Транспортная система мира

курсовая работа

1.1 Транспорт и его составляющие

Транспорт является отраслью материального производства, которая осуществляет комплекс транспортно-технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов.

Транспорт - это одна из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства, а именно: машиностроения (автомобиле -, локомотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

Транспорт существенно влияет на экономический рост, расширение торговли, повышения уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Также транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%. В том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт.

В состав транспортной отрасли входят:

- транспортные коммуникации;

- инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений и т.п., предназначенных для осуществления транспортной деятельности;

- техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и погрузочно-разгрузочные системы;

- технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов);

- информационно - вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками;

- персонал, работающий в транспортной отрасли.

На функционирование транспорта большое значение оказывают природно-климатические факторы (окружающая среда).

В общей постановке все указанные составляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:

- транспортная техника,

- люди,

- окружающая среда.

Транспорт, как и всякая производственная система, имеет внешнюю и внутреннюю среду. Основными субъектами внешней среды являются потребители транспортных услуг, а внутреннюю среду представляют работники транспорта, транспортные устройства и среда.[5]

Понятие транспортной системы охватывает все виды грузового транспорта и их транспортных средств, как общего, так и специального назначения, совокупность погрузочно-разгрузочных средств и предприятий, обеспечивающих операции загрузки, разгрузки, перевозки и складирования грузов, а также все виды транспортных средств, которые осуществляют перевозку пассажиров.

По этим признакам можно выделить пять типов транспортных систем.

Первый тип -- это транспортная система Северной Америки. Для транспортных систем данного типа характерно наличие всех видов транспорта и промышленности по его обслуживанию (производство транспортных средств, оборудования), высокое качество дорог и инженерных коммуникаций, хорошо развитая инфраструктура. Транспорт играет важную роль в экономической жизни стран и их внешнеэкономических связях.

Второй -- транспортные системы стран Западной Европы и Японии. По основным параметрам деятельности, качества обслуживания они практически не уступают транспортным системам первого типа, но в некоторых странах отсутствуют отдельные виды транспорта (морского или речного), предприятия по производству транспортных средств и др. Роль транспорта в экономической жизни и мирохозяйственных связях этих стран также очень велика.

К третьему типу относятся транспортные системы некоторых стран Азии, Африки и Латинской Америки, быстро развивающихся и «новых индустриальных стран». Удельный вес транспорта в экономике этих стран пока незначительный, но развитие транспортной инфраструктуры здесь происходит ускоренными темпами и ограниченные технические возможности транспортных средств в целом преодолеваются.

Четвертый тип -- это транспортные системы подавляющего большинства развивающихся стран. Они не избавились от явно выраженной колониальной транспортной инфраструктуры и в значительной степени (особенно в международных сообщениях) зависят от транспорта развитых стран мира. Так, при населении, что составляет более 70% всего населения Земли, и 64 % территории эти страны имеют в своем распоряжении лишь 23 % мировой дорожной сети, 22 % автотранспортных средств, а их доля в грузообороте железнодорожного транспорта составляет лишь 15 % мирового грузооборота. Большинство развивающихся стран, лучше связаны воздушным сообщением с развитыми странами, чем между собой. Иногда перелет самолетом с одной столицы развивающейся страны к другой проще осуществить обходным путем через столицу развитого государства.

К пятому типу относятся транспортные системы стран с переходной экономикой. Речь идет, прежде всего, о странах Центральной Европы, СНГ и Балтии. Транспортные системы стран этого региона находятся в состоянии адаптации к новым условиям и объемов внешнеэкономической деятельности. Транспортные системы стран Центральной Европы, особенно Польши, Венгрии, Чехии, Румынии, осуществляя попытки активной интеграции в западноевропейские транспортные структуры, играют роль транзита между Востоком и Западом, Севером и Югом. Страны Балтии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, экономика которых в значительной степени связана с транзитным обслуживанием внешней торговли стран СНГ, привлекают транзитные грузы на переработку в своих портах. Так, в структуре грузооборота портов стран Балтии преобладают грузы стран СНГ, прежде всего России. В портах Латвии, например, доля собственно латвийских грузов составляет лишь 3-5 %, а транспортные услуги составляют 50-60 % стоимости товарного экспорта.[9]

Современная мировая транспортная система, как и транспортные системы отдельных государств, постоянно развивается. В ней самой и в отдельных ее составляющих происходят структурные изменения, касающиеся уменьшения или увеличения удельного веса отдельных видов транспорта в общем грузообороте, технического или технологического обеспечения различных транспортных операций. На развитие транспорта существенно влияет энергетическая и экономическая ситуация в мире.

Наглядно изменения в характере мирового транспорта за последние десятилетия можно проследить на примере развития основных его видов.

Делись добром ;)