Сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Мурманской и Нижегородской областей

курсовая работа

3.2 Цели, задачи и основные приоритеты стратегии социально-экономического развития Новгородской области

«Стратегии - 2030» - формирование модели экономики области, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населения в регионе.

Основные общие экономические задачи стратегического развития области до 2030 года:

1) реализация положений настоящей «Стратегии - 2030» по всем направлениям экономического развития области;

2) выявление источников и резервов экономического роста региона в т.ч. на основе развития инфраструктуры туризма, на основе инноваций в производстве и сельском хозяйстве;

3) определение и внедрение механизмов повышения эффективности использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов;

4) определение и внедрение направлений развития производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

5) реализация ландшафтно-приусадебной системы расселения и создания агрогородков;

6) применение механизмов активизации инвестиционной и инновационной деятельности;

7) развитие системы государственного управления в области;

8) определение мер по увеличению налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области;

9) определение способов расширения занятости трудоспособного населения и снижения уровня безработицы;

10) принятие комплекса мер для увеличения доходов населения и снижения уровня бедности, включая меры по увеличению заработной платы работников бюджетных организаций области.

Основные общие стратегические задачи развития области в социальной сфере:

1) развитие человеческого потенциала и создание благоприятных условий для жизни населения;

2) реализация положений настоящей «Стратегии-2030» по всем направлениям социального и культурного развития области:

а) улучшение демографической ситуации за счет увеличения рождаемости, снижения смертности, увеличения миграционного прироста населения;

б) использование потенциала органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, религиозных конфессий;

в) организация пропаганды семейных ценностей и преимуществ законного брака, общественного престижа семьи с двумя и более детьми;

г) развитие институтов гражданского общества;

д) улучшение здоровья населения;

е) модернизация и повышение качества образования, создание системы профессионального образования, отвечающей потребностям экономического роста региона;

3) внедрение инновационных социальных проектов для создания современного рынка качественных и доступных услуг;

4) развитие эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего потребности граждан в работе, способной реализовать их потенциал, а работодателей - квалифицированной рабочей силой;

5) развитие массового спорта и физической культуры;

6) проведение эффективной молодежной политики, обеспечение духовно-нравственного и культурного развития и воспитания граждан;

7) повышение уровня личной безопасности граждан;

8) развитие институтов гражданского общества.

Ограничения реализации «Стратегии - 2030» связаны напрямую с финансовой и иной обеспеченностью. При этом финансовая обеспеченность доходной части бюджета области напрямую зависит от качества работы субъектов всех уровней и каждого жителя области. В этой работе особая роль управления процессом принадлежит региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, для реализации задач «Стратегии - 2030» по экономическим и социальным вопросам необходимо содействие депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от области, территориальных федеральных органов государственной власти, депутатов областной Думы, депутатов органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

«Стратегии - 2030» представляет собой саморазвивающийся продукт, развитие которого должно происходить по принципу: действия - результат (мониторинг) - действия - цель - новая цель.

Основными приоритетами стратегического развития области являются:

1) необходимость сохранения особой роли области, как региона исторически тесно связанного со становлением российской государственности. Это включает в себя, в частности, федеральную финансовую поддержку содержания исторических памятников, исторических изысканий;

2) обеспечение устойчивого социально-экономического развития области, как достаточно типичного региона европейской части Российской Федерации и юга Северо-Западного федерального округа.

Реализация устойчивого развития возможна только при комплексном решении демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов, на основе документов территориального планирования. При этом обеспеченность жильем не менее важна, чем качество рабочего места. Существующая практика ускоренного развития промышленных городских агломераций основывается на распределении населения в регионе и других предпосылках (порт, железнодорожный узел и т.д.).

Поэтому рост агломераций возможен только на основе общего роста плотности населения, что, в свою очередь, требует ускоренного роста строительства доступного жилья, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Сама структура агломераций будет обладать определенной спецификой, сочетая промышленные, научные, образовательные и сельскохозяйственные перерабатывающие направления. С учетом имеющейся структуры населенных пунктов предлагается шесть пунктов ускоренного развития.

Перспективная планировочная модель территории области условно делит её на три зоны:

1) зона комплексного промышленного развития - Промышленный Север (Новгород, Боровичи);

2) рекреационно-туристская зона - Центр (Сольцы - Старая Русса - Валдай - Демянск);

3) зона временно проблемного развития - Юг (Холмский район) и Северо-Восток (Хвойнинский, Пестовский районы).

Зоны комплексного промышленного развития возникают на основе перспективного развития видов экономической деятельности, а населенные пункты, включенные в зоны, концентрирующие хозяйственные и административные функции, как правило, становятся «точками роста».

В перспективе на территории области выделяются следующие промышленные районы:

Великий Новгород - Чудово (специализация - химическая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность);

Боровичи - Окуловка (специализация - промышленность строительных материалов, машиностроение, лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность);

Старая Русса (специализация - машиностроение, производство транспортных средств и оборудования, пищевая промышленность, промышленное садоводство).

Рекреационно-туристские зоны выделяются в отдельный вид, вследствие специфики своего функционирования в соответствии с геоэкологическим районированием территории.

Эти зоны состоят из отдельных площадок рекреационного освоения, расположенных в разных районах области и наиболее благоприятных для организации отдыха, преимущественно около рек и озер, в живописных ландшафтах.

Наиболее крупные рекреационные зоны организуются в Новгородском, Валдайском, Солецком, Старорусском и Демянском районах.

Зоны временно проблемного развития - это периферийные территории - южная часть области - Холмский район и северо-восточная - Хвойнинский и Пестовский районы. Районы - сельскохозяйственные, преимущественно слабо освоенные, являются наименее заселенными в области.

Делись добром ;)