Северо-Запад России в мировой экономике

реферат

Внутренний экономический потенциал. Трудовые ресурсы

Динамика населения района.

Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности населения района. Численность городского населения растет за счет административных преобразований и роста наиболее крупных городов. В динамике численности населения присутствуют и внутрирегиональные различия: для Ленинградской области основной источник прироста населения - приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других экономических районов. А для областей района характерны низкая рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей. В настоящее время наметилась реэмиграция населения в сельскую местность в связи с ухудшением экономического положения и притока беженцев и вынужденных переселенцев.

Этнический состав населения.

Население района многонационально. Основу населения составляет русское население. А также присутствуют такие этнические группы, как карелы (финогорская группа), финны, вепсы, эльменцы.

Трудовые ресурсы, рынок труда.

Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса, для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер.

Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства.

В условиях кризиса Северо-Западный экономический район сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.

Северо-Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г.Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.

Приморское положение Ленинградской области, при всех её выгодах, имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма универсальных. грузов. На очереди строительство нефтяного терминала в г. Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье Финского залива, универсального порта в Усть-Лужской губе на побережье Финского залива.

Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и Новгородской областях). Основная его роль - обеспечение внутренних потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной миграцией сельского населения).

СЗФО разделен на одиннадцать субъектов Федерации и распадается как минимум на четыре типа территорий, требующих особого управляющего отношения и взаимодополняющей "сборки". Каждый их них основан на разных типах освоения и имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и размещения производств.

К первому типу территорий можно отнести Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области. Природные условия жизни людей являются наиболее благоприятными на всем Северо-Западе. Одновременно, именно эти земли не отличаются богатством природных ресурсов. Но в то же время именно в этих субъектах Федерации достигается наибольшая плотность экономической активности населения. В них находится большая часть центров обрабатывающей промышленности. Численность населения на этих территориях в последние годы не уменьшается. В целом они могут быть охарактеризованы как "индустриальные территории в пределах основной полосы расселения" на Северо-Западе России. Проблемой для этого типа территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков.

Второй тип составляют территории преимущественно сырьевого или военно-поселенческого типа освоения. К ним относятся Мурманская и, отчасти, Архангельская области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия. Сворачивание ряда производств и размывание оборонных функций территорий, имеющих существенное военно-стратегическое значение, приводит к усилению их сырьевой специализации. Большинство территорий сырьевого типа интенсивно теряет население, происходит потеря этнокультурной и социальной идентичности, под угрозой оказываются традиционные способы жизни, что подтверждает недостаточность чисто сырьевой ориентации -- как с экономической, так и с социо-культурной точек зрения.

К территориям третьего типа на Северо-Западе принадлежит Санкт-Петербург. В "Стратегическом плане" Санкт-Петербурга, принятом в декабре 1997 г., подчеркивается мировое значение города и отмечается, что "определяющее значение для перспективного развития города имеет его выгодное геополитическое положение в системе мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая роль в соединении России с внешним миром. И для России, и для самого Санкт-Петербурга огромное значение приобретает его возрастающая роль в качестве транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения. Санкт-Петербург стремится укрепить свои позиции в качестве "главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России". Однако следует признать, что пока Санкт-Петербург технологически, кадрово и финансово мало связан с общим пространством Северо-Запада. Доминируя на товарных рынках и рынках перевозок, Санкт-Петербург, тем не менее, не может стать единственным опорным пунктом России в новом освоении Северо-Запада.

К четвертому самостоятельному типу территорий в пространстве Северо-Запада можно отнести Калининградский эксклав. Его особенностью является то, что он находится в окружении стран, которые намереваются в ближайшее время вступить в Евросоюз и НАТО. Предельная определенность вызова в отношении российского эксклава объясняет тот факт, что из всего Северо-Запада только в отношении Калининградской области у Российской Федерации заявлена какая-то концепция развития. В рамках этой концепции предлагается сделать данную территорию "экспериментальной площадкой", на которой будут отрабатываться механизмы интеграции России и ЕС.

Однако, ситуация непродуктивного столкновения территориальных, ведомственных и корпоративных интересов приводит к тому, что оказывается невозможной реализация целого класса проектов развития, соразмерных и сомасштабных тем, которые предлагаются Европейским Союзом. Вырабатываемая Европейским Союзом единая стратегия в отношении взаимодействия с Калининградской областью представляет собой общий проект развития отношений, учитывающий сложность интересов и многоярусность взаимодействия членов Союза, как между собой, так и с Российской Федерацией. Россия же в качестве ответа (конкурирующего или дополняющего) может пока представить только локальный проект. Кратко-, средне- и долгосрочные цели России и Калининградской области в новом международном контексте оказываются внутренне несогласованными.

Делись добром ;)