Специфика развития национально-территориальных образований - субъектов Российской Федерации на примере Алтайского края

дипломная работа

1.2 Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики

Региональная экономика представляет собой совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе - субъекте РФ, а ее главной составной частью является размещение производительных сил на конкретной административной территории. Поэтому при всем разнообразии трактовок и мнений ученых под регионом в данном исследовании следует понимать национально-территориальное образование как определенную подсистему народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.

С позиции системного подхода национально-территориальное образование как субъект РФ - это:

- относительно обособленная воспроизводственная система;

- относительно обособленная социально-экономическая система;

- подсистема хозяйственных взаимосвязей с другими субъектами РФ, включая надсубъектные образования, такие как федеральный округ.

Регион как хозяйственная подсистема представляет собой совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

В настоящее время в связи с быстрым и не всегда подготовленным вхождением регионов в рынок предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений. А именно - емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, то есть - разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

При всем различии мнений экономистов в трактовке понятия «региональная экономика» общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а в практическом плане единым остается территориальный аспект формирования рынка.

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой воспроизводства, наличием территориальной интеграции форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни, имеющая соответствующие органы управления своей территорией (автономия, республика). Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 51-52

Все эти и другие различия необходимо учитывать в региональной экономике, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений. Важно также иметь в виду, что экономическая наука уже в ближайшее время должна определить новое экономическое районирование с учетом особенностей посткризисного развития суверенных национально-территориальных образований в России.

Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни не только титульного этноса, но и всего населения соответствующего национально-территориального образования.

Экономика национально-территориального образования должна базироваться на использовании трех основных принципов:

1) тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;

2) создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

3) активная реализация региональных интересов.

При этом функции региональной экономики следующие:

- в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т.д.); оказание общественных услуг (образование, медицина, жилье, туризм, культурные мероприятия и др.);

- в области ценообразования: регулирование цен и тарифов; разработка всевозможных льгот и штрафных санкций; определение налоговой политики;

- в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

- в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг; послепродажное сервисное обслуживание; организация рекламы; формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;

- в области потребления: обеспечение рационального уровня потребления.

Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы, как федерального центра, так и национально-территориального образования. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и действенную региональную экономическую политику.

В основе региональной политики лежат: учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.

В условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:

- сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

- обеспечение достойного уровня жизни населения в каждом регионе, его постепенное выравнивание. Исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

- оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и улучшение жизненной среды в сельской местности путем развития разных форм собственности и предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др.;

- обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.

Реализация этих задач исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем Федерации на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

Тем не менее, в экономиках значительной части национально-территориальных образований наблюдается четко выраженная тенденция к увеличению дотационности. В современных кризисных условиях данная тенденция привела к заметному увеличению количества дотационных и депрессивных регионов. Подробнее сравнительные показатели экономического развития национально-территориальных образований будут рассмотрены в следующем подпункте, поскольку сначала необходимо рассмотреть общую проблематику депрессивных субъектов Федерации.

Под депрессивным регионом в данном исследовании понимается национально-территориальное образование - субъект РФ, в наибольшей степени пострадавшее от негативных последствий мирового финансового кризиса (роста безработицы, спада производства, снижения реальных доходов населения) вследствие особенностей своей специализации и структуры. Депрессивный регион может представлять собой довольно благополучную территорию страны в прошлом, с наличием промышленной и производственной инфраструктуры, а его реальное состояние в настоящем связано с кризисом всей российской экономики, который обусловил спад производства по отраслям и, соответственно, по многим регионам.

В качестве основных критериев депрессивного региона учитываются: спад промышленного и сельскохозяйственного производства; уровень безработицы и темпы ее роста; реальные доходы населения и темпы их изменения.

По результатам проведенных исследований из 26 национально-территориальных образований РФ к депрессивным регионам или к регионам со стабильно низким уровнем жизни относятся республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Ярашева А.В. Депрессивные и отсталые территории в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. М.: ЭТНА МП Г, 2009.

Так, например, различие между максимальным (в Ненецком автономном округе) и минимальным (в Ингушетии) размерами среднедушевых денежных доходов населения РФ в январе-сентябре 2009 г. составило 8,4 раза. По итогам 2009 г. зафиксирован высокий коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по разным национально-территориальным образованиям РФ - 42,6%. В той же Ингушской Республике, несмотря на прирост реальных денежных доходов населения на 20% в 2009 г. размер среднедушевого денежного дохода по-прежнему остается самым низким среди других национально-территориальных образований РФ. Также к концу сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 г. в большинстве национальных субъектов РФ число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось, за исключением республик Адыгея, Дагестан, Северная Осетия и Ингушетия. По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

Следует подчеркнуть, что единственным документом, определяющим критерии отнесения тех или иных территорий к категории «депрессивных», а также устанавливающий порядок расчетов их финансовой поддержки, является относительно давнее постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 №112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов». Этим постановлением одобрена разработанная Министерством финансов и Министерством экономики РФ методика распределения средств дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов.

Проект Федерального закона №91010-3 «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ» Рассматривался Государственной Думой ФС РФ в третьем чтении весной 2008 г., отправлен на доработку в связи с изменением экономической ситуации в РФ под влиянием негативных последствий мирового финансового кризиса в качестве основных критериев и условий отнесения отдельных регионов РФ к депрессивным территориям определяет:

1) расположение в пределах административных границ одной или нескольких сопредельных административных единиц в составе субъектов Российской Федерации. На территории данного субъекта имеется не более двух основных отраслей экономики, каждая из которых испытывает в 3 и более раз спад производства за последние 3 года;

2) однородность экономики депрессивной территории (уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и т.д.) в каждой административной единице, входящая в состав данной территории;

3) многократный (в 3 и более раз) спад производства в основных отраслях экономики, произошедший на данной территории за последние 5 - 6 лет.

4) значительное (более чем 1/4) отставание от средних по РФ в течение последних 3 лет показателей: уровня безработицы, соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения.

В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах рекомендуется использовать: «накопленный» и «текущий» (за последние 3 года) спад промышленного производства; уровень официальной безработицы и темпы ее роста; реальные доходы населения и темпы их изменения.

Ряд специалистов рекомендуют ввести в оборот вместо «депрессивного региона» понятие «проблемный регион». Баширов Х.Г. Проблемы перехода к устойчивому развитию экономики депрессивного региона. Махачкала. Лотос, 2008. Конструктивный смысл понятия «проблемный регион» в данной работе заключается в том, что это национально-территориальное образование, которое не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой экономический потенциал и требует активной поддержки со стороны государства.

Таким образом, содержательная характеристика отсталых регионов заключаются в том, что им свойственен традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов на фоне низкой интенсивности хозяйственной деятельности, слабой диверсификации отраслевой структуры промышленности, недостаточного научно-технического потенциала, слабого уровня развития социальной сферы.

Что касается депрессивных регионов, то они принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. В качестве причин их депрессивного состояния выделяются: падение спроса на основные виды производимой продукции или снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов.

Признание возможности отнесения национально-территориальных образований - субъектов Федерации к депрессивным регионам в корне меняет и процедуру их экономической диагностики. Считается, что ключевую роль в решении этой проблемы должны играть органы власти субъектов РФ, организовывающие оценку депрессивности своих населенных пунктов и иных локальных территорий по единой системе законодательно закрепленных критериев и правил, что неизбежно ведет к усилению роли федерального центра.

Такое положение реализует принцип доминирования в процессе санации депрессивных территорий того уровня государственного управления, за счет которого осуществляется основная государственная поддержка. То есть, если депрессивным является субъект Федерации в целом, по объективным причинам не располагающий внутренними ресурсами осуществления антидепрессивных мер, то роль федерального центра не может заключаться в простом утверждении принятых на субфедеральном уровне решений. Если же поддержка депрессивных территорий осуществляется преимущественно за счет внутрирегиональных ресурсов, то в данном случае ключевая роль в решении рассматриваемой проблемы остается за субъектом Федерации.

Обратим также внимание и на точку зрения, согласно которой выделяют такие признаки депрессивности территорий, как сравнительно большую глубину и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике; устойчивость кризисных процессов во времени, связанную, прежде всего, с недостаточностью внутренних резервов обеспечения экономического роста (особенно в период кризиса в стране); стагнация традиционных, профилирующих для региона отраслей народного хозяйства; локализация явлений депрессивности на ограниченной территории; системный характер последствий депрессивного состояния экономики, проявляющийся в резком снижении уровня и качества жизни населения, росте безработицы, ухудшении экологической обстановки и т.д.

Показательно, что различные качественные характеристики депрессивности регионов проявляются, как правило, не во всей своей совокупности, а фрагментарно. Например, в Республике Алтай можно констатировать определенную устойчивость кризисных явлений во времени. Но такие признаки депрессивности, как стагнация профилирующей отрасли экономики (сельское хозяйство, туризм), локализация явлений депрессивности на ограниченной территории и ухудшение экологической ситуации, ей совершенно не свойственны. Можно приводить самые разные примеры по другим регионам, но они лишь подтвердят наличие неизбежных сложностей диагностики депрессивного состояния регионов по разнородным качественным критериям. Действительно, как быть в случае, если конкретный регион по одним признакам подходит под определение депрессивного, а по другим - нет? Проблематичность обоснованного ответа на такой вопрос представляется важной причиной для корректировки рассмотренных подходов к определению понятия «депрессивный регион».

Проведенный анализ научных работ по данной проблеме свидетельствует о том, что большинство экономистов, занимающихся региональной экономикой, имеют собственное видение экономического содержания понятия «депрессивный регион». Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 82 Причем имеющиеся точки зрения крайне сложно привести к общему знаменателю. Такой разброс мнений связан, прежде всего, с тем, что все определения оперируют либо качественными (например, невозможность самостоятельного преодоления кризиса), либо разнородными количественными характеристиками (снижение темпов экономического развития, рост безработицы, снижение реальных доходов населения и т.д.).

Более правильным представляется сопоставление уровней развития отдельных регионов, в том числе и в целях отнесения некоторых из них к депрессивным на основе согласования методики определения соответствующих интегральных показателей. В этом случае создаются объективные предпосылки для унификации имеющихся разнородных классификаций регионов и их типологии с позиций выработки научно обоснованного инструментария региональной политики государства.

С учетом изложенного сформулируем собственную позицию по рассматриваемому вопросу определения экономического содержания понятия «депрессивный регион». Под депрессивными следует понимать регионы, интегральный показатель уровня развития которых не превышает 50% от среднероссийского.

При этом представляется целесообразной классификация депрессивных регионов по трем подгруппам.

1. Регионы, относимые к депрессивным в соответствии с приведенным определением, фактический (на дату последнего определения) интегральный показатель уровня развития которых находится в диапазоне 30 - 50% и имеющие позитивную динамику валового регионального продукта в течение трех последних лет (темпы роста ВРП опережают среднероссийские показатели). Эти регионы могут быть классифицированы как умеренно депрессивные.

2. Регионы, относимые к депрессивным (с интегральным показателем уровня развития в диапазоне 30 - 50%) и имеющие негативную динамику ВРП в течение трех последних лет, или регионы с усиливающейся депрессией.

3. Глубоко депрессивные (отсталые) регионы, интегральный показатель уровня развития которых составляет менее 30% от среднероссийского значения.

Вместе с тем выработка общего подхода к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» на основе сравнительных интегральных количественных оценок уровня развития регионов представляется крайне сложной из-за наличия явно не согласованных региональных интересов.

Поэтому более целесообразно сосредоточить внимание на проблемах длительного нарастания кризисных явлений в региональном развитии. Однако в настоящее время среди множества теоретических подходов практически отсутствует направление, связанное с теоретической разработкой региональных кризисов, что особенно актуально для российской экономики, отличающейся большими пространственными параметрами.

Хотелось бы подчеркнуть особую сущность кризисов регионального развития, которые имеют иное содержательное и формальное наполнение, нежели кризисы мировые и общероссийские.

Во-первых, главной характеристикой таких кризисов является не традиционная цикличность, связанная с абсолютными параметрами сокращения и роста объемов производства (которые часто тоже имеют место), а длительное отставание экономической динамики, нарастание разрывов (или, согласно западной терминологии, «гэп» - непреодолимой пропасти, расстояния).

Во-вторых, им присущи нарастающие отрицательные совокупные миграционные тенденции на территории - оттоки труда, капитала и инвестиций становятся устойчиво преобладающими.

В-третьих, ускоренно развиваются и явления, присущие более масштабным экономическим кризисам, - высокий уровень инфляции, блокирующий использование сбережений на инвестиции; перенакопление готовой продукции инвестиционного назначения; увеличение безработицы; понижение средней заработной платы; сокращение спроса на предметы потребления и услуги потребительского назначения, что дополнительно способствует сокращению производства и раскручиванию так называемой «спирали кризиса».

Все это распространяется и на региональные составляющие. Соответственно, описание этих кризисов более адекватно через экспоненциальные тренды, чем через волнообразные циклические колебания. По своей сути региональные кризисы не соответствуют ни коротким, ни средним, ни длинным циклам - у них своя временная и пространственная характеристика. При этом в процесс региональных кризисов могут оказаться вплетенными любые другие типы кризисов, что делает ситуацию еще более сложной, затратной и продолжительной по времени.

Поэтому разработка теории региональных кризисов - одно из наиболее актуальных направлений исследований в области регионалистики. Практическая востребованность таких исследований будет только усиливаться. Особенно в контексте преодоления мирового и общероссийского кризисов.

1.3 Экономические характеристики национально-территориальных образований в сравнении с остальными субъектами РФ По данным официального интернет-сайта Министерства экономического развития Российской Федерации www.economy.gov.ru, официального интернет-сайта Федеральной службы государственной статистики РФ Росстат www.gks.ru

В январе - ноябре 2009 г. в большинстве субъектов Российской Федерации, а также во всех федеральных округах Российской Федерации, кроме Дальневосточного, продолжалось снижение производства продукции добывающих и обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с учетом оценки объемов производства малых предприятий) по сравнению с январем - ноябрем 2008 г.

Индекс промышленного производства в январе-ноябре 2009 г. по сравнению с январем-ноябрем 2008 г. составил 88%.

Наиболее значительное снижение индекса промышленного производства, исчисленного по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в январе-ноябре 2009 г. по сравнению с январем-ноябрем 2008 г. было отмечено в Центральном и Приволжском федеральных округах (82,8% и 85,3% соответственно).

Среди федеральных округов рост промышленного производства в январе-ноябре 2009 г. был отмечен в Дальневосточном федеральном округе и составил 102,6% к январю-ноябрю 2008 г. Среди регионов округа наибольшие значения индекса промышленного производства зафиксированы в Чукотском автономном округе (139,5%), Ненецком автономном округе (132,3%) и Сахалинской области (122,8%) и определяются увеличением производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых».

Также увеличение индекса промышленного производства в январе-ноябре 2009 г. отмечается в республиках Дагестан, Калмыкия, Хакасия, Северная Осетия-Алания, Магаданской, Амурской, Архангельской, Белгородской, Томской областях, Ставропольском крае.

В 69 субъектах Российской Федерации сократилось производство продукции добывающих, обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды, причем более чем на 10% в Республике Саха (Якутия) и Еврейской автономной области.

Производство продукции по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» по сравнению с январем-ноябрем 2008 г. по России в целом сократилось на 1,8%. Индекс производства в январе-ноябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года по виду деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» составил 98,9%, по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических» - 92,5%.

Производство продукции по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» увеличилось в 23 субъектах Российской Федерации и наиболее значительно в Чукотском автономном округе (на 42,0%), Псковской (на 68,5%), Архангельской (на 31,7%), Брянской (на 23,6%) и Сахалинской (на 22,1%) областях, Ненецком автономном округе (на 33,1%), Кабардино-Балкарской Республике (на 20,9%), Республике Калмыкия (на 23,7%).

Наиболее значительное сокращение производства продукции по данному виду деятельности (более чем на 50%) было отмечено в Чувашской Республике, Костромской области, г.Санкт-Петербурге.

Наиболее значительно последствия кризисных явлений проявляются в развитии обрабатывающих производств. Выпуск продукции по данному виду деятельности в целом по Российской Федерации сократился на 17,4% по сравнению с январем-ноябрем 2008 г. Отрицательная динамика наблюдалась в большинстве субъектов Российской Федерации, за исключением республик Тыва, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и Чеченской Республики, Амурской, Магаданской, Белгородской, Тамбовской, Томской, Тюменской и Сахалинской областей, Ставропольского края, Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Чукотского автономных округов.

Наиболее значительный прирост продукции обрабатывающих производств был отмечен в Сахалинской области - 32,8% к январю-ноябрю 2008 г. вследствие увеличения производства продукции по видам деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки», «производство кокса и нефтепродуктов», «производство машин и оборудования», «производство транспортных средств и оборудования».

Более чем на 30% уменьшился выпуск продукции обрабатывающих производств в Самарской, Ульяновской, Орловской областях, Республике Ингушетия, Чувашской Республике.

В структуре обрабатывающих производств наибольший спад по итогам января-ноября 2009 г. отмечается по виду деятельности «производство транспортных средств и оборудования». По данному виду деятельности снижение объемов производства отмечается в 57 регионах и наиболее значительно - в Карачаево-Черкесской Республике (на 88,6%), Республике Хакасия (на 93,1%), Удмуртской Республике (на 82,7%), Нижегородской области (на 70,7%).

Индекс производства по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в январе-ноябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 94%.

По виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по отношению к январю-ноябрю 2008 г. рост производства наблюдался в 17 субъектах Российской Федерации.

Наиболее значительное сокращение производства данной продукции (более чем на 20%) отмечено в республиках Бурятия, Калмыкия, Брянской и Рязанской областях.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-ноябре 2009 г. составил 3359,3 млрд. рублей, или 82,5% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Среди субъектов Российской Федерации наиболее значительно увеличился объем работ, выполненных по данному виду деятельности, в Республике Тыва (в 2,1 раза), Камчатском крае (на 27,4%), республиках Саха (Якутия) (на 15,0%) и Дагестан (на 14,3%), Тульской (на 28,6%) и Ивановской (на 19,3%) областях, Приморском крае (на 19,5%).

Основной объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-ноябре 2009 г. приходился на гг. Москву и Санкт-Петербург, Московскую, Тюменскую (включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), Ленинградскую, Нижегородскую и Свердловскую области, Республику Татарстан, Краснодарский край.

В январе-ноябре 2009 г. организациями всех форм собственности введено в действие 45,5 млн. кв. метров жилья (510,8 тыс. квартир), что на 0,4% меньше соответствующего показателя за январь-ноябрь 2008 года.

В 47 субъектах Российской Федерации объемы построенного жилья превысили уровень января-ноября 2008 г., причем более чем в 2 раза - в Республике Адыгея, в Мурманской области, Чукотском автономном округе.

Оборот розничной торговли в январе-ноябре 2009 г. составил 12 998,5 млрд. рублей, что в товарной массе составляет 94,3% к соответствующему периоду предыдущего года. Вместе с тем в 17 субъектах Российской Федерации данный показатель увеличился. Наибольшее его увеличение на 12,6% было отмечено в Республике Ингушетия.

Уменьшение оборота розничной торговли в 64 субъектах Российской Федерации в основном обусловлено снижением уровня реальных денежных доходов населения и, как следствие, снижением продаж непродовольственных товаров.

Объем платных услуг населению составил в январе-ноябре 2009 г. 4 012,4 млрд. рублей, что на 4,4% меньше данного показателя за соответствующий период 2008 г.

Более чем на 10% объем платных услуг населению увеличился в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Белгородской области, Чукотском автономном округе.

Индекс потребительских цен в ноябре 2009 г. составил 100,3%, в том числе на продовольственные товары - 100,3%, непродовольственные товары - 100,4%, услуги - 100,1%.

В ноябре в 6 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 0,7% и более. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Курской и Липецкой областях - на 1% в результате удорожания услуг на 3,7% и 3,6% соответственно.

В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,3% (с начала года - 109,3%), в Санкт-Петербурге - 100,4% (с начала года - 108,0 %).

Максимальные и минимальные индексы цен производителей промышленных товаров по субъектам Российской Федерации в ноябре 2009 г. отражены в таблице 1.

Таблица 1

Максимальное значение

Минимальное значение

субъект Российской Федерации

индекс цен, %

субъект Российской Федерации

индекс цен, %

Чеченская Республика

111,0

Тюменская область

92,4

Республика Коми

106,6

Республика Хакасия и Тульская область

97,7

Республика Ингушетия

106,2

Калининградская область

98,1

Омская область

104,4

Мурманская область

98,7

Республика Башкортостан

103,8

Республика Калмыкия

99,2

Магаданская область

103,2

Иркутская и Вологодская области

99,3

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце ноября составила 2107,7 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом октября его стоимость увеличилась на 0,3% (с начала года - снизилась на 0,4%) (см. таблица 2).

Таблица 2. Стоимость минимального набора продуктов питания в ноябре 2009 г.

Федеральные

округа

Стоимость набора,

рублей

Изменение стоимости

набора к предыдущему месяцу, %

Максимальная и минимальная стоимость набора внутри федерального округа

субъект Российской Федерации

стоимость набора, рублей

Центральный

2100,8

100,1

г. Москва Тамбовская область

2379,2 1749,2

Северо-Западный

2326,8

100,1

Мурманская область Псковская область

2708,7 2149,7

Южный

1999,9

100,4

Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика

2326,7 1842,4

Приволжский

1840,9

100,4

Самарская область Республика Татарстан

2098,4 1696,7

Уральский

2274,2

99,6

Тюменская область Курганская область

2736,9 1870,2

Сибирский

2090,2

100,6

Забайкальский край Омская область

2362,8 1777,2

Дальневосточный

3129,6

101,3

Чукотский авт. округ Амурская область

6540,8 2519,4

В январе-октябре 2009 г. реальные денежные доходы населения по сравнению с январем-октябрем 2008 г. сократились в 61 субъекте, из них более, чем на 15% в Республике Ингушетия, Рязанской, Ивановской, Ярославской, Вологодской областях, Ненецком автономном округе.

Среднедушевые денежные доходы населения в октябре 2009 г. увеличились по сравнению с октябрем 2008 г. в 65 субъектах Российской Федерации.

Среди субъектов Российской Федерации среднедушевые денежные доходы различались в 8,4 раза (минимальные в Республике Ингушетия - 5 567,3 рубля, максимальные - в г. Москве - 46 864,6 рубля).

По состоянию на 1 декабря 2009 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 5652,4 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В состав группы регионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета, входят гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Нижегородская и Самарская области, Пермский и Краснодарский края, республики Башкортостан и Татарстан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В январе-ноябре 2009 г. ими было собрано 64,6 % всех налогов и сборов (см. рисунок 2).

Рис. 2. Доля национально-территориальных образований среди других субъектов РФ в общей сумме налогов и сборов на 01.12.2009

В федеральный бюджет перечислено 59,9% всех собранных на территориях субъектов Российской Федерации налогов и сборов. В федеральных округах собранные налоги и сборы по уровням бюджетной системы распределяются следующим образом:

В конце ноября 2009 г. в государственных учреждениях государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн. человек (из которых 1,8 млн. человек получали пособие по безработице), что на 61,8% выше, чем в конце ноября 2008 г. (в конце октября 2008 г. было зафиксировано 1,2 млн. человек).

Наименьший уровень зарегистрированной безработицы (до 1,0%) был отмечен в Тюменской и Липецкой областях, Краснодарском крае и г. Москве.

Высокие показатели уровня зарегистрированной безработицы по-прежнему фиксируются в Чеченской Республике (65% (!) и Республике Ингушетия (27%).

По состоянию на январь 2010 г. ситуация с занятостью в Республике Ингушетия оставалась по-прежнему тяжелой - численность официально зарегистрированных безработных составляла 51,5 тыс. чел., а уровень регистрируемой безработицы - 26,8% к экономически активному населению.

Количество официально зарегистрированных безработных превышает 5,0% экономически активного населения в Республике Тыва и Кабардино-Балкарской Республике.

На 1 декабря 2009 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 ноября 2009 г. в 40 субъектах Российской Федерации, выросла - в 40 субъектах, отсутствовала - в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Чукотском автономном округе.

Численность населения за январь-октябрь 2009 г. в целом по России увеличилась на 12,0 тыс. человек (0,01%). Однако в большинстве субъектов Российской Федерации число жителей продолжает сокращаться из-за естественной убыли населения. Увеличение числа родившихся наблюдалось в 70 субъектах Российской Федерации, снижение числа умерших - в 74 субъектах.

Естественный прирост населения в январе-октябре 2009 г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008 г. - в 21 субъекте): Чеченская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Удмуртская республики, республики Дагестан и Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва, Бурятия, Хакасия, Саха (Якутия), Астраханская, Иркутская, Тюменская, Томская области, Забайкальский, Камчатский и Красноярский края, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономный округа.

Высокие показатели естественной убыли населения отмечаются в Московской области - 27,2 тыс. человек, Нижегородской области - 18,1 тыс. человек, г. Санкт-Петербурге - 10,3 тыс. человек, Ростовской области - 13,2 тыс. человек, Воронежской области - 12,7 тыс. человек, Тульской области - 12,6 тыс. человек, Ленинградской области - 10,7 тыс. человек.

Для Российской Федерации характерны беспрецедентные контрасты между равноправными субъектами Федерации. Например, по уровню урбанизированности территории - от нулевого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (до 100% сельского населения) до г.Москвы, где 100% городского населения. По площади территории различия могут достигать 388 раз - Республика Саха и Северная Осетия-Алания. По численности населения - 376 раз - (Москва и Эвенкийский автономный округ).

Колоссальные различия по многим социально-экономическим показателям, ярко выраженная дифференциация в экономике и социальной сфере национально-территориальных образований затрудняют, а иногда и делают невозможным проведение по отношению к ним единой государственной экономической политики - политики, которая была бы хотя бы сходна по эффективности для территорий. Специфика регионального развития требует от руководства национально-территориальных образований проведения собственной социально-экономической политики, что может привести к утрате единства экономического пространства Федерации.

Делись добром ;)