Оценка эстетических свойств ландшафтов Республики Башкортостан

курсовая работа

2.2 Социально-экономическая характеристика Республики Башкортостан

По данным переписи 2010 г., в России проживало 1 584 554 башкир (в мире всего около 2 млн чел.). По численности башкиры занимают четвертое место в России после русских, татар и украинцев.

Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более 130 народностей. По этническому составу 36,3% населения Республики составляют русские, 29,8% - башкиры, 24,1% - татары. Коренное население Республики - башкиры. В Республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.

27 % населения проживает в Уфе, столице Республики, и прилегающем к ней Уфимском районе. Наименее плотно населёнными являются Зилаирский (3 чел. /кмІ), Белорецкий (3,7 чел. /кмІ) и Бурзянский районы (4 чел. /кмІ).

Наибольшая плотность сельского населения отмечается в Уфимском (37 чел. /кмІ), Кармаскалинском (30 чел. /кмІ), Чишминском (29 чел. /кмІ) и Туймазинском (27 чел. /кмІ) районах.

В Республике имеется: 54 административных района, 21 город, 2 посёлка городского типа (Чишмы и Приютово), 828 сельских администраций, 4674 сельских населенных пункта.

Башкортостан поддерживает внешнеэкономические связи с 90 странами мира. Крупнейшими торговыми партнерами традиционно являются Чехия, Великобритания, Казахстан, Нидерланды, Китай, Лихтенштейн, Италия, Германия, Финляндия, Украина и другие страны. Башкортостан входит в хорошо заселенную и освоенную зону России. Природные условия благоприятствуют для развития сельского хозяйства и промышленности. Большие площади занимают черноземы, богатые леса. Богатые полезные ископаемые и водные ресурсы (поверхностные и подземные). Благоприятные агроклиматические ресурсы.

По состоянию на 1 января 2015 года земельный фонд Республики Башкортостан составлял 14294,7 тыс. га.

В структуре земельного фонда преобладают земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходилось 53,8%, а также земли лесного фонда - 37,7%.

На земли населенных пунктов приходилось 4,3% земельного фонда, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности и иного специального назначения занимают 0,8%, земли особо охраняемых территорий - 2,7%. Незначительной оставалась доля земель водного фонда - 0,5% и земель запаса - 0,2%.

Существенное влияние на формирование хозяйства Республики Башкортостан оказывает её чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение.

Достоинства экономико-географического положения определяются её положением на стыке европейской и азиатской частей России и Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Башкортостан самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы. Через Башкирию проходят широтные магистрали (железно - и автодорожные, а также трубопроводные - нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самой Республики сформировались мощные грузообразующие центры - горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии.

Недостатки экономико-географического положения Башкортостана - отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом, через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район способен также обеспечивать РБ качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.

География природно-ресурсного потенциала районов Республики Башкортостан показана на рисунке 3.

Рисунок - 3 География природно-ресурсного потенциала районов Республики Башкортостан

Размещение Башкирии на горном водоразделе Волги и Оби делает экономически неприемлемым воднотранспортное соединение двух смежных речных бассейнов, каждый из которых имеет собственную судоходную инфраструктуру.

Структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной добычи, в условиях высоких транспортных тарифов снижает конкурентоспособность этих отраслей, особенно на рынках дальнего зарубежья.

Делись добром ;)