Транспортная система мира

курсовая работа

1.2 Виды транспорта

Транспорт выполняет множество жизненно важных функций. К таковым можно отнести - обеспечение перевозки пассажиров и грузов, географическое разделение труда, обеспечение связей в промышленной сфере.

Все виды мирового транспорта можно разделить на несколько категорий: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный транспорт.

Рассмотрим каждый вид транспорта более подробно.

1. Железнодорожный транспорт:

Железнодорожный транспорт чрезвычайно важен для внутренних перевозок. Протяженность железных дорог мира составляет примерно 1,3 млн км. Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на развивающиеся. Соответственно, в первом случае плотность дорог гораздо выше, чем во втором. Наиболее высока она в Бельгии, Германии, Швейцарии: 4-18 км/100 км2. Во многих странах этот показатель не превышает 0,1-0,5 км/100 км2. Есть страны, которые не имеют железных дорог: Бурунди, Нигер, Кипр, Лаос, Чад, Исландия и тому подобное.

Железнодорожная сеть развитых стран отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества проложенных линий. Большая часть дорог - однопутная. Двухпутные и многоколейные составляют примерно 1/7 общей длины железных дорог мира. Многоколейные дороги расположены на подходах к крупным железнодорожным узлам. Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем сырья прокладывается несколько путей для бесперебойной поставки угля, железной руды и тому подобное.

Характерной особенностью этого вида транспорта является наличие больших по длине трансконтинентальных дорог. В Европе это Брест (Франция) - Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Милан - Рим - Реджоди Калабрия, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Кадис и много других, которые пересекают континент в разных направлениях. Работает многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и Англию.

Крупнейшие трансконтинентальные железные дороги в Америке: Галифакс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк - Чикаго - Сиэтл - Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. В Австралии известна дорога Сидней - Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается трансазиатская дорога от Стамбула до Сингапура (14 тыс. км). После завершения строительства железной дороги в Китае, которая соединит город Ош (Кыргызстан) с китайской транспортной системой, для стран Центральной Азии появится альтернативный российскому-китайский выход к портам Тихого океана.

Уровень технической оснащенности очень важен для характеристики размещения железнодорожного транспорта. На дорогах США и Западной Европы, Японии действуют магистрали с увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250 км/час. Применение электрической тяги наиболее распространено в Европе.

В развивающихся странах, технический уровень железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав, в основном маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место принадлежит паровой тяге.

Во всем мире наблюдается тенденция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме грузо- и пассажироперевозок.

Преимущества железнодорожного транспорта:

- возможность доставки “frоmdооrtоdооr” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

- высокая эффективность использования при дальних перевозках;

- независимость от времени года, времени суток и погодных условий;

- относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;

- высокая пропускная и провозная способность транспорта;

- способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки железнодорожного транспорта:

- высокие затраты на строительство железных дорог;

- высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава.

2. Автомобильный транспорт:

Автомобильный транспорт начал развиваться позже железнодорожного вида транспорта. Он используется для перевозок на близкие расстояния, но с каждым годом растет удельный вес транспортировки на большие расстояния. Из 30 млн.км дорожной сети мира 20 млн.км приходится на автомобильные дороги. Этот вид характеризуется наличием дорог с твердым покрытием, состоянием и размещением подвижного состава. Он более развит там, где есть разветвленная сеть шоссейных дорог и многочисленный автомобильный парк. Это, прежде всего, США, Япония, страны Западной Европы. Автопарк мира насчитывает более 500 млн. автомобилей. Обеспеченность автомобилями населения различных стран мира имеет разные показатели. Так, в США один автомобиль приходится на 1,5 чел.; а в развивающихся странах - до нескольких десятков человек на один автомобиль.

В развивающихся странах более половины автодорог без твердого покрытия, поэтому они используются сезонно. Дороги с твердым покрытием построены возле крупных городов или в приморской зоне. На разных стадиях строительства находятся трансазиатская (Стамбул-Сингапур), трансафриканская (Момбаса-Лагос), транс сахарская и другие магистрали, которые призваны способствовать развитию автотранспорта и экономики этих государств.

В Австралии на автотранспорт приходится более 50% грузооборота внутреннего сообщения всех видов транспорта. В странах Западной Европы -45%, в Северной Америке -20%, в развивающихся странах, в Африке, Азии и Латинской Америке -20-35%.

Пассажирооборот автобусных линий мира превышает пассажирооборот железнодорожного транспорта.

Можно выделить такие преимущества и недостатки автотранспорта:

Преимущества автотранспорта:

- отсутствие необходимости накапливания груза вследствие чего отправки становятся ритмичнее;

- высокая скорость перевозок;

- высокая степень мобильности автотранспорта;

- обеспечение высокой сохранности груза;

- возможность доставки грузов “frоmdооrtоdооr”;

- экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км).

Недостатки автотранспорта:

- ограниченность перевозки массовых партий груза;

- зависимость от дорожной сети;

- достаточно высокая стоимость транспорта;

- ограниченность использования на большие расстояния.

3. Трубопроводный транспорт

Высокой экономичностью и производительностью характеризуется трубопроводный транспорт. Это вид непрерывного транспорта, с помощью которого осуществляют перемещение жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам. Наибольшее распространение в мире получили газопроводы, нефтепроводы и продуктоводы.

Этот вид транспорта возник сравнительно недавно и стремительно развивается. Сейчас в мире насчитывается более 13 млн.км трубопроводов и ежегодно это количество возрастает. Наиболее мощное развитие трубопроводный транспорт получил в нефте- и газодобывающих странах и странах-потребителях нефти, нефтепродуктов и газа. Крупнейшие трубопроводы находятся в США, Канаде, России. Газопроводы эксплуатируются преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Более половины газопроводов мира сосредоточено в США.

Кроме континентальных (Азия, Африка, Европа, Америка), сооружены и трансконтинентальные трубопроводы (Азия--Европа, Европа--Африка и тому подобное). Пролегают они как сушей, так и морем (Черное, Средиземное, Северное и тому подобное).

Преимущества трубопроводного транспорта:

- высокая автоматизация транспортировки;

- независимость от окружающей среды;

- низкая себестоимость транспортировки;

- герметичность труб. Потери практически исключены;

- непрерывность транспортировки;

- низкая себестоимость транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

- объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

- трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

- использование только в одном направлении;

- если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях;

- использование только в одном направлении.

4. Водный транспорт:

Морской транспорт служит для внешнеэкономических связей. Лишь в некоторых странах, таких как Бразилия, Россия, США, Канада, Франция, Китай морской транспорт осуществляет каботажные перевозки. Этот транспорт перевозит более 80% внешнеторговых грузов, он наиболее дешевый, потому что эксплуатация морских путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров и веса.

Большая часть грузооборота морского транспорта приходится на наливные грузы - нефть и нефтепродукты. Сухогрузы имеют меньший удельный вес. В их структуре преобладают основные массовые грузы, затем - генеральные и второстепенные массовые. В структуре морского транспорта преобладают специализированные суда - танкеры, лесовозы, рудовозами, рефрижераторы, суда типа «Ро-Ро» с горизонтальным способом погрузочно-разгрузочных работ. Более половины мирового флота составляют танкеры, что связано с развитием мирового нефтяного рынка.

Морской флот сосредоточен в десяти крупнейших судновладеющих странах мира: США, Германии, Греции, Китае, Японии, Норвегии, Великобритании, России, Сингапуре, Либерии. На их долю приходится 70% тоннажа мирового флота.

В мире насчитывается более 2000 морских портов. К крупным относятся порты с грузооборотом свыше 10 млн.тонн. Около 20 портов имеют грузооборот более 60 млн.т: Роттердам, Новый Орлеан, Токио, Сингапур, Гавр, Кобе, Тиба, Йокогама, Нью-Йорк, Шанхай, Марсель, Кавасаки, Нагоя, Антверпен, Осака и другие.

Морские пути, в зависимости от характера их использования, подразделяются на международные океанские, международные морские, пути регионального значения и внутренние или каботажные пути. По интенсивности судоходства основное место принадлежит Атлантическому океану, потом идут Тихий и Индийский океаны. Международные региональные морские перевозки осуществляются в морских бассейнах: Средиземноморском, Североморском, Балтийском, Карибском.

Главные грузы морского транспорта - нефть и нефтепродукты, зерно, фосфориты, каменный уголь, железная руда, сырье и полуфабрикаты для алюминиевой промышленности, лес и лесоматериалы.

Грузопотоки зерна направляются из стран-экспортеров (Австралия, Канада, Аргентина, США), стран Западной Европы, некоторых стран Азии, Африки, и Латинской Америки. Сахар транспортируют из Филиппин, Индонезии, Доминиканской Республики - до Европы и Северной Америки. Хлопок везут из США, Индии, Японии, Мексики, Египта, Бразилии, стран Европы.[1]

Внутренний водный транспорт перевозит грузы и пассажиров по рекам, озерах и искусственных водоемах. По грузообороту и пассажирообороту этот вид транспорта уступает всем остальным. По численности судов он преобладает над морским транспортом, но за общим водоизмещением уступает ему в полтора десятка раз. Наиболее развит этот транспорт в США, Германии, Канаде, Словакии, Бельгии, Франции, Украине, Нидерландах, России, Венгрии. На США приходится более половины грузооборота водного транспорта экономически развитых стран мира. Основные грузы: нефтепродукты, кокс, нефть, уголь, строительные материалы. Важнейшие в системе внутреннего водного транспорта: река Миссисипи с Теннесси, Миссури, Огайо, Великие озера (Верхнее, Эри, Мичиган, Онтарио, Гурон).Большое значение имеет также Береговой канал длиной 4 тыс. км, расположен в прибрежной полосе Атлантического океана. Он соединяет крупнейшие города побережья и устья рек, впадающих в океан, оптимизируя, таким образом, внутреннюю речную систему и каботажное плавание.

Крупнейшие порты внутренних водных путей сосредоточены в устьях рек, как Роттердам, Гамбург, Бремен, Астрахань, Антверпен, Гавр, Архангельск, Херсон и др. Развивающиеся страны имеют мощные речные системы: Нигер, Амазонка, Тигр, Конго, Замбези, Меконг и тому подобное. Однако в этих странах нет сети судоходных каналов, и поэтому реки используются не в полной мере. Это и определяет слабый уровень развития портового хозяйства и речного флота.

Преимущества водного транспорта:

- неограниченная пропускная способность морских путей;

- мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

- низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

- большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

- незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

- ограниченная пропускная способность портов;

- зависимость от работы портов;

- зависимость от климатических условий.

5. Воздушный транспорт:

Воздушный транспорт является самым быстрым и в то же время самым дорогим видом транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысяч километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка (большая часть - почта); 60% перевозок - международные рейсы. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки.

Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

По количеству авиалиний первое место в мире занимают Соединенные Штаты Америки - 9134, по количеству аэропортов с длиной взлётной полосы более 3 км - Канада и Бразилия (в каждой более 500). Авиационными государствами являются Япония, США, Франция, Россия, Великобритания и др.

Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта.

Можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

- высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

- высокая скорость доставки;

- возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта;

- спрямление пути.

Недостатки воздушного транспорта:

- невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

- слишком высокая стоимость перевозки;

- зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры;

- ограниченная грузоподъёмность.

Воздушный транспорт занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США -- Даллас, Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании -- Лондон (Хитроу); Японии -- Токио, а также в ФРГ -- Франкфурт-на-Майне, Франции -- Париж и др.[2]

Относительная оценка характеристики каждого вида транспорта представлена в таблице 1 «Оценка характеристик транспорта» (максимальная оценка-5).

Таблица 1

Оценка характеристик транспорта

Характеристики

Железнодорожный транспорт

Автотранспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

3

2

4

5

1

Доступность

2

1

4

5

3

Надёжность

3

2

4

1

5

Грузоподъёмность

2

3

1

5

4

Частота

4

2

5

1

3

Суммарная оценка

14

10

18

17

16

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что наилучшую оценку характеристики имеет водный транспорт. Второе место занимает трубопроводный, за ним - воздушный, железнодорожный и автотранспорт.

Делись добром ;)