logo
Формирование миграционной политики Французской Республики

§1. Реформы в области законодательства Французской Республики

Французская Республика, по традиции, считалась дружественной стороной в рамках принятия иммигрантов. Эта тенденция начала прослеживаться с середины Первой мировой войны, а затем в течении 1960 - 1974 гг. Кроме того, Франция стала первой европейской страной, принимающей лиц, ищущих убежища после всплеска заявлений о предоставлении убежища в период между 1997 и 2003 годах. Но, с 2006 г. Франция начинает ограничивать поток иммигрантов.

Для того, чтобы рассматривать нормативные документы Французской Республики в области миграционной политики, необходимо определить такие понятия, как «иммигрант» и «иностранец» в рамках французского законодательства.

В соответствии с определением, принятым Верховным Советом по интеграции, мигрантом является человек, проживающий на территории Франции, но родившийся за рубежом и не имеющий французского гражданства на момент рождения. Лица французской национальности, но рожденные за границей не учитываются. Согласно определению, статус иммигранта присваивается человеку при первом пересечении границы42.

Иностранец - это человек, проживающий во Франции, но не имеющий французского гражданства, либо потому, что он имеет другое гражданство, либо по причине его простого отсутствия. Лица, являющиеся гражданами Франции и имеющие второе гражданство, также, признаются гражданами Франции43.

Первым нормативным актом, регулирующим миграционную политику Франции становится Постановление от 25 ноября 1945 об условиях въезда и пребывания иностранцев во Франции, которое пополнялось поправками с 1974 по 2005 гг. В рамках данного постановления Франция проводит реформы, которые позволят решить демографические проблемы, связанные с миграцией и приблизиться к международному законодательству в области миграции44. иммигрантов и усиление борьбы с незаконной иммиграцией. Основные меры по борьбе с нелегальной миграцией предусматривают создание файлов с отпечатками пальцев иностранцев и их фотографиями, санкции против брака по расчету.45

На основе закона от 10 декабря 2003 г. проводятся реформы, направленные установление процедур предоставление убежища беженцам. Цель данных реформ заключается в сокращении времени, необходимого для обработки заявлений, путем внесения процедур предоставления убежища в компетенцию Бюро по защите беженцев и апатридов (OFPRA)46.

Закон об иммиграции и интеграции от 24 июля 2006 года призывает иностранцев на иммиграцию во Францию из-за потребности в рабочей силе; ужесточает меры, направленные против фиктивных браков, ликвидирует право на получение гражданства после 10 лет незаконного пребывания на территории Франции и вводит в этом случае депортацию. Закон, также, предусмотрел создание счетов, в функцию которых входит предоставление налоговых льгот лицам одной из развивающихся стран и имеющим вид на жительство47.

С июня 2007 г., после избрания президентом Франции Николя Саркози, миграционная политика проводится Министерством миграции, интеграции, национальной идентичности и соразвития. В его компетенцию входит управление миграцией, совместное развитие, проведение политики интеграции и содействие французской идентичности.

Закон от 2007 г., направленный на улучшение миграционного контроля, интеграции и условий предоставления убежища, постановляет ограничить сроки въезда и пребывания во Франции, устанавливает контроль за семейным потоком миграции поощряет иммиграцию в профессиональных целях. В рамках семейной миграции данный закон устанавливает 4 основных принципа, разрешающих въезд на территорию Франции:

ѕ достижение определенного уровня материальных доходов, установленных законодательством Франции;

ѕ подача заявления на семейное воссоединение;

ѕ прохождение теста на знание французского языка и традиций Франции;

ѕ вместо прохождения теста предусматривается другой вариант проверки необходимых знаний для жизни во Франции;49

Законодательство Франции в области миграционной политики подкрепляется ее присоединением к Женевской Конвенции от 28 июля 1952 г. о статусе беженцев, Нью-Йоркскому протоколу от 31 января 1967 г.о статусе беженцев, и к Конвенции о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г., общие положения которых были в данной работе ранее.

Во Франции существуют следующие различные государственные, коммерческие и общественные организации, занимающиеся вопросами миграции Франции:

ѕ Высший Совет по интеграции, в задачи которого входит подготовка рекомендаций по разработке и реализации политики интеграции;

ѕ Специальный департамент Министерства труда и солидарности занимается практическими вопросами интеграции иностранных граждан и лиц без гражданства, а также разрабатывает политику интеграции;

ѕ ANAEM - Национальное агенство по приему иностранцев и миграции (2005);

ѕ OFPRA - Французское бюро помощи беженцам и апатридам(1952 г.);

ѕ CRR - Апелляционная комиссия, которая рассматривает заявления лиц, не согласных с отказом OFRA в предоставлении им статуса беженца(1952 г.);

ѕ CADA - Центры по приему лиц, ищущих убежища (1973 г.);

ѕ SSAE - Специальная служба помощи эмигрантам (1926 г.);

ѕ FAS - Фонд социальных действий, который занимается предоставлением пособий и программ обучения иммигрантов (1964 г.);

ѕ INSEE - Национальный институт статистики и экономических исследований, занимающийся расчетом и анализом официальных статистических данных во Франции (1946 г.);

Таким образом, правительство Франции в своей миграционной политике придерживается международных основ регулирования мировыми миграционными потоками. В первую очередь, это подтверждается содержанием Постановления от 25 ноября 1945 и присоединением Французской Республики к Женевской конвенции 1952 г., Нью-Йорскому протоколу 1967 г. о статусе беженцев, к Конвенции о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г. Как передает Министерство Иностранных Дел Франции, Франция поддерживает создание глобального тематического форума по миграции и развитию, в котором Франция принимает активное участие, и считает, что такое глобальное управление играет важную роль в обмене идеями и обсуждениях на международном, национальном уровнях. В связи с этим, Франция подписала в 2005 г. c Европейским Союзом согласие на выполнение трех основных действий: содействие мобильности и легальной миграции, предотвращение нелегальной миграции и борьба с ней и оптимизирование связи между миграцией и развитием.