Создание модельной схемы развития рекреации и туризма на примере Орловской области

дипломная работа

1.2 Туристско-рекреационная деятельность и ее типология

Под рекреационной деятельностью понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие физических, психических и духовных сил человека [22]. Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности [8]. В основе типологии рекреационной деятельности может лежать: цель, характер организации, продолжительность, сезонность, характер передвижения рекреантов и т.д. Основными типами являются санаторно-курортное лечение, туризм и массовый отдых.

Целью санаторно-курортного типа рекреационной деятельности является лечение, опирающееся на природные факторы: минеральные воды, лечебные грязи, климатические условия, водные объекты. Этот тип рекреации предъявляет большие требования к наличию на территории бальнеологических ресурсов, степени благоустройства территории и уровню обслуживания.

Одним из сложных является вопрос о видах туризма. Разные авторы называют разные причины выделения того или иного вида данной рекреационной деятельности. Например, внутренний туризм может выделяться как по значению, так и правовому статусу.

Внутренний туризм (путешествия внутри страны лиц, постоянно проживающих в этом государстве) в условиях замедленного роста объема иностранного туризма служит своего рода «амортизатором» для туристской экономики, давая возможность ослабить отрицательное действие, которое происходит в случае недогрузки материальной базы туризма. Тем более что внутренний туризм остается основой мирового туризма и является необходимой и надежной базой для иностранного туризма. По мнению экспертов Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО), внутренний туризм составляет 75-80 % от общего объема туризма в мире. В свою очередь его можно подразделить на внутриобластной и межобластной.

Международный туризм, как форма общения людей, трансформируется в соответствии с историческим развитием общества, постоянно расширяясь, видоизменяясь и усложняясь. Этот вид туризма играет большую роль при решении политических, экономических и многих других вопросов. Он стал феноменом XX в. и занял определенное место в государственных планах развития стран, в их внешнеполитической деятельности. Достаточно сказать, что, по данным ВТО, международный туризм охватывает 693 млн. человек, а доходы от него составили 462 млрд. долларов. Международный туризм можно подразделить на внутриконтинентальный, наиболее развитый в Европе, межконтинентальный, приобретающий популярность в Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе, и кругосветный [46].

По продолжительности пребывания международный туризм делится на краткосрочный (до трех суток) и длительный. Путешествующих ради отдыха менее 24 ч включают в категорию «экскурсант». Под экскурсией понимается коллективное посещение музея, достопримечательности, выставки и т.д., поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью [22].

По характеру организации туризм бывает организованный и неорганизованный, причем и те и другие туристы могут путешествовать как индивидуально, так и группами.

По продолжительности путешествия подразделяют на кратковременные и продолжительные. В настоящее время имеет место тенденция к сокращению доли продолжительных путешествий и увеличению краткосрочных. В связи с упрощением туристских формальностей в целом мире и, особенно, в Европе (Евросоюз и страны Шенгенского соглашения) резко увеличивается количество краткосрочных, 2-3-дневных, туристских поездок на уик-энды в соседние страны.

По интенсивности туристские потоки подразделяют на постоянные и сезонные. В свою очередь, в сезонных туристских потоках выделяют летние, зимние и межсезонные. Сезонность некоторых туристских потоков связана, в первую очередь, с рекреационным потенциалом и природными условиями территории пребывания.

По возрасту туристов выделяют детский, молодежный, туризм взрослых людей и туризм людей пенсионного возраста. Статистика свидетельствует о том, что наибольшая туристская подвижность наблюдается у людей в возрасте от 30 до 50 лет. Около 20 % всех туристов составляют молодые люди, которые достаточно обеспечены, получили хорошее образование и стремятся удовлетворить свои познавательные интересы. Быстро увеличивается доля путешествующих лиц пенсионного возраста, особенно в США и Германии, поскольку пожилые люди привыкли к туристским поездкам еще в молодости и зрелые годы, располагают достаточными средствами и свободным временем.

По средствам передвижения принято выделять авиационный, автомобильный, морской и речной, железнодорожный, а также пешеходный и велосипедный виды туризма [46].

Наибольшую сложность и, вместе с тем, интерес представляет классификация туризма по целям деятельности. Здесь самыми массовыми являются оздоровительный и спортивный туризм, которые включают в себя: бальнеологический, пляжно-курортный, горный (включая горно-лыжный и альпинизм), водный, спортивную охоту и рыбалку, маршрутный, спелеотуризм и т.д.

Главная цель познавательного туризма - духовное развитие человека. В данном виде туризма можно отдельно выделить природно-познавательную и культурную разновидности [22].

Для природно-познавательного туризма характерно преобладающее значение знакомства с природными достопримечательностями. Особенно высокие запросы этот вид туризма предъявляет к неизменности природных комплексов. Культурный туризм означает сознательное включение достопримечательностей культурно-исторического значения, а также различных мероприятий по культурному проведению свободного времени в туристскую программу, предлагаемую данным регионом. Он несет, прежде всего, образовательную нагрузку, представляя тем самым значительные возможности для сотрудничества на межрегиональном уровне.

Деловой, или конгрессный туризм, - поездка с деловыми целями. Одной из разновидностей деловых поездок является участие или посещение международных и национальных ярмарок и выставок.

Разновидностью данного вида является интенсив-туризм, или поощрительный. Он появился в 60-х гг. XX в., и заключается в организации путешествий для сотрудников фирм в качестве поощрения за успехи в работе [46].

Фестивальный туризм связан с проведением показов достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового, кино и других видов искусства, а также с проведением спортивных соревнований (чемпионаты и олимпиады). Данный вид туризма охватывает различные категории путешествующих: участников соревнований и конкурсов (сравнительно небольшие потоки) и зрителей (большое количество туристов).

Научный туризм имеет некоторые сходства с конгрессным туризмом, включает поездки для участия в различных конкурсах, симпозиумах, совещаниях и занимает все большее место в современном международном туризме. Характерной особенностью современных международных мероприятий является высокий процент сопровождающих лиц, поэтому участникам предлагаются не только профессиональные программы, но и развлекательные мероприятия. Как правило, местом проведения научных съездов бывают университетские и научные города, а также столицы. С других позиций (в частности, внутреннего туризма) научный туризм рассчитан в первую очередь на тех лиц, которые интересуются и занимаются исследованиями особенностей природы, археологии, истории того или иного региона.

Этнический или мемориальный туризм связан с посещением родственников или мест рождения родителей и занимает важное место в международном туризме. Сейчас эти поездки все чаще предпринимают представители третьих и четвертых поколений, у которых теряются прямые родственные связи, и в большей степени мотивом поездки становится знакомство с родиной предков.

Религиозный туризм включает в себя паломничество к святым местам.

В конце XX в. оформились как самостоятельные виды туризма сельский, экологический и приключенческий.

Сельский, или агротуризм, - это туристская деятельность в контакте с природой. Агротуризм предполагает знакомство с жизнью маленьких поселков, пешие экскурсии по природным объектам, занятия спортом, изучение флоры и фауны, знакомство с традициями национальной кухни и т.д. Туристы проживают в специально приспособленных загородных или крестьянских домах вместе с хозяевами. Сельский туризм приобрел популярность у семейных пар и пенсионеров, у детей и молодежи, пользующихся временными лагерями. Как часть сельского туризма, можно рассматривать промысловый туризм - поездки на охоту, рыбную ловлю, сбор грибов, ягод, орехов и т.д.

С начала 1990-х гг. в развитии туризма весьма заметными стали две взаимосвязанные мировые тенденции. Во-первых, глобальное распространение высокотехнологичных стандартизованных туристских услуг и, одновременно, некоторая диверсификация спроса, проявляющаяся как закономерная контртенденция. Во-вторых, высокий темп роста в сравнительно новом сегменте рынка - экологическом туризме.

Термин «экологический туризм» и более распространенная его краткая форма «экотуризм» представляют собой буквальный перевод английских «ecological tourism» и «ecotourism». Эпитет «экологический» - не единственный, применяемый в английском языке и, соответственно, в американской, канадской, английской, австралийской литературе и в литературе многих других стран для обозначения новых направлений в туризме, сформировавшихся в последнее десятилетие в результате влияния идей «зеленого движения» и развития экологического мировоззрения. Встречается, например, термин «зеленый туризм». Обычен также термин «природный туризм». Последний наряду с обширным спектром других распространен и в немецкоязычных странах, где прилагательное «экологический» употребляется вообще весьма редко, а в определениях «зеленых» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое хождение получил термин «Sanfter Tourismus», который можно перевести на русский язык как «мягкий туризм».

Обычно «мягкий» туризм противопоставляется «жесткому», главной целью которого является максимизация прибыли, в то время как для «мягкого» туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизации ущерба окружающей среде. Следует, однако, иметь в виду, что нередко под «мягким» туризмом подразумевают туризм «спартанского» типа в условиях максимально тесного контакта с дикой природой [11].

Существенно точнее современные представления немецких, австралийских и швейцарских специалистов относительно обсуждаемого предмета раскрывает другой, достаточно сложный термин: «Umwelt- und sozialvertraeglicher Tourismus». На русский язык его можно перевести следующим образом: «экологически и социально ответственный туризм».

Многообразию терминов отвечают широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в той новой обширной области индустрии туризма, которую мы обобщенно называем экологическим туризмом. Существует немало и различных определений экотуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты последнего. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.

В соответствии с определением И. Криппендорфа (J. Krippendorf), главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным туризмом, состоит в том, чтобы «долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формах поселений с учетом долговременных интересов местных жителей». Рекомендуемые виды занятий, адекватные «тихому туризму», впоследствии получившему название «мягкий туризм», - это спокойные, не технизированные занятия, т.е. прогулки пешком, на велосипедах или верхом, плавание, лыжные прогулки и т.д. Это определение и пояснение к нему И. Криппендорф формулировал в основном через характеристики, представляющие собой альтернативы особенностям жесткого туризма. Одним из лейтмотивов политики, предложенной этим автором, служил мотив гуманизации туризма.

В определении, предложенном П. Хасслахером (P. Hasslacher), названы четыре «стратегических» компонента, наличие и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм: «нетехнизированный туризм, самостоятельное региональное развитие, социальная ответственность, культурная ответственность». Все эти компоненты автор полагает равнозначными, однако на практике, предлагая перечень территорий в Австрии, где, по его мнению, следует развивать мягкий туризм, он отдает предпочтение районам, которые еще не охвачены интенсивным, технизированным туризмом. Таким образом, в определении П. Хасслахера приоритетным критерием мягкого туризма служит его нетехнизированность. Кроме того, по П. Хасслахеру, мягкий туризм не может развиваться повсеместно во всех туристских регионах.

Похожее по структуре, но иное по содержанию определение предложил К.-Х. Рохлитц (K.-H. Rochlitz). Согласно этому автору, мягкий туризм представляет собой систему, состоящую также из четырех взаимодействующих элементов: оптимального отдыха гостей, «интактного» ландшафта, т.е. такого, с которым гости соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной среды и прибыли от туристской деятельности. Само определение формулируется следующим образом: мягкий туризм - это количественно умеренный туризм, который благодаря дистанцированной интеграции создает для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде. Важным пояснением автора к этому определению служит указание на такой характер взаимодействия элементов в системе «мягкий туризм», который обеспечивается в значительной мере за счет направления части прибыли на устранение до некоторой степени неизбежного нарушения природного ландшафта. Свою концепцию К.-Х. Рохлитц проверял на примерах из практики тирольских сельских общин. К сожалению, он вынужден был констатировать, что его идеальная конструкция не реализована в полном объеме.

Существенное дополнение к изложенным выше определениям и концепциям мягкого туризма сделал Д. Крамер (D. Kramer). По его мнению, гуманизация туризма, реформирование и превращение жесткого туризма в мягкий более продуктивны не на индивидуальном уровне, т.е. не через изменение индивидуального поведения туристов или конкретных политиков и руководителей туристского бизнеса, а через целенаправленное воздействие общественных организаций на политику крупных турфирм. Такими организациями, по Д. Крамеру, в системе «мягкий туризм» важнейшим компонентом является не просто турист, а сознательный, подготовленный турист.

С охарактеризованными выше немецкоязычными определениями мягкого туризма и более строгим терминологическим обозначением этого направления в туризме («экологически и социально ответственный туризм») во многих отношениях сходны определения экотуризма, существующие в англоязычной литературе. Можно только отметить их сравнительный лаконизм и широкое использование термина устойчивость. Еще одной их заметной чертой является стремление связать экотуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами.

Вместе с тем в некоторых из этих определений указаны и такие свойства экотуризма, как забота о социальном, культурном и экономическом благополучии местного населения.

Подведем некоторые итоги этому краткому анализу существующих определений экотуризма. Очевидно, если принять во внимание наиболее существенные его свойства, включаемые в большинство определений, можно выделить пять главных критериев, которым должен соответствовать экологический туризм. Экологический туризм должен быть:

1) обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, т.е. экологически устойчивым;

3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой;

4) заботящимся о сохранении местной социокультурной среды;

5) экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется [11].

Этот перечень критериев вполне достаточен, чтобы отличать экологические туры от жестких, неэкологичных и вообще иных форм туризма. При этом данный перечень не связывает экотуризм исключительно с некомфортабельными путешествиями в дикую природу.

Экотуризм представляет собой широкое и развивающееся направление в индустрии туризма, он не всегда одинаково понимается в разных странах, его формы динамичны. Он проникает в прежде далекие от экологической ориентации области туристкой деятельности, и ограничивать его слишком строгими рамками и одним единственно верным определением едва ли разумно.

Важно иметь в виду также следующие обстоятельства. Экологизация общества в целом и экологический туризм в частности оказывают в последнее время существенное влияние на жесткие формы туризма. Теперь многие туристы во время отпуска, во-первых, охотно сочетают 2-3-недельные «пляжные» программы с короткими сугубо экологическими экскурсиями. Во-вторых, они отдают предпочтение комфортабельному отдыху в экологически благоприятных условиях, побуждая владельцев отелей и власти курортов заботиться об охране окружающей среды, внедрять в индустрию туризма экологичные технологии. Поэтому наряду с экологическим туризмом следует выделять ещё и экологичный, или экотехнологичный туризм.

Это направление в развитии индустрии туризма непременно должно находиться в нашем поле зрения. Тем более что экологические технологии равно нужны и для туризма в целом.

Особенности возникновения и развития экологического туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходящими в нашей стране после 1990 г.

В целом природа России предоставляет большие потенциальные возможности для развития экотуризма: разнообразие, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельскохозяйственным производством и т.д., весьма велики.

Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на обширность неосвоенных или слабоосвоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом далеко неблагополучно, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйствах, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах, а также правовым нигилизмом.

Наконец, одним из ограничений для развития туризма и даже экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных для туристов дикой природой или аборигенными формами хозяйства. Характерный пример - это деградация растительного покрова тундры, где выпасают чрезмерно большие стада оленей, размеры которых определялись без должного учета емкости пастбищ.

В своем развитии экологический туризм в России встречается с рядом серьезных проблем. Можно выделить три основные группы этих проблем и наметить некоторые пути их решения при деятельном участии географов.

Первая проблема - это разобщенность участников эколого-туристической деятельности, отсутствие специализированных туроператоров, недостаточно развитая правовая база, информационный дефицит. Поэтому необходимо создавать ассоциации и цепи эколого-туристских предприятий (в том числе национальных парков) и турагенств, формировать специальные базы данных, распространять опыт успешных пилотных эколого-туристских проектов. Возникает, следовательно, географическая по сути задача выявления, инвентаризации и оценки эколого-туристских ресурсов и ситуаций.

Вторая и третья группы проблем имеют, очевидно, специфически российский характер. Это дорогие транспортные услуги, обусловленные монополизмом перевозчиков, унаследованным от прежней внерыночной экономики, и огромной протяженностью страны. Это также общий низкий уровень сервиса при неадекватно высоких ценах, особенно на услуги размещения и питания. Завышение цен в значительной мере связано с неэффективной налоговой политикой государства. Ее совершенствование возможно в регионах посредством введения властями субъектов Российской Федерации местной туристской ренты, собираемой с туристских предприятий, вероятно, за счет уменьшения других налогов. Эта рента должна быть специально предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов, в том числе или даже в первую очередь природных ресурсов. Очевидно, здесь мы снова имеем традиционную географическую задачу по разработке кадастра эколого-туристских территорий.

Четвертая группа российских проблем связана с привычкой граждан и руководителей предприятий, а также властей к бесплатности природных ресурсов. Это одна из причин неразвитости экологической культуры, пренебрежения нормами экологического права. Пятая группа - общая необустроенность территории, слабое развитие экологической инфраструктуры и экологических технологий в туризме [11].

Делись добром ;)