Природные ресурсы, экономика и экологическое состояние Хабаровского края

реферат

5. Экологическая обстановка

· Атмосферный воздух

Состояние загрязнения атмосферного воздуха в Хабаровском крае формируется выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов предприятий, а также от передвижных источников выбросов. По состоянию на 01.01.2012 в крае зарегистрированы и поставлены на государственный учет 3 242 объекта, имеющие источники выбросов в атмосферу. Высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы города формируется, в основном, под влиянием выбросов предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды, котельных и автотранспорта.

· Поверхностные воды

Хабаровский край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных вод за счёт развитой на его территории гидрографической сети. Территория Хабаровского края включает бассейны рек, впадающих в Охотское и Японское моря (в пределах Хабаровского края), а также притоков реки Лены (в пределах территории края), впадающей в море Лаптевых. В крае насчитывается более 200 тыс. рек общей протяженностью более 550 тыс. км и более 56 тыс. озер площадью водного зеркала 403 тыс. кмІ. Водообеспеченность населения края водными ресурсами одна из высоких в России. Контроль за гидрохимическим режимом на территории Хабаровского края осуществлялся на 21 водных объектах, 27 пунктах наблюдений Росгидромета. Из наблюдаемых водных объектов на всей изучаемой территории условно чистых и слабо загрязненных рек нет. В целом, по изучаемой территории наблюдается улучшение качества воды. Качество воды, в основном, варьирует в пределах 3-5 классов, вода оценивается как «загрязненная», «очень загрязненная», «грязная», и «экстремально грязная».

· Отходы производства и потребления

В крае развивается подотрасль переработки отходов. Освоена и осуществляется переработка шлаков металлургического производства, иловых осадков сточных вод, изношенных шин, полимеров и других видов отходов. Хабаровский край является единственной в регионе территорией, где созданы мощности по переработке ртутьсодержащих отходов. По результатам обработанных и систематизированных данных, полученных от основных (крупных) отходообразующих предприятий и организаций, в 2011 году в Хабаровском крае образовалось 80,686 млн тонн отходов производства и потребления, в том числе: I класса опасности для окружающей среды -- 33,611 тонн, II класса -- 320,480 тонн, III класса -- 0,029 млн тонн; IV класса -- 1,620 млн тонн; V класса -- 79,037 млн тонн. Отходы V класса опасности составили 97,98 % , IV -- 2 %, на долю I, II III классов опасности приходится 0,02 %. Наибольшее количество отходов 2011 году по данным отчетности образовалось в до бывающей промышленности (98 % от общего объема отходов, образующихся в крае). Оставшиеся 2 % представлены следующими отраслями: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесное хозяйство и металлургическое производство. В то же время в крае имеется ряд серьезных экологических проблем, над которыми активно работают Правительство края, администрации муниципальных образований. Среди них можно выделить следующие: трансграничное загрязнение р. Амур, накопленный экологический ущерб прошлых лет в результате банкротства государственных предприятий, ухудшение качества атмосферного воздуха в городах края за счет роста выбросов от автотранспорта, обеспечение населения края качественной питьевой водой, лесные пожары, необустроенные места размещения отходов.

Заключение

Хабаровский край - это молодой, динамичный регион на Дальнем Востоке России, располагающий значительными природными ресурсами. Его отличительными чертами являются: выгодное географическое положение, уникальная природная среда, богатые природные ресурсы, промышленный и научный потенциал, развитая транспортная сеть и квалифицированные кадры.

Немаловажен и рост заинтересованности со стороны населения, местных органов власти и деловых кругов края в расширении международного экономического сотрудничества.

Приграничное положение, наличие незамерзающих морских портов, способных обеспечивать значительный объем внешнеторговых операций, возможность осуществлять международные транзитные перевозки через
Транссибирскую и Дальневостосточную железнодорожные магистрали определяют
Хабаровскому краю важную роль в интеграции России со странами Азиатско-
Тихоокеанского региона. Более 60 стран мира имеют торговые связи с
Хабаровским краем.

На мировом рынке Хабаровский край известен как производитель продукции в области авиа- и судостроения. Он имеет успех на рынках лесопродукции, черных и цветных металлов, нефтепродуктов, рыбо- и море продукции.

Край богат полезными ископаемыми. Здесь имеются олово, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, брусит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф.

В экономике края доминирующую роль играет промышленность, что находит отражение в высокой степени урбанизации края. В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю промышленности приходится 92%.

Специфика промышленности края проявляется в высоких затратах на строительство и транспорт, а также в ограниченности только первичной переработкой сырьевых отраслей (лесной и горнорудной промышленности).
Вместе с тем в крае значительно выше, чем в других регионах Дальнего
Востока, уровень развития машиностроения. На его долю приходится около 1/4 объема всей товарной продукции промышленности. Это более чем в два раза выше, чем в среднем по Дальнему Востоку. Производство продукции машиностроения сосредоточено в Хабаровске, Комсомольске-на- Амуре.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1% всех земель края, из них пашня занимает 17%. В крае выращивают пшеницу, ячмень, сою, картофель и овощи, кормовые культуры, плоды и ягоды. Животноводство имеет мясо-молочную направленность. Развиты оленеводство (на севере края), звероводство и охотничий промысел. За счет собственного производства в крае обеспечиваются на 30 - 40% потребности в молоке и мясе, на 55 - 60% - в овощах и картофеле.

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока.

Приоритетными остаются на ближайшее время целый ряд межрегиональных проектов. Это освоение Тунгусского месторождения подземных вод, строительство угольного терминала в Ванине, строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток и др. Важным считается при этом ресурсное обеспечение инвестиционных программ за счет как бюджетных средств, так и кредитов отечественных и зарубежных банков. Благо рядом соседи (Япония, КНР, Республика Корея), обладающие колоссальными финансовыми ресурсами, которые могли бы пойти в обеспечение.

Таким образом, географическое положение Хабаровского края и его микрорегионов определяет уровни возможной самоидентификации жителей по «вертикали регионов» и самовосприятия себя «гражданами мира». Оно также обусловливает степень консолидации регионального сообщества, его информированности и культурной открытости, мобильности, контактности с представителями других российских регионов, зарубежных стран, субкультур, религий и т.п. На этом основании можно утверждать, что: в геокультурном плане существует значительный разрыв между юго-центральными и северными районами Хабаровского края; краевой центр в увеличивающемся «отрыве» от Москвы все более принимает на себя роль культурообразующего фактора в своем регионе, притягивает молодежь и влияет на ее этические, эстетические и экзистенциальные ценности.

Перспективы:

1. Большое внимание уделяется решению вопросов образования, здравоохранения, социального и культурного развития в населенных пунктах традиционного проживания коренных малочисленных народов.

2. Развитие туризма

3. Формирование рациональной структуры топливного баланса энергоисточников Хабаровской энергосистемы, с замещением дорогостоящего нефтяного топлива и дальнепривозного угля природным газом, с сохранением в общем энергетическом балансе края эффективных станций, работающих на угле.

4. Обеспечение возрастающих потребностей экономики и социальной сферы в электрической и тепловой энергии в энергодефицитных районах края.

5. Модернизация и совершенствование структуры генерирующих мощностей на действующих теплоэлектроцентралях, с применением современных технологий энергопроизводства.

Делись добром ;)