logo
Путь развития Колумбии

Культура Колумбии

Культурные традиции Колумбии до сих пор сохраняются богатые и разнообразные культурные традиции доколумбовой эпохи. В некоторых племенных группах индейцев практиковалось земледелие и ремесла, изготавливались художественные изделия из камня и драгоценных металлов, включая золото. Сохранившиеся храмы, статуи и керамика свидетельствуют о богатстве их культуры; индейское влияние до сих пор заметно в произведениях народного искусства, в скульптуре, тканях, музыке и танцах. Испанские колонисты затратили гораздо меньше сил на развитие Новой Гранады, как они называли Колумбию, чем на другие районы Латинской Америки. Первый университет в Колумбии был основан только в 1580, а в Санто-Доминго университет Св. Фомы существовал к этому времени уже 40 лет. Первый печатный станок в Колумбии появился в 1738, на 200 лет позже, чем в Мексике. Семьи аристократов обычно не поселялись в этом районе, поэтому здесь не строились величественные дворцы. А поскольку наибольшими богатствами обладала католическая церковь, то искусство колониального периода представлено главным образом церковной архитектурой, картинами религиозного содержания и статуями святых. Достижения литературы и искусства Колумбии являются предметом национальной гордости. Жители Колумбии гордятся также своим испанским языком, который многие считают более близким к «чистому» кастильскому, т.е. собственно испанскому, языку, чем диалекты, на которых говорят в других странах континента. В 1960 был принят Закон об охране языка, в соответствии с которым запрещается использование неиспанских слов в официальных документах. В Колумбии до наших дней сохранились несколько индейских языков, но на них говорят преимущественно жители удаленных районов.

Изобразительное искусство и архитектура. Искусство и архитектура колониального периода характеризовались преобладанием форм позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В 16-17 вв. в искусстве преобладал декоративный стиль платереск, а также маньеризм и стиль барокко, с обилием искривленных линий, необычными формами и изощренным декором. Превосходным примером стиля платереск может служить кафедральный собор в Тунхе, маньеризма - церковь Сан-Игнасио в Боготе; стиля барокко - Дворец инквизиции в Картахене и церковь Сан-Франсиско в Попаяне. Поскольку Картахена была открыта нападениям с моря, она была основательно укреплена и может служить образцом военной архитектуры. К середине 18 в. в колонии пышным цветом расцвел неоклассицизм. Испанский архитектор Доминго де Петрес (1750-1811) спроектировал несколько соборов и дворцов в неоклассическом стиле. В Новой Гранаде сложилась крупная школа латиноамериканской колониальной живописи, развивавшейся преимущественно в русле маньеризма и барокко. Из художников колониальной эпохи наиболее известен живописец и график, автор религиозных и аллегорических картин Грегорио Васкес (1638-1711). В 19 в. начал формироваться национальный стиль в искусстве, изображавший местные обычаи. Из художников 19 в. выделяются Рамон Торрес Мендес (1809-1885); Альберто Урданета (1845-1887), лучше других уловивший дух романтизма; портретисты Панталеон Мендоса, Эпифанио Гарай (1849-1903) и Рикардо Асеведо Берналь (1867-1938); Андрес де Санта-Мария (1860-1945), находившийся под сильным влиянием импрессионистов. В 1886 открылась Национальная школа изящных искусств, где получали подготовку целые поколения художников. Среди пейзажистов начала 20 в. большую известность приобрели Хесус Мария Самора, Роберто Парамо и Луис Нуньес Борда, а Франсиско Антонио Кано, Роберто Писано, Мигель Диас Варгас и Фидоло Альфонсо Гонсалес Камарго достигли большого мастерства, работая в духе так называемого костумбризма («бытописания») и выбирая в качестве сюжетов сцены повседневной жизни, местные или фольклорные мотивы.

В 1930-1940-е годы в колумбийской живописи находили отражение политические революционные движения. Под воздействием мексиканских художников складывалось творчество известных колумбийских монументалистов, выполнивших ряд росписей общественных зданий - Педро Нель Гомеса (р. 1899) и Игнасио Гомеса Харамильо (р. 1910). В середине века большое влияние на искусство Колумбии оказывал абстракционизм, как можно видеть на примере ряда художников (Марко Оспина и Гильермо Видеманн) и скульпторов (Эдгар Негрет). В то же время два самых известных колумбийских художника - Энрике Грау (р. 1920) и Фернандо Ботеро (р. 1932) создали новый тип образов: их работы выполнялись в гротескной, карикатурной манере и часто носили политическую окраску. В особенности это относится к рисункам, живописи и скульптуре Ботеро, изображавшего непомерно раздутые фигуры в статичных позах. В 1960-е в колумбийском искусстве на первый план выходят темы секса, насилия и социальных конфликтов; это можно видеть на примере творчества таких художников, как Норман Мехия, Лусиано Харамильо и Леонель Гонгора. Возможно, именно реакцией на хаотичную образность стали строгие геометрические композиции Омара Райо, Фанни Санин и Маноло Вельохина.

О литературе в Колумбии. У истоков колумбийской литературной традиции стоят хронисты 16-17 вв.: Педро де Агуадо (1503-1588), Хуан де Кастельянос (1522-1607), автор историко-эпической поэмы Элегии о достославных мужах Индии, Лукас Фернандес де Пьедраита (1624-1688) и Хуан Родригес Фрейле (1556-1638). Во время борьбы за независимость в политической и литературной жизни Колумбии большой популярностью пользовались просветительские идеи, заимствованные из Франции; активным проповедником этих идей был Антонио Нариньо (1765-1823). Позднее колумбийский писатель-романтик Хорхе Исаакс (1837-1895) создал один из самых читаемых в Латинской Америке романов Мария (1867). Романтиками были и наиболее известные лирические поэты 19 в. Хосе Эусебио Каро (1817-1853) и Рафаэль Помбо (1833-1912). Поэты и филологи Руфино Хосе Куэрво (1801-1853) и Мигель Антонио Каро (1843-1909) основатели гуманитарных наук Колумбии; Институт имени Каро и Куэрво, созданный в 1942 для развития лингвистических, филологических, литературных и биографических исследований, занимает почетное место среди подобных учреждений стран Латинской Америки. Среди латиноамериканских поэтов-модернистов конца 19 в. выделяется Хосе Асунсьон Сильва (1865-1896), одинаково свободно владевший и традиционными, и новыми формами стихосложения. Гильермо Валенсия (1873-1943), которого часто называли «самым парнасским» из латиноамериканских поэтов, соединил в своих стихах классический стиль греческой и латинской поэзии с особенностями испанского стиля Раннего Возрождения. Полемическую реакцию на модернизм составила постмодернистская тенденция: с особой остротой она проявилась в саркастической бытописательной поэзии Луиса Карлоса Лопеса (1883-1950) и в трагической эмоционально обнаженной лирике Мигеля Анхеля Осорио (псевд. Порфирио Барба Хакоб, 1883-1942). Авангардистские тенденции в колумбийской поэзии представляют Леон де Грейфф (1895-1976) и Луис Видалес (р. 1904). Из прозаиков известностью пользовались зачинатель реализма Томас Карраскилья (1858-1940) и особенно Хосе Эустасио Ривера (1889-1928), роман которого Пучина (1924) повествует о тяжелой жизни сборщиков каучука в джунглях верхней Амазонки. Херман Арсиньегас (р. 1900) получил международную известность как историк, автор политических эссе. Об образовании можно сказать что в колониальный период главной целью образовательных учреждений было распространение испанского языка и католической веры. Образование находилось в руках семьи и церкви, государство же к нему отношения не имело. В 16 в. различные религиозные ордена создавали начальные школы. В 17 в. иезуиты основали средние школы - колледжи, такие как колледж Сан-Бартоломе (1605). Важным событием колониального периода было создание в 1783 Ботанической экспедиции с целью изучения растительности, а также для астрономических и географических наблюдений; в течение 20 лет во главе экспедиции стоял Хосе Селестино Мутис (1732-1808). Деятельность этой первой научной организации охватывала живопись, медицину, космографию, математику, горное дело, земледелие, строительство и другие отрасли знания и произвела подлинную революцию в научной мысли колонии Новая Гранада. После того как в 1819 Колумбия обрела независимость, либералы и консерваторы вели жаркие споры о том, каким должно быть образование в стране; одни отстаивали светское образование для всех, а другие выступали в поддержку образования для элиты под руководством церкви. Этот раскол сказывался на системе образования в Колумбии на протяжении всей ее истории. Конституция 1886 и конкордат 1887 признали за церковью господствующее положение в системе образования и одновременно закрепили существовавший разрыв между городскими и сельскими школами. Принятый в 1903 закон о государственном образовании заложил основы системы народного образования в Колумбии. В соответствии с этим законом, образование должно быть бесплатным, но не должно быть обязательным. Финансирования государственных школ не предусматривалось, поэтому образование своим детям могли дать только богатые люди. В 1930, когда Либеральная партия заняла руководящие позиции в правительстве, были предприняты попытки сделать образование более доступным, устранить дискриминацию и улучшить положение учителей. С 1940 по 1970 количество учащихся резко выросло, хотя далеко не все дети посещали школу. В начале 1970-х годов во многих латиноамериканских странах была проведена реформа системы народного образования. Образование стало бесплатным и обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно. По данным колумбийского правительства, ок. 80% населения страны грамотно. В стране существует ок. 40 университетов, включая крупнейший в стране Национальный университет Колумбии в Боготе, Антьокийский университет в г.Медельин и католический Хаверианский папский университет основанный 1622 году.