logo
Социально-экономическая география района и ее значение для школьной географии

Глава 2. Население района и социальные процессы

2.1 Население

Территория Благоварского района охватывает 88 населенных пунктов, все сельские /Всероссийская перепись населения 2010/. Число сельских муниципальных образований - 19. С 1989 года (с предыдущей переписи населения) полностью покинуты людьми следующие населенные пункты: села Голышево и Ильинка (Благоварский сельсовет), п. Кузьминка (Дмитриевский сельсовет), д. Япаркуль (удрякбашевский сельсовет). В таких населенных пунктах, как Моисеево, Кирилло-Кармасан, Алкино 1-е, Табулдак, Камышлы, Хайдарово, население не превышает 10 человек /10/.

Крупнейшим населенным пунктом является районный центр село Языково, где по данным переписи 2002 года проживает 5918, а в 2010 году 6368 человек.

Населенные пункты района сгруппированы по 19 сельским советам.

Численность населения района 2010 год 26004 чел. на конец 2002 г. составляла 25770 чел. (по данным Госкомсата), тогда как в 1989 году составляла 24272 чел.

Средняя плотность населения 16 чел/км2, по этому показателю Боаговарский район занимает 15 место в республике, тогда как по площади - это один из самых маленьких районов, меньше только Шаранский, Ермекеевский Татышлинский.

Число женщин в районе, как и по Башкортостану и по России в целом, превышает число мужчин: по данным на 2002 год на 11 320 мужчин района приходилось 12952 женщин.

Население Благоварского района имеет очень многонациональный состав. По данным переписи 2002 года преобладают татары (53%), на втором месте русские (17%), на третьем и четвертом - немцы (7,9%) и башкиры (7,8%). Проживают также украинцы (3,8%), марийцы (0,4%), чуваши (0,3%). Доля представителей других национальностей (всех вместе) не превышает 3,9%.

В районе существуют компактные поселения немецкой диаспоры таким примером является п. Пришиб и с. Алексеевка. На 2002 г население п. Пришиб составляло 925 чел. 2009 год 958 чел. /12/.

Миграция

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую значимость.

В настоящее время миграционные потоки в Республике Башкортостан носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Башкортостан квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.

Соответственно, анализ результатов обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре миграционных потоков и их влияния на формирование социальной политики в регионе и конкретно в Благоварском районе.

Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами.

Миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне управления идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых прежде всего государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагает достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества.

Миграционный поток может быть расчленен прежде всего в зависимости от географии районов выхода и мест вселения мигрантов. Причем, чем больше в миграционном взаимодействии находится территорий, тем сложнее в структурном отношении миграционные потоки, тем значительнее число элементарных потоков.

На мощности миграционных потоков сказываются и такие факторы, как этническое, хозяйственное и природное сходство территорий, исторически сложившиеся связи, управленческие решения и т.д. Однако это все имеет характер эпизодического влияния, либо локальную ограниченность в отличие от таких факторов, как близость территорий и численность населения.

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения.

Важными аспектами миграционного потока являются:

· активное вовлечение Республики Башкортостан в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственном;

· увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);

· низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев

· практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории РБ, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру /11/.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно - техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов.

Социально--экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

1. Развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по общероссийскому и региональному телевидению, проблем переселенцев.

2. Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с таким названием существовал в послевоенной ФРГ, пополнялся каждым гражданином страны в соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование, включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.

3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения в Конституцию страны, утвердив принцип «национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой закон был принят в ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в правах с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу, предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба. В дальнейшем были приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности. Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».

"right">Таблица 1

Миграция населения в Благоварском районе

Года

Число прибывших

Число убывших

Миграционное снижение

2011

1027

1093

-66

2012

1171

1282

-111

Из табл. 1. следует, что в Благоварском районе происходит процесс незначительного оттока населения.