Специфика развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации на примере Алтайского края

дипломная работа

1.1 Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии

Под национально-территориальным образованием в Российской Федерации подразумевается создание этносом (нацией, народностью), проживающим на территории своего традиционного обитания, собственного национально-государственного образования и наделение его статусом субъекта Российской Федерации. В России исторически сложились три типа указанных образований - республика, автономная область, автономный (ранее - национальный) округ.

Понятие «субъект Федерации», впервые введенное в российское конституционное право Конституцией 1993 г., связано с исторически сложившейся асимметричностью устройства Российской Федерации, наличием в ее составе государственных образований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения). Охват всех этих форм понятием «субъект Федерации», не известным ранее действовавшим конституциям, подчеркнул их общую природу как равноправных членов Российской Федерации. В то же время это не исключает некоторых различий в их правовом статусе, а тем более экономических и иных социальных различий, сложившихся в процессе исторического развития. Это предопределяет основную цель государственной региональной политики - выравнивание не только правового статуса, но и фактических экономических и иных социальных возможностей субъектов Российской Федерации.

Децентрализация и экономическая регионализация России способствовали расширению самостоятельности ее субъектов в решении вопросов территориальной организации и управления.

Рис. 1. Регионы России на 1 марта 2008 г.

В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, из которых к национально-территориальным образованиям относятся 26 субъектов, в том числе 21 республика, одна автономная область, 4 автономных округа (рисунок 1). С 1 марта 2008 года На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 56

Как видно из рисунка 1 к национально-территориальным образованиям относятся: республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская республики, Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, Еврейская автономная область.

Региональный подход к рассмотрению экономических проблем национально-территориальных образований РФ предполагает изучение территориальной специфики и интересов потребителей. Специфика российской регионализации заключается в существовании определенных противоречий во взаимоотношениях региональных властей с Федерацией и отсутствием научно обоснованного и практически действенного механизма анализа, планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в условиях рыночной экономики.

В России вопросы развития национально-территориальных образований тесно связаны с экономическим и административным районированием. С 1970-х гг. прошлого века экономические районы в СССР были официально признаны прогрессивной формой пространственной организации производительных сил, позволяющей получить народно-хозяйственный эффект. Практика многих лет показывает, что, несмотря на некоторые несоответствия и недостатки, при централизованном государственном управлении данная схема и механизмы работали достаточно эффективно. Гладкий, Ю.Н. Регионоведение: Учеб. - М.: Гардарики, 2003 - С. 84

Термин «регион» появился в русском языке позднее, чем термин «район». Он связан, прежде всего, с новым направлением в экономической науке - региональной экономикой, определение которой дал академик Н.Н. Некрасов в 1975 г. Его заслугой является определение основных критериев региона и их классификация. Некрасов Н.Н. Использование природных ресурсов и размещение производительных сил в СССР.-- М.: Прогресс, 1980, - С. 123

Со временем термин «регион» приобрёл излишнюю многозначность. В учебных пособиях, словарях, публикациях определения понятия «регион» зачастую носят противоречивый характер и представляют собой общую трактовку.

В публикациях, посвященных региональным исследованиям, термин «регион» используется авторами по-разному. Так в одной из работ Р.И. Шнипера под регионом понимается республика, автономия, область, район, город; Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 1996. - С. 14. в других источниках регионом называют экономические зоны, укрупненные районы, экономические районы, промышленные узлы, территориально-производственные комплексы, свободные экономические зоны; В.Н. Лексин и А.Н. Швецов в работе «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития», несмотря на отсутствие чёткого определения, под регионом понимают субъект РФ, административно-территориальные образования, город. Лексин, В.Н., Швецов, А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 12

В Указе Президента РФ от 03.06.1996 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ».

Всё вышеизложенное свидетельствует о невозможности дать однозначную трактовку понятию «регион». Если руководствоваться нормативно-правовыми документами, то относительно однородными региональными структурами, характерными для России, следует считать регион как экономический район, регион как федеральный округ, регион как субъект Федерации. В данном исследовании термины «регион» и «субъект РФ» будут использоваться только по отношению к национально-территориальному образованию с присущим ему социально-экономическим комплексом.

Итак, в данном исследовании национально-территориальное образование рассматривается как фактически существующая и действующая основная ячейка территориальной структуры страны, а именно - субъект Российской Федерации (республика, автономия), ставший в последние годы главным субъектом политических и экономических отношений. В данном исследовании субъект РФ (республика, автономия) - это не только хозяйственное образование, порожденное развитием территориального разделения труда, - он также представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны.

Важнейшие его признаки таковы:

- историческое прошлое каждой национально-территориальной общности, определяющее трудовые навыки населения, традиции, особенности взглядов и взаимоотношений людей;

- природно-ресурсный потенциал, оказывающий влияние на общую направленность производственной деятельности людей, на характер их материальных потребностей, особенности быта и расселения;

- комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений, сложившийся исторически и имеющий многообразные связи с внешней средой;

- наличие территориальных границ и территориальных органов управления.

Кроме того, национально-территориальное образование - субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

Делись добром ;)