Региональные аспекты урбанизационных процессов на современном этапе

курсовая работа

· Перспективы мирового процесса урбанизации.

Основной метод исследования - аналитический.

1. Историко-географические особенности мирового процесса урбанизации

Первые города появились в ІІІ - І тыс. до н.э. в Египте, Месопотамии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю, причем в некоторых из них (Вавилон, Ниневия, Патна, Сиань, Мемфис) были сотни тысяч жителей. Еще большее развитие городская жизнь получила в эпоху античности и эллинизма, когда самыми большими городами были Рим, Афины, Карфаген, Александрия. После упадка городской жизни в Европе в раннем средневековье она снова возродилась в эпоху развитого средневековья и Возрождения, когда крупнейшими городами Европы стали Париж, Неаполь, Лондон, Амстердам, Венеция, Антверпен, Милан, Брюгге, а на Востоке по числу жителей с ними сравнялись Пекин, Нанкин, Ахмадабад, Дели, Патна, Агра, Киото. Еще больший стимул для развития городской жизни дало новое время, ознаменовавшееся началом капиталистических отношений, когда стали особенно быстро расти города в Европе и Северной Америке.

Несмотря на длительную историю городской жизни, сам термин «урбанизация» появился только во второй половине ХІХ в., когда и началась урбанизация в более строгом, научном, понимании этого термина [ 3, с. 142 ]. Еще в начале ХІХ в. показатели мировой урбанизации были очень низкими, но затем они стали возрастать - сначала медленно, а в дальнейшем все быстрее и быстрее (табл. 1)

Таблица 1. «Динамика мирового процесса урбанизации в ХІХ - ХХ вв.» [ 3, с. 142 ]

Год

Городское население, млн человек

Доля городского населения в мировом населении, %

1800

50

5,1

1850

80

4,3

1900

220

13,3

1950

738

29,3

1960

1033

34,2

1970

1353

36,6

1980

1752

39,4

1990

2277

43,1

2000

2926

47,5

Анализ таблицы 1 позволяет выделить в процессе мировой урбанизации три этапа. Ее первый этап охватил в основном ХІХ в., а в территориальном аспекте - Европу и Северную Америку. Второй этап пришелся на первую половину ХХ в. Для этого этапа характерны ускорение роста городского населения (за весь ХІХ в. население возросло примерно на 170 млн человек, а в первой половине ХХ в. - 518 млн человек) и распространение урбанизации почти на все регионы мира. Третий этап соответствует по времени второй половине ХХ в. Для него типичны не только ускорение темпов роста городского населения (рост на 2188 млн человек), но и возникновение таких новых качественных параметров, как преимущественный рост больших городов, формирование городских агломераций, мегалополисов, распространение городского образа жизни на сельскую местность и др. На этом этапе урбанизация окончательно стала глобальным процессом, охватившим все регионы земного шара.

Третий этап получил название «городской взрыв». Характерные черты «городского взрыва» можно определить следующим образом.

Во-первых, это ускорение темпов роста городского населения. На протяжении нескольких десятилетий оно ежегодно возрастало в мире на 2,5-2,6%, и только к концу века этот темп снизился до 2,2%.

Во-вторых, это быстрый рост числа больших городов и их доли в общем и городском населении. В 1900 году в мире было примерно 360 городов людностью свыше 100 тыс. человек, в которых проживало немногим более 5% всего населения. К 1950 году число таких городов увеличилось до 950, а доля их в мировом населении выросла до 16%. Соответствующие показатели на 2000 год - примерно 4000 больших городов и 1/3 мирового населения.

В-третьих, это быстрый рост числа и роли городских агломераций, которые уже фактически пришли на смену прежнему «точечному» городу.

В-четвертых, это еще более быстрый рост агломераций-миллионеров (таблица 2).

Таблица 2. «Количество агломераций людностью более 1 млн человек» [ 3, с. 143]

Градация людности, млн человек

Количество агломераций

1950 г.

1970 г.

1990 г.

1995 г.

1-5

75

144

249

287

5-10

7

18

21

23

10-15

1

1

9

9

15-20

-

2

2

5

Более 20

-

-

1

1

Всего

83

165

282

325

В 1990 г. из общего числа агломераций с населением 1-5 млн человек на развитые страны приходилось 98, а на развивающиеся -151. Соответствующие показатели для агломераций с населением 5-10 млн человек - 6 в развитых странах и 15 в развивающихся, а для агломераций с населением 10 млн человек и более - 4 в развитых станах и 8 в развивающихся (Приложение 1. Картодиаграмма «Крупнейшие города мира»)

В-пятых, это все более отчетливое проявление различных форм процесса гиперурбанизации - это ускоренный рост сверхбольших агломераций.

2. Основные формы городского расселения

Город - населенный пункт, который имеет значительное (в сравнении с сельскими поселениями) количество населения, которое занято преимущественно не сельским хозяйством (Картодиаграмма 1.)

Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала. Это понятие включает не только совокупность взаимосвязанных поселений различного типа и величины, но и пространство между ними. Таким образом, агломерация - это обычно высоко урбанизированная территория с густой сетью населенных пунктов. По сравнению с городом агломерация является более сложной локальной городской системой, которая обретает новые качества, пространственную структуру, планировку и располагает значительно большими возможностями для эффективного социокультурного развития. Поэтому агломерация в ХХ в. становится распространенной формой городского расселения.

В 60-70 гг. систематическое изучение городских агломераций СССР провел Г.М. Лаппо . В его работах были описаны пути формирования агломераций, выделены их основные свойства - сближенность городов и поселков в агломерации, взаимодополняемость составляющих ее элементов, компактность группировки территориально сближенных поселений.

Агломерации являются ныне основной формой расселения в США, Японии, большинстве стран Западной Европы. Быстро растет их доля в населении и производстве многих развивающихся стран. В США около 300 городских агломераций концентрируют более 76% всего населения, причем 39 крупнейших агломераций-миллионеров - 50,1%.

Возглавляют городскую систему США Нью-Йоркская (16,3 млн человек в 1995г.) и Лос-Анджелесская (12,4 млн) агломерации [1, с. 15].

Картодиаграмма 1. «Крупнейшие города мира» [7].

Крупнейшая агломерация мира сложилась вокруг Токио (27 млн человек в 1995 г.). На второе и третье место вышли Мехико (16,6 млн) и Сан-Паулу (16,5 млн).

Агломерация является важным, но промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. Их скопления, территориально сближаясь образуют в развитых или плотно заселенных странах обширные надагломерационные системы - урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы.

Под урбанизированным районом понимаем сравнительно обширный ареал расселения с высокой плотностью населения и высоким уровнем развития городских поселений, которые образуют систему взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга агломераций [1, с. 16].

Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными и морфологическими особенностями.

Урбанизированная зона - сложная и обширная структура мегалополисного типа, особенно важная для перспективной пространственной организации страны. Ее характеризует интенсивное развитие городских поселений и зон их влияния. Урбанизированная зона включает обычно несколько урбанизированных районов и характерна только для стран и регионов с высоким уровнем урбанизации [1, с. 17].

Во второй половине ХХ в. в большинстве стран мира городские системы и их отдельные элементы претерпевают существенные качественные изменения. Ключевой формой расселения становится крупная городская агломерация.

В то же время в ряде районов земного шара формируются гораздо более обширные по сравнению с городскими агломерациями урбанистические системы надагломерационного уровня. Они появляются благодаря встречному развитию и постепенному слиянию соседних относительно близко расположенных городских агломераций.

В результате образуются мегалополисы - наиболее высокоурбанизированные пространственные структуры полосовидной конфигурации. Возникающие путем срастания близко расположенных крупнейших агломераций [1, с. 22].

Термин «мегалополис» в его современном понимании впервые предложен французским географом Жаном Готманом. Так он назвал полосовидные скопления 40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной части Атлантического побережья США (это название стало затем нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции - центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босваш) и некоторых других общей площадью 170 тыс.кмІ. Население этой «главной улицы» страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производят примерно 25% условно чистой промышленной продукции США.

Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. км 2 , население - примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.

Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. Эта обширная урбанизированная зона протяженностью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны - Токио, Иокогаму, Кавасаки, Нагою, Киото, Осаку, Кобе. В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства.

В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегалополис (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью около 50 тыс. кмІ и с населением по 30-35 млн. человек.

В начале ХХІ в., по мнению специалистов, на территории развивающихся стран выделяются девять районо, в которых разворачивается процесс формирования мегалополисов. Пять из них находятся в пределах наиболее многолюдной и бурно урбанизирующейся Азии и по два - в Африке и Латинской Америке [5, с. 15].

урбанизация городской расселение

Таблица 3 «Крупнейшие мегалополисы развивающихся стран, 2000 г»

[ 5, с. 17]

Мегало-полис

Основные центры

Количество агломераций

Прибли-зительная численность населения, млн человек

Площадь,

тыс. кмІ

Протя-женность, км

Сан-Рио

Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

20

48

37

360

Ла-Платский

Буэнос-Айрес, Ла-Плата

20

17

3

80

Визагма-ханагар-1

Калькутта, Дакка, Кхулна

24

58

40

280

Визагма-ханагар-2 (Касан)

Калькутта, Асансол

24

27

14

200

Джабан

Джакарта, Бандунг

18

34

10

135

Пектян

Пекин, Тяньцзинь

14

44

24

170

Шанан

Шанхай, Чанчжоу, Нанкин

23

51

25

220

Сянгуан

Сянган, Шэньчжень, Гуанчжоу

33

29

14

180

Лагиб

Лагос, Ибадан, Абеокута

23

20

10

120

Нильский

Каир, Александрия

43

25

10

200

В Азии три мегаполиса формируются в Китае, в переделах его наиболее густо заселенной и хозяйственно развитой приморской территории, на базе ведущих экономических центров страны. Это интенсивно развивающийся столичный мегаполис Пектян (по оси Пекин-Тяньцзинь), Шанан (Шанхай - Чанчжоу - Нанкин) и Сянгуан (Сянган - Шэньчжэнь - Гуанчжоу). В Индонезии на основе агломераций Джакарты и Бандунга оформляется мегаполис Джабан. Менее определенно выглядят контуры мегаполиса Визагмаханагар, приуроченного к границе Бангладеш и Индии. В современной геоурбанистической литературе выделяют две основные оси его формирования в дельте Ганга и Брахмапутры. По одной из версий мегаполис формируется по линии Асансон - Калькутта, по другой - охватывает почти всю дельту двух рек и занимает пространство между агломерациями Калькутты, Дакки и Кхулны.

В Африке крупнейшие урбанистические ареалы находятся в Египте, между агломерациями Каир и Александрия (Нильский), и в Нигерии, между городами Лагос и Ибадан (Лагиб).

В Южной Америке аналогичные образования выделяются в Бразилии - в зонах влияния агломераций Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро (Сан-Рио), а также Аргентине - на юго-западном побережье залива Ла-Плата вокруг агломериции Буэнос-Айрес (Ла-Платский).

Таким образом, основными формами городского расселения являются агломерации, урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы.

3. Региональные особенности урбанизационных процессов

Несмотря на то, что урбанизация стала общемировым, глобальным процессом, который обладает многими сходными чертами, современный урбанистический мир нельзя назвать однородным. Для него характерны очень большое многообразие, различные оттенки, свойственные составным его частям - регионам, странам.

При самом генерализованном подходе обращают на себя внимание существенные различия между двумя основными типами урбанизации, один из которых характерен для экономически развитых стран, а другой - для развивающихся.

В экономически развитых странах ее процесс в известной мере стабилизировался. Отток населения из сельской местности в города уже не носит массового характера, так что городское население растет в основном благодаря собственному естественному приросту. Более того, в этих странах происходит процесс дезурбанизации, т.е. отток населения - прежде всего представителей среднего класса - в сельскую местность. В результате темпы прироста городского населения в развитых странах снизились в среднем до 0,6 - 0,8%. В последнее время урбанизация в них идет преимущественно «вглубь», проявляясь в новых формах городского расселения - агломерациях, урбанизированных районах и зонах, мегалополисах, в развитии процессов субурбанизации, рурбанизации [2, с. 25].

Субурбанизация - развитие пригородов. Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации. Затем начинается более быстрое развитие пригородов по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных районах постепенно сокращается.

Причины этого процесса многочисленны. Можно выделить «выталкивающие» причины. Обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем, непрестижность адреса. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади, специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры.

Необходимое условие субурбанизации - развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительно размещения мест жительства и мест работы.

В соответствии со сказанным выше первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться, но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.

Дальнейшее развитие процесса субурбанизации вылилось в интенсификацию переселений жителей не только в пригородную зону городских агломераций, но и на внеагломерационные территории.

Рурбанизация - процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность, развитие здесь промышленности, сферы обслуживания.

В США с 1960-х гг., а в некоторых странах Западной Европы с 1970-х гг. стал преобладать рост городов в периферийных районах по сравнению с высокоурбанизированными. В США растут города на Юге и Западе, во Франции, Швеции, Италии, Канаде происходит сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города за счёт изменения направлений миграционных потоков.

Развивающиеся страны, ступив на путь урбанизации фактически только в середине ХХ в., ориентируются во многом на иную модель этого глобального процесса. Для них характерен так называемый «городской взрыв». Последний выражается здесь прежде всего в высоких и очень высоких темпах роста городского населения: в среднем они составляют примерно 3,5% в год, т.е. в 4,5 - 5 раз выше, чем в развитых странах. Другое важное отличие этого типа урбанизации заключается в том, что он распространяется преимущественно «вширь», охватывая все новые территории. А главной его движущей силой по-прежнему остается приток мигрантов из сельской местности, которых принимающие города не могут полностью обеспечить ни жильем, ни работой.

В развивающихся странах урбанизация приняла стремительный и неуправляемый характер. В Латинской Америке, где уровень урбанизации наиболее высок из всех регионов развивающихся стран (70%), особенно ярко выражена одна особенность урбанизации этих стран. Она называется «ложной урбанизацией». Это такая разновидность, при которой доля городского населения немного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина такой урбанизации -- постоянный приток в города неимущего сельского населения. Безземелье и отсутствие возможности получить заработок в деревне «выталкивают» миллионы людей в город, который уже не в состоянии обеспечить их жильем и работой. Благодаря этому притоку рост города носит взрывной характер. Происходит формирование трущобных районов с антисанитарными условиями жизни. Такие районы называются «пояса нищеты». В них может проживать от 30 до 50% населения многих крупных городов. Такая «трущобная» урбанизация во многом определяет картину расселения в развивающихся странах.

Для ускоренной и даже взрывной урбанизации в развивающихся странах более всего характерна «концентрационная модель» растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Их рост будет продолжаться и при постепенном снижении рождаемости, что отмечается в большинстве развивающихся стран. Отток населения из сельской местности в города (особенно в крупные и крупнейшие центры) будет продолжаться высокими темпами. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство и сельская местность в развивающихся странах не могут удержать сельское население из-за малоземелья, ухудшения условий, растущей престижности городской жизни. Хозяйственное освоение новых районов в развивающихся странах (некоторое исключение представляет Латинская Америка) не может поглотить сколько-либо значительную часть избыточного сельского населения.

Во многих развивающихся странах (особенно в Тропической Африке) сложился довольно элементарный рисунок городского расселения. Существует один крупный центр общенационального значения при довольно большом количестве малых городов в сельской местности. Отметим, однако, что почти во всех развивающихся странах появились крупные города, имеющие свыше 100 тыс. жителей каждый. В Латинской Америке, например, за 1870-1990 гг. число таких городов увеличилось более чем в 50 раз.

В развивающихся странах формируются и все более сложные формы урбанистической организации: агломерации городов, «городские коридоры», расположенные между крупнейшими центрами. Они сложились в наиболее урбанизированных и индустриальных странах. Среди них Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Чили и некоторые другие. В Венесуэле, например, формируются 3 мегалополиса, в том числе между столицей Каракасом и побережьем. К концу ХХ века в них было сосредоточено 77% населения Венесуэлы.

Рисунок 1. Динамика численности городского населения по типам стран, млн человек [6, с. 22]

Сравнивая количество городского населения по типам стран, можно заметить, что в развивающихся странах численность городского населения растет и по прогнозам в 2025 году превысит численность городского населения в развитых странах почти в 4 раза. Начиная с 1950 г. па 2000 г. количество городского населения в развивающихся странах возросло в 6,9 раз, а в развитых странах - в 2,4 раза.

При рассмотрении динамики городского населения мира по частям света, крупным регионам и странам отчетливо видно, насколько этот процесс контрастен. В общей численности городского населения мира во второй половине XX в. заметно уменьшилась доля Европы и Северной Америки, хотя последние сохранили и по прогнозам сохранят наиболее высокую долю городского населения. Правда, их стремительно догоняет по этому показателю Латинская Америка. В Европе и Азии в 1994 г. концентрировалось 67% городского населения мира.

По общему числу агломераций-«миллионеров» и супергородов на первое место уже выдвинулась Азия. На Азию пришлось 40-45% всех новых агломераций-«миллионеров», образовавшихся в 1950-1995 гг. По доле городского населения, приходящегося на агломерации людностью более 1 млн человек, впереди оказываются Австралия с Океанией и Северная Америка, но и в развивающемся мире их доля уже достигает 1/3 или превосходит этот уровень.

Эту же пропорцию можно рассмотреть и на примере группы стран с самой большой численностью городских жителей. Хотя из 15 таких стран на развивающиеся приходится примерно половина, по общей численности горожан они намного превосходят развитые страны. Достаточно сказать, что в одном Китае горожан больше, чем в ФРГ, Великобритании, во Франции, в Италии и Японии вместе взятых.

Соответственно изменились и главные долевые соотношения. Если в 1950 г. в развитых странах проживало почти 60% всех горожан мира, то к 1970 г. эта доля уменьшилась до 50, а к 2000 г. - примерно до 30%.

Таким образом, мы наблюдаем в едином процессе урбанизации многие количественные пропорции, определяющие соотношение между развитыми и развивающимися странами, начали изменяться в сторону последних. Например, при сравнении отдельных крупных регионов мира: доля Азии, Африки и Латинской Америки в общей численности горожан на протяжении всей второй половины ХХ в., постоянно увеличивалась, тогда как доля зарубежной Европы, Северной Америки, Австралии уменьшалась (табл. 3)

Таблица 4 «Доля отдельных регионов в городском населении мира» [3, с. 145]

Регион

Доля в городском населении, %

1950 г.

1970г.

2000г.

СССР, СНГ

9,6

9,9

7,1

Зарубежная Европа

29,7

21,8

12,8

Зарубежная Азия

31,4

37,3

46,8

Африка

4,5

5,8

10,7

Северная Америка

14,5

12,1

8,1

Латинская Америка

9,2

12,1

13,7

Австралия и Океания

1,1

1

0,8

Весь мир

100

100

100

Особенно впечатляют показатели зарубежной Азии, доля которой в мировой численности городских жителей почти в 1,5 раза превышает совокупную долю развитых регионов.

В региональных отличиях в уровнях урбанизации следуют отметить заметное превосходство развитых стран (табл. 4).

Таблица 5. «Динамика урбанизированности в мире» [3, с. 147]

Весь мир, группа стран

Уровень урбанизированности, %

1950г.

1960г.

1970г.

1980г.

1990г.

2000г.

Весь мир

29

34

37

39

43

47,5

Развитые страны

55

67

67

70

74

75

Развивающиеся страны

17

22

25

29

35

41

Анализ таблицы 4 показывает, что на рубеже ХХ-ХХІ вв. уровень урбанизированности в развитых странах был еще почти в два раза более высоким, чем в развивающихся. То же относится и к соотношению этого показателя по крупным регионам мира, которые в данном случае выстраиваются в следующем порядке (в %):

Рисунок 2. Урбанизированность регионов мира, % [3, с. 147]

По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа - высокоурбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа - среднеурбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа - низкоурбанизированные страны, где доля городского населения менее 25% ( Картограмма 1).

Анализируя самые высокоурбанизированные страны мира можно увидеть, что более половины этих стран, как и можно было ожидать, относятся к экономически развитым. Среди остальных фигурируют только страны Латинской Америки. К наименее урбанизированным относятся в основном страны Тропической Африки с добавлением нескольких стран Азии. Так, в Руанде и Бутане этот показатель составляет всего 6%, в Бурунди - 8, в Непале - 10, в Уганде и Малави - 13% [4]..

Таким образом, процесс урбанизации в экономически развитых и развивающихся странах несомненно имеет свои особенности. Но можно выделить несколько основных закономерностей мирового процесса урбанизации:

· явная тенденция неуклонного роста городов (увеличение числа городов и показателя их людности);

· усиление концентрации населения, хозяйства и культурной жизни в больших и крупнейших городах;

· продолжающийся приток населения в города (особенно в развивающихся странах);

· разрастание городов по территории, возникновение агломераций и мегалополисов;

· ухудшение экологической обстановки в городах и промышленных центрах.

Картограмма 1. «Урбанизированность стран мира»

Делись добром ;)