полиции области. Улучшение социально-экономической ситуацией так же благоприятно влияет на снижение преступности.

Окружающая среда

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников

рис 23 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (тыс. тонн)

Выбросы загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тоже значительно сократились, но с 2005 - 2009 был скачек вверх, из за расширения легкой и тяжелой промышленности. На это повлияло развитие новых технологий и политика государства, направленная на улучшение экологии. Следовательно, наносится меньше вреда здоровью человека и окружающей среде.

· Строительство, научные исследования и инновации

Строительство

1. Удельный объем работ, выполненных по виду экономической

деятельности «строительство», приходящийся на одного занятого в

экономической деятельности

рис 24 объем работ "строительство" (млн. руб.)

Начиная с 2004 года, происходит интенсивный рост объема работ в строительной сфере. Как мы помним, на рис. 15 мы наблюдали, что жилищный фонд не развивается, значит на данном графике мы скорее всего видим рост частных форм собственности.

2. Диаграмма «Распределение строительных работ, выполненных организациями различных форм собственности» за 2000 и 2011 годы

Основную долю работ и в 2000, и в 2011 годах выполнили организации, находящиеся в частной собственности, т.к. она преобладает в рыночной экономике. Доля работ, выполненная организациями муниципальной собственности, выросла в 2 раза, а смешанной и государственной собственности и вовсе упали больше чем в 5 раз.

рис 25 работы выполненные организациями различных форм собственности (в %)

3. Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения, график за все годы по региону и по РФ в целом

рис 26 ввод в действие жилых домов (тыс. кв. метров общей площади)

4. Ввод в действие общеобразовательных учреждений на 1000 человек населения

рис 27 ввод в действие общеобразовательных учреждений на 1000 чел (ученических мест)

На графике видно, что ввод в действие общеобразовательных учреждений находится на низком уровне. Проверка в сфере защиты прав потребителя признала: 4 - образовательных учреждений аварийными, 52 - неудовлетворительными по техническому состоянию и по 23 - не выдано вообще соответствующих заключений.

Из этого можно сделать вывод что образовательные учреждения КО недополучают нужного финансирования.

Научные исследования и инновации

1. Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки

рис 28 число организаций, выполняющих научные исследования и разработки

Число организаций, выполнявших научные разработки, по КО в течении семи лет остается практически неизменным, а с 2008 года падает и больше не меняется. Это говорит о том, что скорее всего после кризиса на научную деятельность не хватает средств. Для этого необходимо дорогостоющее оборудование и т.д.

2. Численность исследователей с учеными степенями (человек) в динамике структуры за 2000- 2011 гг

рис 29 численность исследователей с учеными степенями (чел)

По данным диаграммы видно, что роста докторов и кандидатов наук не происходит это может быть связано с низкими з/п ученых и специалистов, недостающими финансированиями научных исследований.

3.Внутренние затраты на научные исследования и разработки на одного кандидата наук в динамике за 2000, 2005 и 2011 гг

рис 30 внутренние затраты на научные исследования и разработки (млн. руб.)

Внутренние затраты на научные исследования в период 2000-2011 в КО медленно, но неуклонно растут. Это означает, что государство делает ставку на научные достижения ученых, работа которых, в конечном счете, нацелена на повышение качества жизни населения.

Делись добром ;)