logo
Северо-Запад России в мировой экономике

Внешние экономические связи

Государство должно проводить активную экономическую политику, нацеленную на развитие ключевых отраслей, определяющих вхождение России в число развитых постиндустриальных государств, а не превращение ее в отсталую сырьевую страну. В решении этой задачи важное значение имеет внешнеэкономическое сотрудничество в различных формах, не ограничивающихся торговыми связями. Перспективы как торгового, так и научно-технического сотрудничества, кооперации, реализации совместных проектов весьма благоприятны в Балтийском регионе, развитые страны которого поддерживают участие всех стран в региональной кооперации. Именно здесь российская территория расположена ближе всего к развитым странам Запада. Расположенные на берегах Балтики развитые регионы России - Северо-Запад, Калининградская область, имеют необходимый потенциал для участия в процессах международной экономической интеграции. Ее развитие является благоприятным фактором развития не только расположенных здесь областей, но и для Российской Федерации в целом.

Северо-Запад России сейчас относится к регионам, производящим относительно мало нынешней экспортной продукции страны. Он не обладает значительными сырьевыми ресурсами, хотя здесь производится ряд полуфабрикатов, направляемых на экспорт (нефтепродукты, химикаты, целлюлоза). Однако в силу своего приграничного и приморского положения он играют важную роль в обслуживании общероссийских внешнеэкономических связей. Здесь расположены крупные индустриальные и научные центры, прежде всего Санкт-Петербург, которые могут играть важную роль в кооперации обрабатывающих отраслей с предприятиями различных стран Балтийского региона.

Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе аппатиты.

Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт -- самый крупный в Балтийском бассейне -- во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург -- Лондон и Санкт- Петербург -- Гамбург -- Роттердам. Через Северо-Западный осуществляются регион теснные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией.

В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.

Особенность геополитического и геоэкономического положения Северо-Запада России выражается в том, что противостоящим ему пространством является промышленно развитая Западная Европа. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Западной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потенциально емком рынке и как партнере в промышленной кооперации. Таким образом Европа начала формировать собственные планы развития Северо-Запада России, а точнее, ее отдельных территорий, природных объектов и хозяйственных комплексов. Причем большая часть этих планов связана с эксплуатацией природных богатств России и закреплением экспортно-сырьевой ориентации ее экономики. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из европейских стран начинают осваивать российский рынок.

В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.

Например, возникла идея так называемого Архангельского коридора", связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Архангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После ввода участка железной дороги длиной 126 км в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в реальный трансграничный проект. Этот проект -- плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Второй трансграничный проект -- так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван соединить территории южной части Балтийского региона через финляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую автомагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финско-российской границы, с глубинными российскими территориями через Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республика вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфраструктуры федерального значения.

На мой взгляд, в этом разделе также следует сказать о въездном туризме, который станет одним из локомотивов развития экономики Северо-Запада, если туристический потенциал его регионов будет обеспечен необходимой инфраструктурой. На российском Северо-Западе имеется достаточное число зон туризма. По данным совместного исследования Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и экспертов Европейского союза, в 2006 году объем въездного туризма на Северо-Западе оценивается в 12,8 млн человек, из которых иностранные туристы составляют около 44%. В регионе сконцентрировано достаточное число зон рекреационного туризма, но развиваются они пока скорее благодаря энтузиазму малого и среднего бизнеса, чем усилиям региональных властей.