Формирование миграционной политики Французской Республики

курсовая работа

§3. Проблемы и перспективы миграционной политики Французской Республики на современном этапе

К концу XX в. проблема иммиграции во Франции стала набирать все большую остроту. К 1974 г. закончились 30 славных лет свободной иммиграции - на пост президента Пятой республики взошел Валери Жискар дЭстен, находившийся у власти с 1974-1981 гг. Политика Валери Жискар дЭстена в области иммиграции характеризуется строгим контролем въезда, пребывания и поощрением добровольного возвращения иммигрантов в страны происхождения.

Современный этап формирования миграционной политики Франции включает в себя два основных периода: с 1974-1990-ые гг., и наше время (XXI в.)

Характерные черты первого периода целиком отражают политику нового президента Французской Республики. Было решено приостановить иммиграцию рабочих (до 1977 г.) и их семей за исключением граждан Европейского сообщества (до 1975г.). Из-за негативного восприятия стран Магриба таких ограничений Франции пришлось пересмотреть свое решение. Вновь разрешенная иммиграция повлекла за собой соответствующие последствия: к 1976 г. иммигранты составляли 7% французского населения, из которых 22% португальцев, 21% алжирцев, 15% испанцев, 13% итальянцев, 8% марокканцев, 4% тунисцев, 1,5% турок, 2,3% негров61 .

Середину 1980-ых гг. застала многочисленная безработица, включавшая в свою армию впервые выходившую на рынок труда молодежь. Правительство Франции, стремившееся наладить экономическую ситуацию в стране, вносит некоторые изменения в Постановление от 2 ноября 1945 г.: причинами для высылки служили теперь не только нелегальный въезд, но и непродленный вид на жительство. Изменения также предусматривали немедленную депортацию и арест до семи дней, если она невозможна. Несмотря на то, что 10 мая 1981 г. Франсуа Миттеран был выбран президентов Франции и в октябре того же года было издано 3 закона, уравнивающих иммигрантов и коренное население в области занятости, образовaния, культуры и обеспечении жильем, в 1983 г. начались агрессивные выступления французов против мигрантов.

Только продуманная политика в области занятости сможет смягчить враждебность коренного населения к иммигрантам. В этих условиях, большинство стран Западной Европы принимают новую стратегию занятости населения, основанную на концепции нового общества.

Главной целью новой концепции было развитие человеческих ресурсов и повышение производительности человеческого потенциала в рамках глобального общества. Поэтому в 90-ые гг. Францией стало широко использоваться законы ЕС о статусе иммигрантов и их семей и приведение французского законодательства в соответствие с европейским. Но данная концепция все равно не позволяет решить проблему безработицы в условиях постоянно прибывающих иммигрантов.

Решающим шагом стало подписание Шенгенских соглашений, что в свою очередь ужесточает контроль на внешних границах, и подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза, согласно которому каждая страна имеет право самостоятельно решать проблему иммиграции. Французская Республика в рамках данного договора обязалась каждый год депортировать по 20 тыс. африканцев62.

В конце 1990-ых гг. во Франции стали много говорить об интеграции как о единственно возможном пути предотвращения противоречий между коренным и неместным населением, поэтому Франция начинает разрабатывать модель интеграции. В политике интеграции Франция старается учитывать принцип «смешанного происхождения» общества, Франция диверсифицирует и учитывает характер внутренних побуждений, желание или нежелание иммигрантов интегрироваться63 и предлагает различные виды государственной помощи. Данная модель интеграции предполагает включение в культурную, историческую и экономическую сферу. Но, по мнению Турена, ситуация с обеспечением иммигрантов усложняется в связи с парадоксальным стремлением властей «интегрировать иммигрантов в дезинтегрированное общество64. В 2004 г. по данным Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), во французской метрополии иммигрантов старше 18 лет насчитывалось 4,5 миллионов человек, что составляло 9,6% взрослого населения Франции, в отличие от 8,9% в 1999 году. 65

Становление дезинтегрированного общества объясняется перекосом в сторону низкоквалифицированных рабочих в ранней миграционной политике Франции, что породило наследственную бедность в среде мигрантов.

Особенности национального самосознания французов, политической культуры, замедление экономического развития в 1990-ых гг. конкуренция низкоквалифицированных граждан с иммигрантами обусловили двуликий классово-расовый образ врага - буржуазии и мигрантов. (конференция). В 2004 г. был создан Верховный орган по борьбе с дискриминацией (ВОБД или La Haute autoritй de lutte contre les discriminations et pour lйgalitй - Halde по-французски). Отчет ВОБД за 2006 г. представил 363 рассмотренных дела по дискриминации, из которых 38,2% - по этническому признаку. 66

Для обеспечения социальной и экономической защищенности своих граждан (французов и иммигрантов), Франция стремиться внедрить либеральные механизмы в систему жесткого государственного регулирования. Главными направлениями деятельности стали: увеличение доходов граждан страны, борьба с безработицей, страхование в трудовой сфере.

Увеличение доходов населения зависело от темпов роста ВВП, которые к 2001 г. составляли 1,1%, 2004 - 2,4%, 2005 - 2,2%, 2006 - 2,4%.67 К 2005 г. реальная заработная плата увеличилась на 1,7%, а социальные выплаты на 2,2% и 2,5%.(конференция). Общие взносы предпринимателей в 2001 г. составили 11,2% (по ЕС - 6,6%) , трудящихся - 4,1%.68

К 1990-2000-ым гг. идея интеграции через рабочую среду исчерпала себя. Наиболее уязвимыми категориями безработных являлись молодежь без опыта, диплома (26%), молодые женщины (32%), иммигранты второго поколения, алжирцы в возрасте от 20 до 29 лет - 39%, (в 4 раза больше, чем среди французов (10%) и иных групп иммигрантов 69, 37% неработающих не стремятся к обратному включению. 70

Первое, что было сделано, чтобы остановить безработицу, это снижение взносов в систему страхования с низких зарплат, затем - поддержка создания новых предприятий (закон Ж. Робьено 1996), развитие сферы социальных услуг, сокращение продолжительности рабочего дня (с 39ч. в 1982г до 35ч. - 1998г.), реформирование системы переподготовки кадров (программа «налог плюс субсидия»), расширение системы частичной занятости (до 1,5 млн. контрактов в год), упрощенное увольнение (закон Орби 1993, закон «о первом найме» 2005г.), достижение компромиссов с профсоюзами, льготная налоговая политика и тд.71

Страхование в трудовой сфере делится на три подтипа: страхование по безработице, медицинское, и пенсионное. Вопросами страхования занимаются такие организации, как Союз содействия занятости в промышленности и торговле (ASSEDIC), Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (UNEDIC), Национальное агентство занятости (ANPE). Существует два вида пособий - основное пособие и пособие солидарности, которое выплачивается и беженцам в том числе. Все выплаты не облагаются подоходным налогом.

В сфере социальной политики имеет место быть культурный и религиозные вопросы. Правительству Франции нужно было решить, как, не нарушая национальных (республиканских) и демократических принципов страны, сохранить религиозное и культурное своеобразие мусульман, не выделяя, данное направление в политике как определяющее. Сложность состояла в том, что при сохранения мусульманской идентичности, нужно было побудить мусульман принять и республиканские ценности.

По мнению французских властей, для успешного интегрирования, иммигранты тоже должны приложить усилия, чтобы принять новые ценности. В 2004 г., несмотря на сильное сопротивление партий коммунистов и зеленых, был принят закон о запрете ношения религиозных символов в государственных школах72. По этому поводу в стране развернулись яростные дебаты и разделили французские политические круги. Следующим шагом в этом направлении стал закон 2010 г., запрещающий носить одежду, полностью скрывающую лицо, в общественных местах. (Шмелева). 21 октября 2010 г. Конституционный совет Франции признал, что данный закон соответствует конституции Франции, поставив тем самым точку в правительственных и общественных дискуссиях по поводу правомерности данного закона73. Принуждение иммигрантов к интерграции - является одним из принципов миграционной политики Николя Саркози, президента Французской Республики с 2007 г.

Делись добром ;)