logo
Внешняя политика Туркменистана

Социально-экономическое развитие Туркменистана

Туркменистан является многонациональным государством, хотя и со значительным преобладанием коренной национальности (74 % общей численности населения в 1992 году). В то же время более 3 млн. туркмен проживают за пределами республики, в том числе в Иране - 1 млн. 100 тыс., в Афганистане - 900 тыс., в Ираке - 220 тыс., в Турции - 140 тыс. человек, в Узбекистане - 121,6 тыс., в Китае - 72 тыс., в России - 39,7 тыс. человек. Также имеются места компактного проживания туркмен в Таджикистане, Кыргызстане, Сирии, Иордании, Германии, Англии и Швеции.

Следует подчеркнуть особенности национального характера туркмен, общего восприятия ими общественной жизни. Туркмены - "...народ уравновешенный, стойкий, рассудительный, не поддающий паническим настроениям. Имеют склонность к сплочению вокруг одной личности - лидера, особенно в критических ситуациях". Подобные характеристики встречаются у многих исследователей, как в прошлом, так и в настоящем, и несомненно имеют под собой серьезные основания.

Существенные предпосылки внешней политики Туркменистана формируются в зависимости от особенностей религиозного сознания населения. Это особенно важно учитывать в региональном аспекте жизни туркменского государства. Представляется возможным утверждать, что религиозный фактор в Туркменистане имеет меньшее значение, чем в сопредельных ему мусульманских государствах. Ислам хоть и является наиболее распространенным религией среди туркмен, но преимущественно на бытовом уровне, без политико-идеологического и тем более государственно-политического воплощения.

Социально-экономические и социально-политические предпосылки внешней политики Туркменистана. Избранная стратегия политического развития Туркменистана как демократического, светского государства, общие содержательные контуры политического процесса в стране (и прежде всего его относительная устойчивость, отсутствие в республике политической конфронтации) создают прочную основу для формирования самостоятельного внешнеполитического курса Туркменистана. В стране обеспечивается некоторая экономическая стабильность, эволюционным путем осуществляется отдельные социально-экономические преобразования.

Разрыв внутрисоюзных интеграционных связей нанес болезненный удар по экономике. Почти 70% товаров народного потребления и продовольствия Туркменистан получал из других регионов. Им же взамен по заниженной в 5 - 7 раз реальной стоимости в другие республики поставлялись газ, нефть, хлопок и другие ценнейшие продукты. Туркменистан был практически полностью лишен возможности выходить со своими товарами на международный рынок, налаживать самостоятельные экономические отношения с сопредельными государствами. До сих пор в Туркменистане имеются глубокие диспропорции между развитием добывающих, сырьевых отраслей и состоянием перерабатывающей промышленности.

Имеются серьезные проблемы в добыче нефти и газа. За последние семь лет уровень добычи нефти в Туркменистане упал с 17 до 5 млн. тонн в год. Сохраняется расточительно высокая себестоимость туркменской нефти, зачастую недостаточна квалификация технического персонала.

Таким образом, сегодня возникает необходимость направить усилия, в том числе и внешнеполитические, на экономическую модернизацию, более полное и рациональное использование собственного потенциала Туркменистана и богатых ресурсов региона, интеграцию в региональное и международное социально - экономическое сотрудничество.

На сегодняшний день туркменская армия насчитывает около 40.000 человек, имеет 2.000 самолетов, 1.500 танков Т-72. Но из-за отсутствия специалистов высокой квалификации вынуждена полагаться в ее эксплуатации на российских офицеров. Туркменистан официально обратился в НАТО с просьбой о помощи в подготовке кадров для национальной армии республики.