Природные ресурсы и условия на территории Республики Татарстан

реферат

1.3. Лесные ресурсы и их состояние

На основе анализа природно-климатических, лесорастительных, экономических и других условий на территории Республики Татарстан выделяются четыре лесохозяйственных района: Предкамский, Предволжский, Закамский, Закамский возвышенный.

По данным государственного лесного учета, проводимого Министерством экологии и природных ресурсов РТ, на 1.01.2004 г. общая площадь лесного фонда на территории РТ составляет 1270,3 тыс. га, из которых 1170,6 тыс.га покрытые лесной растительностью, или 17,2% от общей площади территории республики.

Лесистость по административным районам РТ по состоянию на 01.01.2004г., тыс. га

Наименование района, города

Общая площадь района, города

Площадь,покрытая лесом

Лесистость района, города, %

Агрызский

179,7

41,8

23, 3

Азнакаевский

214,8

39,6

18,4

Аксубаевский

143,9

30,0

20,8

Актанышский

203,4

15,2

7,5

Алексеевский

207,4

23,5

11,3

Алькеевский

172,7

35,1

20,2

Альметьевский

249,9

66,9

30,8

Апастовский

104,7

8,6

8,2

Арский

184,4

21,4

11,6

Атнинский

68,1

2,5

3,6

Бавлинский

121,0

20,7

17,1

Балтасинский

109,4

11,1

10,1

Бугульминский

140,5

26,9

19,2

Буинский

153,0

9,7

6,3

Верхнеуслонский

130,2

23,1

17,7

Высокогорский

166,7

30,5

18,3

Дрожжановский

103,1

2,8

2,7

Елабужский

136,0

18,8

13,8

Заинский

184,2

51,0

27,7

Зеленодольский

140,2

36,2

25,8

Кайбицкий

99,5

16,7

16,8

Камско-Устьинский

119,9

9,2

7,6

Кукморский

149,2

28,9

19,4

Лаишевский

217,0

34,3

15,8

Лениногорский

181,1

48,0

26,5

Мамадышский

260,1

71,2

27,4

Менделеевский

74,5

4,2

5,7

Мензелинский

192,1

21,9

11,4

Муслюмовский

146,4

26,7

18,2

Нижнекамский

167,2

42,4

25,4

Новошешминский

132,1

13,8

10,5

Нурлатский

229,4

93,3

40,7

Пестречинский

137,3

16,3

11,9

Рыбно-Слободский

205,2

50,2

24,5

Сабинский

109,8

26,4

24,1

Сармановский

138,6

8,2

5,9

Спасский

202,2

18,1

8,9

Тетюшский

163,8

26,4

22,2

Тукаевский

174,4

21,9

12,6

Тюлячинский

84,4

12,5

14,8

Черемшанский

136,4

33,9

24,9

Чистопольский

179,4

12,7

7,0

Ютазинский

76,2

7,8

10,2

г. Азнакаево

2,1

0

0

г. Альметьевск

4,4

0

0

г. Бугульма

2,8

0

0

г. Елабуга

4,1

0,2

5,0

г. Заинск

5,8

0

0

г. Зеленодольск

3,8

1,4

3,6

г. Казань

41,3

4,7

11,4

г. Лениногорск

3,2

0

г. Набережные Челны

14,7

0

0

г. Нижнекамск

6,2

0

0

г. Чистополь

2,4

0,2

7

г. Бавлы

1,2

0,01

0

г. Нурлат

1,5

0

0

г. Буинск

1,4

0

0

Всего по республике:

6783,7

1165,5

17,2

Такая разница в облесенности районов обусловлена в основном зональностью произрастания растительности и является показателем сильного антропогенного воздействия на леса, проявляющемся в его вырубке и переводе лесных площадей в нелесные. Так, всего за два столетия практически полностью леса республики были вырублены, и эти площади превратились в нелесные угодья. В настоящее время, как во всем мире, так и в республике Татарстан происходит переоценка значимости лесов. Лес необходимо рассматривать прежде всего как ведущий фактор экологического благополучия , а лишь потом как источник лесоматериалов.

Для повышения экологической значимости лесов необходимо:

провести очередное лесоустройство с учетом экологической значимости лесов и его недревесных ресурсов, уделяя внимание сохранению флоры и фауны, особенно в части растений и животных, занесенных в Красные Книги РФ и РТ;

* определить объемы расчетной лесосеки не в целом по лесхозу, а по лесничествам, повсеместно выделяя для сохранения площади естественных коренных лесов от сплошных вырубок;

* организовать научные разработки по определению экологической спелости леса и узаконить зональный (экологический) возраст рубок;

* добиваться наиболее полного использования всех частей дерева, включая сучья;

* запретить сжигание порубочных остатков;

* организовать ведение рубок леса только узкими просеками, без разрыва между деревьями, позволяющими исключать гибель теневыносливых растений леса, которые составляют основу лесных биоценозов;

* организовывать плантации быстрорастущих культур в связи с необходимостью в древесине; выделять больше средств на закладку одного гектара леса и ухода за ним;

Современное развитие общества невозможно без дальнейшего развития крупных городов и, следовательно, без концентрации населения в них, что неизбежно связано с нарастанием определенного ущерба окружающей среде. Город, это искусственная окружающая среда, созданная человеком, и без поддержки человека деградирует, так как не обладает функциями самовоспроизводства. В данной ситуации имеется один выход -- сделать город экологически чистым и эволюционно вписанным в окружающую среду, в противном случае - медленная деградация и исчезновение человека, как вида. Одной из причин ухудшения экологической ситуации в городах является недооценка роли зеленых насаждений в поселениях. Зеленые насаждения являются важнейшим компонентом структуры ландшафта поселения, выполняют средообразующие и санитарно-гигиенические функции, представляют собой место ежедневного периодического отдыха жителей, благотворно влияя на их нервно-психическое состояние. Выявлено, что 1 га зеленых насаждений в течение часа в среднем поглощает 8 кг диоксида углерода, а также существенно снижает концентрации различных вредных загрязнителей воздуха: диоксида серы - до 0,3 мг/м3, сероводорода - до 0,03 мг/м3, оксидов азота - до 0,3 мг/м3. Деревья задерживают до 50% пыли и на 0% снижают загрязнение воздушной среды вредными микроорганизмами. Одновременно зеленые насаждения представляют собой чуткий индикатор качества окружающей среды.

Увеличение площадей зеленых насаждений, изменение качественного состава городских посадок - парков, садов - один из самых эффективных и сравнительно недорогостоящих методов регулирования качества окружающей среды в поселениях.

Вместе с тем в настоящее время, современные крупные поселения республики не отвечают качественным параметрам состояния природной среды для проживания человека. Так, на примере г. Наб.Челны можно видеть, что в первую очередь загрязняется атмосферный воздух и при этом, в значительной степени выбросами автотранспорта. "Транспортный бум" привел не только к загрязнению атмосферного воздуха, но и других сред и в большей мере к загрязнению почв города, так как, кроме прямых выбросов тяжелых металлов и свинца, на первое место выдвигаются соли калия, натрия, хлора, привнесенные в почву с антигололедными препаратами, применяемыми на дорогах в зимний период , длящийся в нашей республике до восьми месяцев. Содержание соли в почве достигают от 100 мг/100г почвы и более, при фоновых значениях 1,4 мг/100 г. Идут активные процессы засоления и загрязнения городских почв. Такая агрессивная среда крупного города особенно отрицательно сказывается на зеленых насаждениях, которые слабеют и усыхают. В таком ослабленном состоянии, деревья не способны осуществлять функции фильтра, а становятся угрозой для жизни населения как аварийно опасные при ветроповалах.

Для улучшения качества окружающей среды крупных поселений необходимо:

* создать единую структуру управления зелеными насаждениями с участием представителей градостроительных, муниципальных и природоохранных органов в виде совместных комиссий или единого градостроительного совета по вопросам озеленения и благоустройства;

* провести качественный и количественный учет зеленых насаждений и поставить их на учет с присвоением инвентарного номера;

* создать систему мониторинга состояния зеленых насаждений с электронной базой данных;

* разработать текущие и перспективные планы по озеленению;

* решить проблемы, связанные с засолением и соленеватостью почв, возникающих при применении антигололедных препаратов;

* сформировать систему особо охраняемых природных территорий в населенных пунктах, включая и памятники садово-паркового искусства.

Делись добром ;)