Развитие газовой промышленности России

курсовая работа

4. ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последнее время руководство Газпрома приняло очень правильное решение производить разработку газовых месторождений Восточной Сибири комплексно - кроме промыслов и трубопроводов строить газохимические заводы, отбирать из газа ценные компоненты и производить современную химическую продукцию.

При доведении к 2020 г. добычи газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке до 160-180 млрд. куб. м общий объем газохимической продукции может составить 15-20 млн. т, в том числе примерно 2-3 млн. т бутана и пропана, что позволит обеспечить топливом населенные пункты восточных регионов страны, далеко отстоящие от магистральных газопроводов.

Безусловно, необходимо увязать задачи по объемам добычи нефти и газа и производству нефтегазохимической продукции с возможностью их реализации. В этом смысле обстановка в отношении нефти вполне благоприятная. По прогнозам, мировое потребление нефти возрастет с 3,6 млрд. т в 2000 г. до 5,2 млрд. т в 2020 г., в том числе в странах АТР - с 972 млн. т до 2000 млн. т. Особенно высокими темпами будет расти спрос на нефть в Китае, где к 2020 г. он увеличится в 2-2,6 раза по сравнению с уровнем 2000 г. По минимальному варианту Китай в 2020 г. будет потреблять не менее 450 млн. т, а по максимальному до 610 млн. т нефти, в то время как собственная добыча возрастет примерно до 180-200 млн. т. Уровень зависимости Китая от импорта нефти станет таким же, как в США. Таким образом, проблем с реализацией нефти и продуктов ее переработки не должно возникнуть.

Сложнее обстоит ситуация с газом. Так как основным внешним потребителем восточносибирского газа может быть Китай, объемы добычи газа в этом регионе во многом будут зависеть от объемов его поставки в эту страну.

В настоящее время Китай потребляет 24 млрд. куб. м газа в год. К 2020 г. потребление пока планируется увеличить до 160 млрд. куб. м, в том числе импорт составит 50-60 млрд. куб. м. В энергетических программах Китая планируется увеличивать потребление газа. В последнее время появляются сообщения о том, что Правительство Китая в качестве приоритетной задачи намечает расширить потребление газа в целях улучшения экологической обстановки и качества жизни людей. И для этого есть серьезные основания.

Благодаря высоким темпам развития экономики страны Китай с 1980 по 2000 г. увеличил ВВП в 4 раза. Такая же задача поставлена и на предстоящие 20 лет: к 2020 г. вновь увеличить ВВП в 4 раза. Главной проблемой в решении этой задачи является энергетика. Как известно, в топливном балансе КНР 71% приходится на долю угля. Использование его в качестве топлива наносит огромный ущерб окружающей среде и здоровью населения. По оценке зарубежных и китайских исследователей, потери от загрязнения атмосферы составляют от 3 до 7% ВВП. Китай потребляет 8-9% мировой энергии. На его долю приходится 13,9% мировых выбросов углекислого газа (второе место в мире после США) и 15,1% диоксида серы (первое место в мире).

Объемы выбросов диоксида серы значительно превосходят способность среды к самоочищению. По расчетам Всемирного банка, если Китай не сумеет в предстоящие 20 лет значительно сократить загрязнение атмосферы, то ему придется тратить на лечение болезней, вызываемых продуктами сгорания угля, около 390 млрд. долл., что составит 13% ВВП. По оценкам Всемирного банка, в 2001 г. из 20 наиболее загрязненных крупных городов мира 16 находятся в Китае. Более 65% городов КНР не отвечают стандартам по качеству воздуха.

Из-за возрастающего загрязнения окружающей среды Китай обоснованно подвергается нарастающему давлению мирового общественного мнения.

Тем не менее, в вариантах энергетических программ до 2020 г. упор по-прежнему делается на уголь. Его потребление планируется довести до 2,9 млрд. т по максимальному или до 2,1 млрд. т по минимальному варианту. В 2002 г. в Китае было добыто 1370 млн. т угля. Для выхода на добычу 2 млрд. т планируется ежегодно вводить новые мощности по добыче 50 млн. т угля, в основном в безводных, засушливых районах.

Несмотря на наличие крупных планов по развитию гидро- и атомной энергетики, реализации мероприятий по энергосбережению, энергетика остается самой сложной в комплексе задач по увеличению к 2020 г. ВВП в 4 раза.

Поэтому представляется, что при появлении реальной возможности получения из России значительных объемов газа, Китай примет решение об увеличении масштабов газификации страны.

В последнее время руководство Китая настойчиво ставит вопрос перед руководством России о поставках в КНР нефти в значительных количествах. В настоящее время такая задача не может быть быстро решена. Требуются большие затраты и значительное время для проведения в Восточной Сибири геолого-разведочных работ. Возможности поставки больших объемов нефти из Западной Сибири по многим причинам ограничены. Месторождения Восточной Сибири - в основном нефтегазоконденсатные - требуют комплексной разработки. При этом опережающее развитие добычи газа позволит эксплуатировать месторождения эффективнее и одновременно ускорить их разработку. С другой стороны, ускоренное развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и выход на большие объемы добычи нефти неминуемо приведут и к добыче больших объемов газа. Поэтому необходимо увязать вопрос о возможных поставках в Китай больших объемов восточносибирской нефти с условием одновременной покупки в значительных количествах газа и продукции его переработки. Если такие договоренности состоятся, то они должны быть закреплены долгосрочными межправительственными соглашениями.

Для финансирования восточной газопроводной системы и нефтепровода из Пур-Тазовского газового региона до Усть-Кута целесообразно создать консорциум с российским и зарубежным участием. При этом контрольный пакет должен быть у государства и муниципальных органов. Если бы государство приняло участие в консорциуме частью средств Стабилизационного фонда, то это сделало бы проект исключительно привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение в консорциум компаний Китая, Индии, Японии, Кореи и других стран АТР позволило бы быстро построить трубопроводы и подвести мощный фундамент под ускоренное развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Безусловно, для создания мощной нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности Восточной Сибири требуется хорошо проработанная комплексная программа. Ранее такую работу быстро и квалифицированно проделал бы Госплан СССР. Сейчас, казалось бы, это должно сделать Минэкономразвития, но такой работы практически не ведется. Потребуется серьезный координирующий орган по реализации программ. В настоящее время в стране, по нашему мнению, есть единственная структура, которая смогла бы сформировать такие программы и успешно их реализовать - это ОАО "Газпром". Именно Газпром имеет опыт реализации крупных государственных программ в газовой промышленности. Сейчас, когда Газпром объединяет такие структуры, как Роснефть и Сибур, он сумеет сформировать и эффективно реализовать в Восточной Сибири программы комплексного развития нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности и в дальнейшем успешно осуществлять внешнюю экономическую деятельность со странами АТР Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Концепция развития газовой промышленности России в XXI веке. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2009. 184 с. С. 102-154. .

У России есть исторический шанс для быстрого развития экономики страны, и его никак нельзя упустить.

Делись добром ;)