Российская Федерация в ХХІ веке

реферат

5 Культура в современной России

россия политический экономика демография культура

Начало XXI века привнесло в жизнь российского общества относительную стабильность, которая позволяет сделать попытку проанализировать те тенденции, которые появились в сфере культуры с развалом СССР.

Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан.

В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что, конечно же, изменило самый принцип функционирования большей части институтов культуры: повсеместно происходил отказ от порой чисто дидактических принципов в пользу потакания запросам среднестатистического человека, иными словами, востребованная массовая культура наконец-таки получила доступ к глазам, ушам и сердцам людей.

Вместе с тем, после того, как из нашей жизни исчезла "руководящая и направляющая роль партии", перед обществом встал вопрос о том, в каком направлении должно происходить развитие. Диапазон поисков был и остается достаточно широким - от следования западным образцам до увлечения Востоком. Нельзя сказать, что российская ситуация в этом смысле уникальна - развитие средств коммуникации привело к активному взаимопроникновению культур, которое хотя и началось еще с позапрошлого века, но подобного размаха достигло только в последние годы, что позволяет говорить о культурном аспекте глобализации. Даже само слово "глобализация", раздающееся на каждом углу, воспринимается простым человеком, не экономистом или политиком, прежде всего как глобализация культурная.

Переход телевидения на самоокупаемость привел к тому, что эфир заполняется тем, что лучше смотрится, а рейтинг определяет сетку телевещания. Очевидно, что развлекательные программы привлекают больше телезрителей, чем, скажем, образовательные. В итоге, большая часть каналов носит практически стопроцентно развлекательный характер. Количество телешоу, не сильно отличающихся друг от друга, не поддается исчислению, занимая самое прайм-таймовое время, а у производителей всенародно любимых латиноамериканских сериалов, похоже, начался творческий кризис: сюжеты их кино-шедевров не укладываются в мозгу психически здорового человека. Поняв, что домохозяйки - вполне интересная целевая аудитория для многих рекламодателей, теледеятели соревнуются изо всех сил, стараясь не дать заскучать хранительницам домашнего очага. Похоже, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что лучше всего готовится борщ и протирается пыль именно под аккомпанемент ток-шоу и сериалов. С началом рыночных отношений исчезла былая советская расслабленность граждан. Принцип "солдат спит - служба идет" сменился на "волка ноги кормят". Вот почему у экономически активного гражданина становилось все меньше и меньше времени на массовые мероприятия из разряда митингов и демонстраций - после ненормированного рабочего дня идти на улицу в поддержку кого бы то ни было уже не хочется. Таким образом, политика становится развлечением студентов и пенсионеров, а остальные, погрузившись в политическую апатию, предпочитают участвовать в событиях неполитической направленности - концертах, open - эйрах, многодневных музыкальных фестивалях.

В сфере музыки с появлением специализированных телеканалов и музыкальных FM-радиостанций, деление музпроизведений стало происходить по принципу "формат" / "не формат". Стремление вписаться в "формат" заставляет музыкантов идти на компромисс: рокеры попсеют, появилось понятие рокопопс, поп-исполнители не брезгуют кожаными куртками и гитарными запилами, а оперные певцы превращаются в звезд шоу-бизнеса.

Нельзя не упомянуть и о таком новом феномене современной общественной жизни, как Интернет. Сложно переоценить значение Интернета в современной культуре, ведь он является уникальным средством коммуникации и местом хранения информации, которые делают культуру более доступной, демократичной и дают возможность развиваться различным маргинальным направлениям в культуре и искусстве, которые не выжили бы в реальном мире. Особое значение имеет Интернет для провинции: люди из маленьких городов, да и из больших городов за пределами Центральной России получают возможность участвовать в культурной жизни столицы и всего мира.

Таким образом, сейчас, в начале XXI века, невозможно выделить какой-то один, основной вектор развития культуры, да это и не нужно. В какую бы сторону ни стала развиваться Россия в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.

Делись добром ;)