Предмет и метод экономической географии и регионалистики

курсовая работа

2. Методы исследования экономической географии

Наряду с поисками своего объекта и предмета исследования в процессе становления экономической географии как науки важное место занимают вопросы использования методов научного познания.

Понятие метод (от греческого "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать действия для решения тех или иных задач и умение применять эти знания на практике.

Учение о методе начало развиваться ещё в науке Нового времени. Её представители считали правильно выбранный метод ориентиром в движении к надёжному, истинному знанию. Так, известный философ XVII в. Ф. Бекон сравнивал метод познания с фонарём, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято называть методологией. Методология дословно означает "учение о методах". Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования на 3 группы.

I. Всеобщие методы: диалектический и метафизический - это общефилософские методы. Последовательность применения философского метода включает несколько стадий:

1) научное значение начинается с наблюдения и сбора фактов, которые могут определять как зарегистрированные предметы, явления и события, отражающие разнообразие мира.

2) затем происходит классификация фактов, когда из их однообразного множества по определённым признакам выводится первичная эмпирическая зависимость, пока без объяснения причин.

3) как только исследователь начинает объяснять факты, начинаются теоретические знания. Совокупность систематизированных фактов - основа формирования гипотез и теорий, задача которых - объяснить имеющиеся факты и предсказать новые.

Таким образом, научное познание проходит ряд этапов от созерцания и непосредственного наблюдения до формировки дедуктивных построений: описание, объяснение и рекомендации. Таково основное содержание философского уровня методов исследования.

II. Общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, т.е. имеют широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся:

1) моделирование;

2) системный анализ;

3) математический;

4) балансовый.

1) Моделирование процессов, связей, явлений широко применяется в географии. Стремясь к систематичности, географы во все времена исключали из поля зрения часть явлений. В последние 10-летия это делается сознательно, что и является, по сути, моделированием: ведь когда учёные "отбирают" только главные черты действительности, им становиться более ясной и понятной её структура, механизм развития.

Моделирование - упрощённое воспроизведение реальности, описывающее в обобщённой форме её существенные черты и взаимосвязи, широко используется в современной географии.

2) Системный метод

Л. Берталанфи - творец системного подхода - в конце 40-х гг. писал: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи".

К числу важнейших понятий теории систем относятся: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии.

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы. Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных).

3) Очевидно необходимы и математические методы. В географии они были вызваны к жизни стремлением как-то выразить "в числе и мере" бесконечного сочетания объектов природы, населения, хозяйства на определённых территориях. Но математические методы в географии особенно успешно применимы при определённой однородности пространства, что встречается редко.

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию "количественных" математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название "количественной революции" в географии, а её сторонники называли себя "количественниками". Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики.

4) Балансовый метод - это совокупность математических приёмов, позволяющих исследовать и прогнозировать динамику развития сложных систем путём количественного сопоставления входящих и выходящих потоков вещества на определённой территории. Основным инструментом служит балансовая матрица, в которой выделяются 2 части - "приход" и "расход" ресурса. Интересны межотраслевые, межрайонные балансы, балансы трудовых ресурсов, широко применяемые в региональной экономике и экономической географии.

III. Частнонаучные (специфические) - это методы, используемые только в какой-то конкретной науке. Среди них важное значение имеют следующие.

1. Сравнительный метод

Метод сравнения - один из старейших традиционных методов в географии. Он важен потому, что даёт возможность более полно и глубоко уяснить многообразие географических форм и типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях. Цель географических сравнений - в установлении количественных и качественных показателей, их описании и анализе для получения выводов о пространственно-временной структуре территориальных систем, их функционировании, состоянии и потенциале.

Сравнительный метод подразделяется:

на собственно сравнительно-географический (применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноимённых объектов и явлений);

географическое сопоставление (проводиться по составу, структурным связям, генезису, типу функционирования);

сравнение соответствия теоретической модели объективному развитию географических объектов (используется для установления закономерностей пространственной дифференциации объектов, изучения их динамики и развития).

Сравнительный метод интересен и для определения (или уточнения) типажа стран. Для этого выбирают какую-либо примечательную (модельную) в том или ином отношении страну. С ней сравнивают другие страны со сходными чертами развития или природными условиями.

Например, Швейцария выделяется особенно высокой концентрацией банковского капитала, крупными банками мирового значения. Ряд стран со сходными функциями нередко сравнивают со Швейцарией. Например, Уругвай - "латиноамериканская Швейцария", Ливан - "Швейцария Ближнего Востока".

Другой пример. В 90-е гг. Чехия добилась значительных успехов в структурной перестройке экономики, в развитии наукоёмких производств. Этим она напоминает "новые индустриальные страны". По глубине и темпам перестройки структуры и специализации промышленности опередила соседние страны (кроме Германии). Её нередко называют "Сингапуром Восточной Европы".

Сравнительно-географический метод при творческом использовании даёт возможность анализировать черты сходства далёких друг от друга и совершенно непохожих территорий.

2) К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории).

3) Картографический метод имеет совершенно особое значение для выявления и осознания географических "различий от места к месту". Его максимально широкое использование, "упор на карту" представляет важнейшую черту географической культуры и географического мышления.

Можно сказать, что полная картографическая информация во многом обеспечивает успех географических исследований. Вслед за В.П. Семёновым-Тян-Шанским Н.Н. Баранский убеждённо доказывал, что карта представляет альфу и омегу географии. С анализа имеющихся и доступных карт начинается, а составлением новых обычно завершается любое географическое исследование.

Для более глубокого осознания своеобразия конкретных территорий полезно сравнение и наложение различных тематических карт. Особенно важно уметь "читать" карты, "снимать" с них максимально полную информацию. Связка география - географическое картографирование может и должна стать сердцевиной географической науки.

4) Генерализация -одновременно метод и научный принцип - это отбор наиболее существенных и специфических для конкретной территории материалов.

Генерализация даёт возможность выбирать и представить основные черты развития и современное состояние территории, природопользования и населения, хозяйства и ТОО. Генерализация - это отсечение всего второстепенного и определяющего, что не означает простое сокращение, "ужатие" текста. Подлежащие отбору материалы должны удовлетворять трём основным условиям:

а) показать, чем конкретная территория отличается от других;

б) выявить особо важные характерные особенности территории;

в) охарактеризовать основные взаимосвязи между природой, хозяйством и человеком в системе социально-экономического, общественного и экологического развития территории.

5) Исторический метод, который выявляет состояния и процессы во времени для объяснения и прогноза развития. Как говорил Ф. Ратцель: "Нельзя изучать географию, не зная её истории. Это особенность данной науки. В других науках полезно знать их историю, в географии же это необходимо. Но история географии есть не только история науки, а существенная часть всемирной истории. Она показывает, как народ познаёт свою страну, а человечество - родную землю". Только исторический подход к науке может показать пути её развития, обнаружить тупики, которые надо избегать. Для рассмотрения любого явления в историческом разрезе необходимо решить 3 задачи:

1-я заключается в изучении прошлого состояния объекта в конкретной пространственно-временной обстановке;

2-я - в исследовании на базе реконструкции настоящего состояния объекта как результата конкретного пространственно-временного развития;

3-я - в прогнозировании будущих тенденций развития и состояния объекта на основе анализа их в прошлом и настоящем.

Кроме того, известно, что всякая система научных взглядов развивается в определённой общественной среде и главными действующими толчками в развитии любой науки являются "запросы жизни", т.е. общественная потребность в них.

Например, геометрия (землемерие) возникла в результате необходимости делить землю на части неправильной формы. Астрономия в Египте - из потребностей искусственного орошения (для точного определения сроков паводка).

6) Геоинформационные системы ( ГИС)

Наше время называют эпохой "информационного взрыва", "информационной революцией" - поток информации обрушился буквально на всех.

География заметно выделяется среди других наук своей информативностью, объёмом "перерабатываемой информации".

В 60-70-е гг. объём научной информации удваивался каждые 5-7 лет.

В 80-е гг. на это требовалось 20 месяцев, с середины 90-х гг. удвоение происходит ежегодно. Масштабы этих процессов будут неизбежно возрастать. Поэтому принципиально важен вопрос о более эффективном использовании нарастающих потоков информации, об управлении ими. Резкое увеличение значения и объёмов самой разнообразной информации о различных территориях требует создания сети автоматизированных географических информационных систем. Это становится одной из самых важных задач географической науки во всех странах.

ГИС представляет комплекс различных взаимосвязанных источников информации о природных и социально-экономических процессах, использовании ПР и территории, состоянии окружающей природной среды. ГИС, таким образом, обеспечивают получение, передачу, хранение, обработку (включая отбор наиболее важных данных) и предоставление пользователям географической информации. Это относится и к оперативной информации о быстротекущих процессах (стихийные бедствия, техногенные взрывы).

ГИС включает сложные и взаимосвязанные системы компьютеров, средств связи, дистанционных (космических) установок, хранилищ статистической и иной информации (в том числе национальной "базы данных"). Таким образом, ГИС тесно связаны с новейшей техникой и прогрессивными информационными технологиями. Но и традиционные, проверенные временем виды географической информации не только не утрачивают, но и наращивают своё научное, практическое и социальное значение (карты, справочные издания).

Очень часто в географических исследованиях объектов или проблем применяется целый комплекс сопоставимых методов, т.е. методика сопряжённого анализа. В настоящее время особое место в практике научных географических исследований уделяется междисциплинарным сквозным методам и подходам. Так, экономико-географ А.М. Колотиевский предложил применять в ЭСГ естественно-экономическое, технико-экономическое и другие направления, необходимые для системного анализа размещения ПС. Он считал очень важным переход от раздельного применения сквозных методов в физической и экономической географии к их применению с системе географических наук. Такими сквозными направлениями в этой разветвлённой системе являются системный, экологический, конструктивный, исторический подходы.

Все эти группы не оторваны друг от друга, а тесно связаны. К сказанному остаётся добавить, что любой метод сам по себе ещё не предопределяет успеха в познании материальной действительности. Важно ещё умение правильно применять научный метод в процессе познания.

В конечном итоге овладение географическими методами и способами научного познания, их постоянное совершенствование определяют сущность географического мышления.

Делись добром ;)