Факторы территориальной организации автомобильного транспорта
1.2 Специфика автомобильного транспорта
Специфика деятельности любого вида транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного) обуславливает особенности правового регулирования трудовых отношений в соответствующих транспортных организациях.
Автомобильный транспорт занимает весьма значительное место в объеме перевозок, осуществляемых в РФ, причем отмечаются тенденции к его постоянному развитию и обновлению. Увеличение объема автотранспорта влечет за собой необходимость еще более строгого регулирования труда лиц, непосредственно осуществляющих перевозки на внутрирайонных, городских, межрегиональных и международных маршрутах.
Владельцами объектов автомобильной транспортной инфраструктуры выступают как юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности, так и физические лица - индивидуальные предприниматели.
Существующее разнообразие владельцев транспортных средств,
во-первых, повлекло за собой необходимость дифференцированного правового регулирования с учетом организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности, сложившихся в общественном производстве современной России.
Во-вторых, требуется четкое правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха, так как работа автомобильного транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме.
В-третьих, повышенные требования к исполнению работниками автомобильного транспорта своих трудовых обязанностей, знанию правил дорожного движения, правил техники безопасности, технических инструкций по обслуживанию технических средств требуют надлежащего контроля и надзора за деятельностью владельцев транспортных средств, а также применения мер дисциплинарной и материальной ответственности к работникам транспорта, совершающим трудовые правонарушения.
Развитие и виды транспорта, уникальность транспорта как сферы хозяйственной деятельности
Потребность людей в транспортировке существовала всегда. Через изобретение лодки, колеса, затем тачки, тележки, кареты она привела к появлению транспорта как отрасли материальной деятельности. Созидательная деятельность человека исторически всегда включала в себя сельское хозяйство и производство. К настоящему времени из производства выделились добывающая и обрабатывающая отрасли и транспорт.
По определению, транспорт (лат. transporto перемещаю) - это отрасль материальной деятельности по осуществлению перевозок людей и грузов.
Транспорт стал необходимым условием функционирования экономики, жизни населения и деятельности любого государства. В наши дни транспорт представляет собой не только самостоятельную сферу деятельности, но и неотъемлемую составную часть промышленного и сельскохозяйственного производства, важнейший элемент существования и жизнеобеспечения населения.
Известно, что в мире на транспорте занято более 100 млн. человек, а общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров.
Роль транспорта особенно важна в России, с ее просторами, где расстояния с севера на юг достигают 4 тыс. км, а с запада на восток - более 9 тыс. км. На транспорт приходится более 20% основных производственных фондов России, с ним связано не менее
9% трудящихся. Удельный вес транспортных расходов в себестоимости продукции составляет от 15 до 40%.
Из современных пяти видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, авиационного, трубопроводного) и особых подвидов транспортных комплексов (городского и промышленного) особое значение имеет автомобильный транспорт и эксплуатируемые в его составе автотранспортные средства (АТС). Уникальность автомобильного транспорта определяется его способностью к выполнению перевозок «от двери до двери». Это единственный вид транспорта, соединяющий все другие транспортные пути и виды транспорта, предоставляющий населению индивидуальные транспортные средства и максимальную свободу перемещения. Для характеристики этих возможностей автотранспорта введен в употребление термин «транспортная подвижность населения».
Цивилизационные факторы выделения транспорта в самостоятельную отрасль экономики:
1. Разделение труда.
2. Развитие торговли.
3. Развитие техники, ремесел (от коромысла и волокуши, вьючного транспорта и паруса - к колесу и автотранспортным средствам с двигателем внутреннего сгорания).
4. Рост городов.
5. Войны.
6. Освоение естественных транспортных путей (водных, сухопутных) и построение дорог, каналов.
7. Появление двигателей.
С развитием капитализма произошло выделение транспорта в самостоятельную отрасль, работающую за плату по договору, началась специализация транспорта и транспортных систем, ускорение их прогресса, освобождение производства от функций транспорта.
Развитие транспорту дали новые факторы, порожденные современным глобальным развитием человечества:
1. Демографический взрыв (беспрецедентный рост народонаселения за 150 лет с 1-го до почти 7 млрд. в XXI веке) и рост подвижности населения.
2. Бурный рост потребительских ресурсов и массовое индустриальное производство.
3. Нарастание энергопотребления: потребление электроэнергии за 75 лет повысилось в 1000 раз, нефти - в 50 раз, газа - в 35 раз, угля - в 3 раза.
4. Урбанизация: при общем росте численности населения в течение 20-го века в 3 раза, население городов увеличилось в 12 раз.
5. Научно-техническая революция.
6. Всемирное и повсеместное развитие торговли.
Характеристики современного состояния транспорта
1. Массовое индустриальное производство средств транспорта.
2. Появление новых видов транспорта и транспортных систем.
3. Глобализация систем транспорта.
4. Массовый доступ к транспорту населения и производств.
5. Воздействие транспорта на развитие производства.
Через воздействие на производство транспорт сделал возможным:
1. Массовое индустриальное производство.
2. Глубокое разделение, специализацию и кооперацию труда во всех сферах человеческой деятельности.
3. Всемирное и повсеместное развитие торговли.
4. Массовые миграции людей.
5. Новые военные технологии.
Транспорт и транспортная деятельность уникальны и отличаются от всех других видов и форм созидательной деятельности человека.
Продукция транспорта - это сам технологический процесс транспортирования.
Орудия труда на транспорте - транспортные средства. Деятельность транспорта напрямую зависит и от продукции промышленности, и от внутритранспортных технологий, в том числе от вспомогательных производств на каждом из видов транспорта.
Развитие транспорта на всех этапах отстает от прогресса производства и тем более - от развития передовых отраслей промышленности. Во все эпохи транспорт развивается лишь в той мере, в какой это экономически оправдано и необходимо для обслуживаемых им сфер экономики и социальных потребностей. Ни в каких сферах не может быть экономически оправдано опережение развития транспорта по отношению к масштабам промышленного и сельскохозяйственного производства или развитие транспортных систем впрок, до формирования потребностей в этих системах.
Исторически автомобильный транспорт вытеснил гужевой, который, например, в России оставался массовым наземным транспортом до середины 30-х годов XX века. Формирование автомобильного транспорта обеспечило развитие автопромышленности.
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан в Германии в конце XIX в., но массовое автомобилестроение началось только в начале XX в. Первые легковые и грузовые автомобили были собраны в 1901 г. на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге и до 1917 г. было произведено примерно 500, а импортировано в Россию более 10 тыс. автомобилей.
В 1924 г. Московским автомобильным заводом (будущим ЗИЛ) был выпущен первый отечественный грузовик АМО-Ф-15. В 1925 г. в Ярославле начали выпускать грузовики грузоподъемностью 3,5 и 8 т. К 1932 г. в России было произведено уже более 24 тыс. автомобилей. С 1932 г. начал работать Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). К 1937 г. Советский Союз занял второе место в мире (после США) по выпуску грузовых автомобилей. С 1933-1934 гг. ЗИЛ и ГАЗ выпускали автобусы. Уже во время Великой Отечественной войны в 1942 г. был открыт новый завод в Ульяновске.
После 1945 г. автомобильная промышленность получила дальнейшее развитие, появились заводы в Ликино и Мытищах (Московская область), Кургане и Миассе, Саранске, Павлово-на-Оке, Тольятти, Набережных Челнах, а также Минске, Могилеве, Кутаиси, Львове, Запорожье и Кременчуге, Бишкеке, Риге.
В развитии автомобильного транспорта как отрасли, сфере деятельности и как компоненте обеспечения транспортной подвижности населения можно выделить ряд основных этапов:
начальный этап формирования региональных и ведомственных автомобильных парков и автопредприятий;
послевоенное восстановление и наращивание автомобильных парков и числа автопредприятий, пополнение их относительно более производительными транспортными средствами;
организация дизелизации автомобильного парка и плановопредупредительной системы технического обслуживания (ТО) и ремонта;
механизация процессов погрузки-разгрузки и технологических процессов ТО и ремонта. Организация производства прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей и эксплуатации автопоездов;
развертывание массового производства легковых автомобилей и начало ускоренной автомобилизации страны;
компьютеризация процессов управления на автомобильном транспорте, внедрение методов и технических средств автомобильной диагностики;
бурный рост и насыщение автомобильного парка высокопроизводительными и экономичными транспортными средствами.
Транспорт, все его виды служат источником повышенной опасности. Автотранспорту как самому массовому и, пожалуй, самому любимому из видов транспорта при всей его уникальности присущи неразрывно связанные с ним и пока не находящие решения проблемы безопасности дорожного движения и экологического воздействия на окружающую среду, перегруженности дорожной сети, транспортной безопасности и высокого топливопотребления.
Полного исчерпывающего решения (или комплекса решений) до настоящего времени не было предложено ни в одной из стран, и специалисты серьезно сомневаются в реальности подобных решений хотя бы одной из указанных фундаментальных проблем автотранспорта. Они стали национальными и глобальными наднациональными проблемами, сдерживающими развитие производительных сил и потенциала человечества.
Автомобильный транспорт в России превратился в самый массовый, самый необходимый и доступный вид транспорта, на ряде перевозок оттесняющий ранее господствовавшие там виды транспорта. Начинают решаться проблемы массового обучения вождению. Развитие автомобильного транспорта зависит не только от наращивания автомобильного парка, но и от качества автомобильных дорог, их протяженности. Состояние и размеры сети дорог в России остаются актуальной национальной проблемой.
Автомобильный транспорт характеризуется сравнительно высокой себестоимостью грузовых перевозок и относительно небольшой - пассажирских перевозок [1]. По территориальной универсальности автомобильный транспорт превосходит другие виды наземного транспорта, но для осуществления массовых перевозок требует развитая дорогостоящей сети дорог с твердым покрытием.
Капитальные вложения на 1 км пути железной дороги превышают аналогичные затраты для автомобильных дорог в 1,5-2 раза, а причальных устройств и других постоянных сооружений на 1 км пути водного транспорта - в 6-7 раз и 1 км трубопровода - в 2-2,5 раза. Однако капитальные вложения, отнесенные к единице грузопотока при его небольшой величине (до 1 млн. т в год), для железнодорожного транспорта максимальны, а при большом грузопотоке наиболее капиталоемким оказывается автомобильный транспорт [1].
При сравнении экономичности разных видов транспорта необходимо учитывать расходы на транспортировку, на начальные и конечные операции. На автомобильном транспорте затраты на начальные и конечные операции минимальны, поскольку включают в себя только стоимость погрузочно-разгрузочных работ и простоя автомобиля при загрузке и разгрузке. На железнодорожном транспорте затраты на начальные и конечные операции гораздо выше, поскольку кроме погрузочно-разгрузочных работ и простоя вагонов, отражают затраты на формирование составов, выполнение маневровых работ, формирования и расформирования составов, поддержание путевого хозяйства, маневровых средств и др. Еще выше затраты на начальные и конечные операции на водном транспорте, вынужденном перед транспортировкой накапливать грузы, загружать суда, поддерживать портовые сооружения и др.
При небольших расстояниях перевозки преимущество всегда за автомобильным транспортом. У железнодорожного и водного транспорта себестоимость перевозок резко падает с увеличением расстояния, что обусловлено сравнительно низкими затратами непосредственно на перемещение грузов. Так, при возрастании дальности перевозок с 10 до 100 км, их себестоимость на морском транспорте сокращается в 10 раз, на железнодорожном и внутреннем водном - в 8-9 раз, а на автомобильном - только в 2 раза.
Однако автомобильные перевозки выгодны не только на небольших расстояниях (до 200 км), так как не требуют перегрузки и обеспечивают заметно большую скорость доставки (например, в 5,5 раза меньше, по сравнению с железнодорожным транспортом).
При транспортировке ценных и скоропортящихся грузов автомобильный транспорт также чаще всего оказывается вне конкуренции даже при дальности перевозки более 1000 км. Ежедневно автомобильным транспортом перевозится примерно 17 млн. т грузов и более 62 млн. пассажиров, что по сравнению с железнодорожным транспортом почти в 6 раз выше по массе перевозимых грузов и в 17 раз выше по числу перевозимых пассажиров.
В автотранспортных подразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн. чел., причем на автотранспортную отрасль приходится более 50% от числа работающих в транспортном комплексе без учета железнодорожного транспорта.