Северный Ледовитый океан и особенности его природы

курсовая работа

1.2 Исследование Северного Ледовитого океана

Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к IV в. до н.э., когдагрек Пифей из Массилии (Мареель) совершил плавание в страну Туле. Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому, что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь. Некоторые ученые отождествляют страну Tуле с Исландией. Возможно, еще в V в. н.э. ирландские монахи обследовали Северо-Атлантический регион, включая Фарерские о-ва и Исландию, откуда в конце IX в. н.э. они были вытеснены скандинавами. Примерно в то же время Оттар из Халогаланда стал первым скандинавским мореплавателем, совершившим плавание на восток и достигшим Белого моря. Выходцы из Норвегии основали поселения в Гренландии в 986 г.н.э. Археологические находки на восточном побережье о. Элсмир свидетельствуют, что скандинавы достигали Канадской Арктики еще в середине XIII в. По крайней мере, за 200 лет до этого они добрались до Шпицбергена, а возможно и до Новой Земли.

Скандинавские поселения в Гренландии были заброшены около 1500г. Дальнейшие исследования в Арктике были направлены на поиск Северо-Западного и Северо-Восточного проходов с целью выхода на рынки Дальнего Востока. В 1553г. Ричард Ченслер обогнул мыс Нордкапи достиг того места, где ныне расположен Архангельск. Через тригода Стивен Барроу из Московской компании до брался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596 годах.

Важным стимулом для изучения внутренних районов запада Северной Америки была добыча пушнины; ради этого первопроходцы пытались наладить отношения с аборигенами. Северные районы Евразии исследовались русскими или иностранцами, состоявшими на службе у российского правительства. Русские рыбаки и крестьяне вышли к берегам Белого моря и в бассейн Печоры еще в начале XI в., тогда как торговцы пушниной проникли в Зауральев XVI-XVII в.в. Тамони завладели землями, уже освоенными и заселенными охотниками, рыбаками и оленеводами. В конечном итоге русские колонисты достигли побережья Тихого океана. В XVIII в. Россия стала проводить интенсивные научные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди них выделяются Первая (1725-1730) и Вторая (1733-1743) Камчатские экспедиции, которыми руководил Витус Беринг, и Великая Северная экспедиция (1733-1743), во время которой систематически изучалось побережье Сибири. Северо-Восточный проход был впервые пройден в 1878-1879г.г. шведским исследователем бароном Н.А.Э. Норденшельдом на корабле «Вега». Рейсы из Атлантического океана до р. Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы.

В 1932г. ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска до Берингова пролива. В 1934г. ледокол «Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении с востока на запад. В последствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.

Вероятно, страна, описанная в скандинавских сагах как Хеллуланд (страна плоских камней), - Баффинова Земля, которую открыли первопроходцы из Гренландии, пересекшие Девисов пролив. Плавания древних скандинавов были известны средневековым мореплавателям, устремившимся на поиски Северо-Западного прохода, и первую высадку Мартина Фробишеpана БаффиновуЗемлю в 1576г. нельзя считать случайной. Имя Фробишера открывает длинный список тех, кто занимался поисками Северо-Западного прохода. Осенью 1576г. он зашел в акваторию, которая в последствии была названа проливом Фробишера, ина побережье обнаружил минерал, ошибочно принятый им за золото. Он возвратился в Англию, заручился поддержкой государства и частных лиц и организовал еще две экспедиции для добычи якобы золотоносной руды, которая оказалась пиритом. Фробишер таки не продвинулся дальше на запад. Только в 1860г. выяснилось, 1что «пролив» Фробишерана самом деле представляет собой залив.

В августе 1585 г. Джон Дейвис (Девис) пересек пролив ,который теперь носит его имя, и описал восточный берег п-ова Камберленд. Позднее, во время двух последующих плаваний, он достиг широты 72°30, но не смог добраться до залива Мелвилла.

И Дейвис и Фробишер обращали внимание на обширную акваторию между южным берегом Баффиновой земли и заливом Унгава. В 1605г. Британская Ост-Индская компания направила капитана Джорджа Уэймота исследовать этот пролив. Он не смог пройти его целиком, но сообщил, что там имеется забитый льдом проход на запад. Обнадеженные этим сообщением, несколько богатых английских купцов финансировали экспедицию под руководством Генри Гудзона. К тому времени он был уже хорошо известен своими исследованиями в суровых северных водах вокруг Шпицбергена. В 1610г. Гудзон на старом корабле Уэймота «Дискавери» (вошедшем в историю 1исследований Арктики) достиг пролива, а затем и залива, которые теперь носят его имя. Гудзон после трудной зимовки в заливе Джеймса попытался продвинуться дальше на запад, но его команда взбунтовалась: Гудзона с несколькими верными людьми посадили в лодку, и их больше никто никогда не видел. Штурман «Дискавери» Роберт Байлот привел корабль обратно в Англию.

В 1612г. на «Дискавери», которым теперь командовал Байлот, в Гудзонов залив впервые попал Томас Баттон. В 1615 г. Байлот возвратился на тот же корабль вместе с лоцманом Уильямом Баффином, и в 1616 они на «Дискавери» пересекли все море Баффина в северном направлении и добрались до пролива Смита между о. Элсмири Гренландией. Это было замечательное путешествие, маршрут которого удалось повторить только Джону Россу, который повторно открыл море Баффина в 1818г.

Инициатива англичан, искавших Северо-Западный проход, вначале XVII в. была перехвачена датчанами. В 1619г. Датский король Кристиан IV направил в Гудзоновзалив Йенса Мунка, достигшего устья реки, которую теперь называют рекой Черчилл (провинция Манитоба, Канада). Там он перезимовал, но от цинги погибла почти вся его команда. Троим оставшимся в живых морякам удалось следующей осенью на небольшом суденышке вернуться в Норвегию.

После экспедиции Джона Росса в 1818г. в море Баффина активизировался промысел гренландских китов. Британское Адмиралтейство продолжало настаивать на продолжении поисков Северо-Западного прохода. В 1819г. Эдвард Парри, служивший первым помощником Росса, был назначен руководителем следующей экспедиции и достиг о. Мелвилл, где перезимовал перед возвращением на родину.

Поворотным моментом в истории открытия Северо-Западного прохода стала экспедиция Джона Франклина, которая в 1845г. в составе 130 человек отправилась в воды Американской Арктикина двух кораблях - «Эребус» и «Террор». После зимовки на о. Бичи оба судна попали в ледяную ловушку в проливе Виктория. Место гибели находилось примерно в 800 км от берега материка, где Франклин проводил исследования 30 годами раньше. Многочисленные наземные и морские экспедиции, 1направлявшиеся на поиски Франклина и его людей на протяжении 15 лет, не достигли своей основной цели, но способствовали картографированию большой части Американской Арктики. В 1859г. Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток обнаружил в каменной пирамиде на о. Кинг-Уильям короткое сообщениес описанием злоключений, выпавших на долю экспедиции Франклина.

Норвежский исследователь Руаль Амундсен в 1903-1906г.г. преодолел весь Северо-Западный проход на маленьком судне «Йоа». В 1940-1942г.г. канадская полицейская шхуна «Сент-Рок» под командованием капитана Генри Ларсена осуществила плавание по проходу в обратном направлении - с запада на восток. В 1944г. «Сент-Рок» стала первым судном, преодолевшим этот путь за одну навигацию. В 1956г. этот же путь проделал канадский ледокол «Лабрадор», а в 1960г. - атомная подводная лодка ВМС США «Си-Дрэгон». В 1980-х годах Северо-Западным морским путем впервые прошли несколько небольших пассажирских судов и туристское судно «Линдблэд эксплорер». Оценка возможности регулярного судоходства в Северо-Западном проходе для транспортировки нефти и газа была выполнена в 1969г. во время сквозного плавания по нему американского супертанкера «Манхэттен» в сопровождении канадского ледокола «Джон А.Макдональд». В 1985г. Судно береговой охраны США «Полар-Си» совершило транзитный рейс вдоль Северо-Западного прохода.

Делись добром ;)