logo
Современные тенденции миграций населения

3.1 Внутренние миграции населения Республики Беларусь

Внутриреспубликанская миграция занимает основное место в структуре миграции населения Беларуси. В 2006 г. Миграционный оборот (суммарная численность прибывших и выбывших мигрантов) в рамках внутриреспубликанской миграции превышал миграционный оборот в рамках международной миграции в 20 раз. При этом при увеличении в 2006 г. по сравнению с 2000 г. миграционного оборота в рамках внутриреспубликанской миграции на 83,7 тысяч человек (22,8%) миграционный оборот в рамках международной миграции уменьшилась на 17,1 тысяч человек (43,1%). Растёт доля миграционных перемещений в рамках внутриреспубликанской миграции в общем миграционном обороте: например в 2000 г. она составляла 90,2% (367,6 тысяч человек), в 2004 г. - 91,4% (433,1 тысяч человек), в 2005 г. - 94,9% (450, 6 тысяч человек), в 2006 г. - 95,2 % (451,4 тысяч человек).

В Беларуси всегда играли значимую роль сельско-городские перемещения, в результате которых формировалась структура населения, повышался уровень образования и профессиональной подготовки сельских жителей, что способствовало экономическому развитию страны. Немаловажное значение миграция из сельской местности в города имеет и в наши дни: под влиянием данного процесса деформировалась структура населения, значительно сократился демовоспроизводственный потенциал и образовался дефицит рабочей силы в сельской местности.

По данным переписи населения 1999 г., в Беларуси 4,5 млн. человек или 45,1% от общей численности населения в течение своей жизни осуществили, по крайней мере, одно перемещение, связанное с переменой постоянного места жительства как внутри республики, так и из других государств. Из них в городах - 77,4%, в сельской местности - 22,6%. В общем количестве мигрантов преобладают внутренние мигранты, доля которых в 2009 г. составила 94,7% в общем миграционном обороте нашей республики.

Характеризуя внутреннюю миграцию республики в целом, следует отметить, что по данным переписи 1999 г., основными ее направлениями были переезды из села в город - 47,5%, из города в город -29,2%, из одной сельской местности в другую - 14,2%, из города в село - 8,8%. Основную роль во внутренней миграции играли перемещения населения из сельской местности в города либо из одного, как правило, более мелкого города в более крупный (из районного центра в областной, из областного центра в г. Минск), с более развитой инфраструктурой и лучшими условиями трудоустройства и оплаты труда.

В начале 90-х годов произошли значительные перемены в миграционных процессах в сельской местности. Отток населения, который наблюдался во все послевоенные десятилетия, в 1992 г. сменился положительным приростом - впервые в село прибыло на 14,2 тыс. человек больше, чем выбыло, но произошло это за счет положительного сальдо миграции со странами СНГ, а не за счет притока из городов Беларуси. Сальдо внутриреспубликанской миграции из села в город оставалось отрицательным, хотя и имело тенденцию к снижению. Так, за 1990 г. из сельской местности в города республики выбыло на 52,3 тыс. человек больше, чем из города в село, в 1991 г. разница составила 38,7 тыс. чел, в 1992 г. - 14,7, в 1993 г. - 9,7, в 1994 г. - 7,6, в 1995 г. - 9,8 тыс. человек. Основной причиной сокращения численности эмигрантов из сельской местности является сужение демографической базы села (сокращение населения в активных миграционных возрастах). Помимо этого, сказалось замедление темпов роста городов; возврат назад сельских жителей, переехавших в города несколько лет назад и не сумевших из-за социально-экономических потрясений там прижиться; рост уровня безработицы в городах и связанные с этим трудности в трудоустройстве; высокая стоимость жилья и продуктов питания. В целом миграционная подвижность сельского населения временно несколько снизилась, так как люди предпочитают переждать нестабильный период развития республики на привычных местах.

Помимо социально-экономических и политических трансформаций, существенное влияние на внутреннюю миграцию страны оказало обострение экологической обстановки после катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. В первые дни после нее из наиболее опасной тридцатикилометровой зоны было эвакуировано 24,7 тыс. человек, в последующие годы многие жители покидали загрязненные районы сами, и лишь в 1990 г. была принята специальная программа отселения из зон, загрязненных радионуклидами. Но приживаемость экологических переселенцев на новых местах составляла лишь около 30%, а сама программа переселения выполнялась лишь на 50%. Так, за 1991-1992 гг. планировалось переселить 83,3 тыс. человек, а переселено за эти два года было всего 36,7 тыс. человек по обязательному переселению и 4,3 тыс. человек по свободному. Больше всего переселенцев было зарегистрировано в Минске и чистых районах Могилевской и Гомельской областей. В последующие годы численность желающих переселиться из загрязненных областей сократилась еще больше и даже появились экологические возвращенцы - лица, не прижившиеся на новых местах и вернувшиеся на прежнее место жительства.

Анализ миграционных перемещений позволяет сделать вывод, что выезд большого количества жителей из зон загрязнения изменил характер расселения на всей территории республики, деформировал ранее сложившуюся структуру миграционных потоков. В результате в стране, с одной стороны, сформировалась система регионов с высокой концентрацией городских и сельских жителей, с другой - появились слабозаселенные трудонедостаточные районы, в которых выведены из активного хозяйственного оборота значительные площади земли.

С началом стабилизации экономики в Беларуси, начиная с 1995 г., отток населения из сельской местности в города стал увеличиваться. В период с 1995 по 1998 гг. численность лиц, покинувших сельскую местность, выросла с 9,8 до 27,6 тыс. человек. Но уже с 1999 г. темпы миграции из села в город начали вновь заметно сокращаться (рисунок 1). Связано это в первую очередь с истощением демографической базы сельского населения, ведь начавшийся в 1993 г. процесс депопуляции постоянно развивается и с каждым годом отрицательный естественный прирост сельского населения лишь увеличивается, усугубляясь при этом отрицательным миграционным приростом.

Рисунок 1 - Динамика миграционного прироста населения городов за счет сельской местности в Беларуси (тыс. человек)

За последнее десятилетие ХХ века сильно изменилось направление межобластных перемещений . В 1990 г. в межобластном обмене населением отрицательное сальдо внутриреспубликанской миграции было лишь у Гомельской и Могилевской областей как наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Население из этих областей выезжало во все остальные области Республики Беларусь и г. Минск, за счет чего в последних складывался положительный прирост населения. С 1990 по 1995 гг. почти в два раза сократился поток внутренних мигрантов, а к 1995 г. во всех областях Республики Беларусь стал наблюдаться отток населения в г. Минск.

Основным направлением внутриреспубликанской миграции остается г. Минск, хотя и в нем миграционный прирост, в результате сокращения числа прибывших, снизился с 11,6 тыс. человек в 1990 г. до 6,0 тыс. человек в 1995 г. После 1995 г., с началом стабилизации политических и экономических отношений в стране, сальдо миграции по областям стабилизируется и изменяется незначительно. Во всех областях республики увеличивается отток населения, за счет которого быстро растет приток населения в столицу. Лишь к 2002г. сильный миграционный прирост г. Минска в результате внутренней миграции стабилизируется на уровне 15-15,5 тыс. человек. В это же время начинает сокращаться отток населения из Минской области, а к 2005 г. в ней наблюдается даже незначительный приток населения, что обусловлено сокращением численности выбывшего населения в другие области республики и в г. Минск при неизменном росте числа прибывших в Минскую область, в которой центрами притяжения являются растущие, с постоянно развивающейся экономикой, города, расположенные вокруг Минской агломерации.

Непредсказуемая и негативная ситуация сложилась в 2009 г., когда сельская местность Республики Беларусь потеряла в миграционном обмене с городом более 35 тыс. человек. Отток населения из сельской местности всех областей республики увеличился в два раза, а в Брестской области он достиг 8 тыс. человек, чего ранее никогда не наблюдалось. Большинство этого населения пополнило численность городов и поселков городского типа в своих же областях, т.к. миграционный прирост в городах во всех областях (кроме Минской и Могилевской) вырос, а в Гомельской области даже в два раза. Но как и во все предыдущие годы наибольший прирост при обмене населением наблюдался в г. Минске, его численность в 2009 г. за счет внутренней миграции выросла почти на 24 тыс. человек.

Если говорить о половозрастном составе мигрантов, то наименьший прирост городского населения (а среди мужчин даже убыль) наблюдается в возрасте с 35 до 65 лет, когда население наименее мобильно из-за привязанности к постоянному месту работы и семье. Несмотря на столь низкую миграционную активность населения в старших трудоспособных возрастах, наибольший миграционный прирост в городах происходит именно за счет населения трудоспособного возраста.

В 2007 г. городское население Беларуси за счет мигрантов в трудоспособном возрасте увеличилось на 11,7 тыс. человек, причем большая их часть пришлась на младшие трудоспособные возраста (миграционный прирост за счет молодежи 16-30 лет составил 12,3 тыс. человек).

Миграционный прирост городского населения происходит за счет убыли трудоспособного населения сельской местности, что лишь усугубляет нехватку рабочих рук в селах, а также увеличивает нагрузку на оставшееся трудоспособное население лицами младше и старше трудоспособного возраста. В городах же, наоборот, зачастую наблюдается переизбыток трудовых ресурсов, что увеличивает уровень безработицы, а отсюда и рост малообеспеченных и социально неблагополучных домохозяйств.

В половозрастной структуре мигрантов наблюдается значительный перевес мужчин старших трудоспособных возрастов, прибывших в сельскую местность, а также более высокая мобильность молодых девушек, выезжающих в города, что приводит к трансформации половозрастной структуры как сельского, так и городского населения.

В социальном плане сложившийся дисбаланс в распределении полов между городом и деревней можно оценить только отрицательно. В городе наблюдается повышенный уровень женского населения, что приводит к большому количеству одиноких незамужних женщин либо к распространению неполных семей. В сельской же местности, наоборот, наблюдается переизбыток мужского населения, от чего возрастает количество одиноких мужчин, что в свою очередь приводит к распространению пьянства, наркомании и других социальных пороков среди сельского населения.

Все вышеназванные процессы и явления в миграционных перемещениях обусловлены, в первую очередь, воздействием социально-экономических факторов, зная которые можно в какой-то степени регулировать потоки внутренней миграции на государственном уровне.

Миграционная политика Республики Беларусь является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, составной частью социально-экономического развития и внешнеполитической деятельности белорусского государства.

Государственная политика в сфере миграции может быть определена как система концептуально объединенный средств, с помощью которых государство и его социальные институты предполагают достижение целей развития процессов внутренней и внешней миграции населения, соответствующих стратегическим задачам социально-экономического развития общества.

Миграционная политика может выступать в различных формах: выполнять конъюнктурно-корректирующую роль, являясь инструментом текущей социально-экономической политики, и стратегически значимую роль, когда увязывается с разработкой долгосрочных проблем пространственного развития экономики и изменения объемных и качественных характеристик движения населения.

Формирование и реализация механизма регулирования миграции населения - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения принципов целенаправленности, комплексности, системности, эффективности и баланса интересов.

Принцип целенаправленности в государственном регулировании миграции означает необходимость выбора приоритетов регулирования миграции на кратко-, средне- и долгосрочный период исходя из общей стратегии социально-экономического развития страны, предполагает разработку системы целей и задач регулирования миграции по всей совокупности потоков.

Применение принципа комплексности обусловливается масштабностью и сложностью процесса миграции, тесной зависимостью между миграцией и социально-экономическим развитием. Это означает, что в новых условиях хозяйствования при разработке инструментов государственного регулирования миграционных процессов занятости и рынка труда в тесной увязке с состоянием международного рынка разделения труда.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности, он ориентирует на рассмотрение миграционной политики как составной части более крупной системы - социально-экономической политики и на её связь с другими компонентами данной системы. Необходимость применения данного принципа при регулировании миграционных процессов связана с тем, что в современных условиях определение перспектив развития миграции должно осуществляться с учётом их взаимозависимости с другими процессами, происходящими в стране.

Реализация принципа эффективности при регулировании миграции обеспечит создание необходимых условий для их оптимального развития с наибольшим экономическим и социальным эффектом.