logo
Географические особенности формирования и проблемы новых городов

2.1 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ГОРОДОВ

Многочисленная и разнообразная по генезису и функциям группа нынешних городов. Только с известной натяжкой большинство из них можно назвать новыми, то есть возникшими на чистом месте.

Центры, получившие городской статус в первой четверти XX в., уже сделались к этому времени городами де-факто, теперь они стали городами и де-юре. Но это была лишь часть центров, которые в массовом количестве стали возникать в России, начиная с эпохи Петра I. Остальные «эмбрионы» продолжали свое развитие и по мере созревания пополняли ряды официальных городов.

Первоначально полусельско-полугородские поселения, они в результате качественных перемен превратились в города. Десятки городов развились из поселений, возникших при железоделательных, чугунолитейных, медеплавильных заводах Урала, Сибири, Центра. В.Н. Татищев назвал поселения при них «горными городами». В официальных изданиях они именовались «заводами». А.В. Луначарский предложил удачное название «город-завод», которое и закрепилось в исторической и географической литературе. Начали свою жизнь «городами-заводами» 87 современных городов России. И только восемь из них получили городской статус до XX в. Естественно, что самая большая группа сложилась на Урале (54 города). Екатеринбург, Пермь и Алапаевск стали городами в XVIII в. В XIX в. к ним присоединился Златоуст, в 1917-1926 гг. - еще десять городов, в том числе Нижний Тагил, Ижевск, Невьянск, Миасс и др.

Использование «заводов» как резерва урбанизации не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Последним по времени образования стал Горнозаводск в Пермской области (1965 г.). Лаппо, Г. М. Города России. Взгляд географа / Лаппо Г. М. - М. : Новый хронограф, 2012. - 504 с. - ISBN 978-5-94881-151-2. - С. 257-299.

Многочисленны также города, развившиеся из фабричных сел, особенно характерных для Центра, и прежде всего для Московской, Ивановской и Владимирской областей. В XVIII и XIX вв. часть таких фабричных сел стали городами. Среди современных городов России - 70 бывших фабричных сел, в т.ч. в Московской области - 28. Некоторые из них глубоко трансформировали функциональную структуру и покинули ряды текстильных центров, какими были при рождении. В других отрасль-родоначальник, ранее ведущая, сохранилась, но оттеснена на второй план (Раменское, Щелково, Балашиха, Реутов и др.)

Одной из линий саморазвития расселения явилось совершенствование иерархической системы центров, занятых обслуживанием территории. С этим связано преобразование в города сельских райцентров. Подобная практика преобразования в города сел, которым поручались центральные (то есть, по существу, городские) функции, началась задолго до советского времени. В 1775-1785 гг. таким образом были учреждены 165 городов - уездных центров.

В советские времена облеченные административной властью сельские поселения расширяли экономическую базу, увеличивали людность, приобретали городские черты в облике и коммунальном хозяйстве. Как правило, сначала они получали статус поселка городского типа, затем, как бы пройдя «кандидатский стаж», становились городами. Это было выразительным проявлением (можно сказать, в чистом виде) «урбанизации по-деревенски», как удачно выразился известный демограф А.Г Вишневский. Города-заводы, бывшие фабричные и кустарные села, сельские райцентры, пристанционные поселки - наиболее массовые категории «эмбрионов», которые, последовательно развиваясь, пополняли ряды российских городов в XX в. По суммарной численности населения, по экономическому и культурному потенциалу они, конечно, значительно уступали старым городам, но не по числу. Следует отметить, что доля малых городов была среди них выше, чем среди старых городов.

«Эмбрионы» использовались в качестве резерва урбанизации и для решения отраслевых задач, когда их выбирали точками роста тех или иных производств, важных для всей страны и для обустройства территории, нуждавшейся в центрах обслуживания населения и хозяйства. Активизация «эмбрионов» означала содействие естественному процессу саморазвития расселения, которое выражалось в постепенном вызревании городских поселений из сельских. Вложение средств в их развитие, также подвергнутое критике («развивали всё и вся»), было обусловлено не только чисто экономическими, но и социальными задачами, которые в отношении и малых старых городов, и «эмбрионов» надо считать приоритетными.

С созданием сырьевых городов связаны значительные издержки урбанизации, ее теневые стороны. Свидетельство этого - сложная экологическая ситуация, значительные территории, занятые отвалами пустой породы, провалы грунта, вызванные подземными выработками, загрязненность водотоков шахтными водами и т.д. Для угольных городов характерна конгломеративность: даже небольшой город-шахтер состоит обычно из нескольких поселков.

Распространена монофункциональность. Неясно будущее после того, как будут исчерпаны запасы разрабатываемых месторождений. Если прибавить к центрам добычи полезных ископаемых еще центры лесной и деревоперерабатывающей промышленности, центры гидроэнергетики, то общее число городов, занятых добычей и отчасти переработкой природных ресурсов на месте их добычи, достигнет примерно 250-260, то есть составит почти четверть всех российских городов. Видимо, если бы наша страна могла шире использовать сырьевые ресурсы мира, не было бы необходимости создавать столь большое число сырьевых городов. Но в условиях международной изоляции другого пути не было. Без сырьевых городов не было бы и высокотехнологичных производств, которые обеспечили становление СССР как индустриальной державы.

Города Западной Сибири, поднимающиеся на нефти и газе, выделяются не только экономическими достижениями. Финансовое благополучие помогает им успешно решать градостроительные проблемы. Создается благоприятная среда, развивается современная инфраструктура, города усиливают свою привлекательность. И все это вопреки суровым природным условиям. Примером служит центр Ханты-Мансийского автономного округа город Ханты-Мансийск. Был образован в 1950 г. и включил в свой состав расположенное на берегу Иртыша старинное (известно с XVI в.) село Самарово. Став городским районом, Самарово сохраняет сельский облик, контрастируя с новым городом. Это дает возможность наглядно ощутить дистанцию, пройденную окружной столицей за считанные десятилетия. Ханты-Мансийск стремится к своеобразию, украшается здания- ми нестандартного облика, памятниками. В городе - университет, научно-исследовательские институты, театры, спортивные комплексы. Он получил мировую известность как место проведения международных соревнований по биатлону и другим видам зимнего спорта.

Среди промышленных новых городов преобладают те, у которых фундаментом служат первичные производства. Они поставляют сырье, топливо, черные и цветные металлы. Но и машиностроение при явном тяготении к старым городам достаточно активно участвовало в создании новых. Самые крупные из новых городов - центры машиностроения - Тольятти, Набережные Челны, а также Комсомольск-на-Амуре, Северодвинск, Волгодонск, которые являются лидерами в своих отраслях. Пользуются известностью и менее значительные по числу жителей города-машиностроительные центры - Арсеньев, Каспийск, Зеленодольск. Многие наукограды связаны с ведущими отраслями машиностроения - Жуковский, Химки, Королев, Димитровград и другие.

Для нашей страны транспортный каркас имеет особое значение. Магистрализация дорог способствовала преодолению пространственного трения, столь значительного при огромных пространствах. Для России, страны континентальной, первостепенную роль в осуществлении взаимодействия районов играют железные дороги. Их строительство, развернувшееся быстрыми темпами, начиная со второй половины XIX в., коренным образом сказалось на урбанистической и территориально-урбанистической ситуации, по-иному расставило акценты урбанизации, повлияло на расслоение городов по предпосылкам развития. Транспортные магистрали выступили осями урбанизации, создали благоприятные условия для линейно-стремительных тенденций в расселении. На магистралях возникли пристанционные поселки, постепенно становившиеся фокусами местных социально-экономических связей. Они перехватывали функции центров у старых городов, оказавшихся вне железной дороги, использовали возможности транзитных связей. Развитие пристанционных поселков, постепенно превращавшихся в города, - отклик территории и расселения на появление магистралей - осей развития. Лаппо Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр. В-ов вузов.- М.: ВЛАДОС, 1997

Существенно то, что основание новых городов улучшало территориальную организацию страны. В этом заметную роль сыграли новые города - региональные центры, в том числе национальные столицы, а также города, возглавляющие промышленные районы, плацдармы освоения ресурсных территорий, энергетические и транспортные узлы.

Наиболее значительные из молодых городов быстро развивались, опираясь на преимущества своего ЭГП.

Тольятти - крупнейший в России Автоград - использовал уникальное географическое положение ареала Самарской Луки, весьма благоприятное для производства, имеющего множество поставщиков материалов, деталей и узлов. Набережные Челны - второй город Татарстана: он уравновесил территориальную структуру республики, имевшую крен в сторону северо-запада вследствие окраинного расположения столицы «в углу» территории. Волгодонск устроился вне Ростовской конурбации, в восточной части области, явно нуждающейся в многофункциональном центре. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация: Курс лекций. М.,

Вывод: Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.

Россия в XX в. продолжала формировать сеть городов, в некоторых районах делая это «с нуля», в то время как западноевропейские страны этот процесс завершили столетия назад. В XX в., не пропуская ни одного десятилетия, Россия активно создавала новые города, в том числе города нового типа. Акцент на развитии старых городов вполне очевиден. Все старые города, обладавшие предпосылками развития, использовались как точки роста. Они радикально трансформировали свою функциональную структуру, многократно увеличили число жителей, стремительно перемещались по ступеням иерархической лестницы. Города со скромными возможностями развития остались местными центрами. Росту значительной группы старых городов препятствовало невыгодное транспортно-географическое положение (удаленность от железных дорог). Широко использовались для наращивания состава и сети городов «эмбрионы» - города-заводы, фабричные и кустарные села, сельские райцентры и пристанционные поселки. Создание городов-новостроек стало необходимым, так как старых центров оказалось недостаточно для модернизации страны и для обслуживания населения и хозяйства обширной территории. Новые города возникали там, где не было возможности опереться на старые города или их попросту не было.

Основными факторами строительства новых городов явились потребность индустриализирующейся страны в сырье и топливе, формирование единых транспортной и энергетической систем, переход к агломерационной стадии расселения, обустройство территории иерархически построенной сетью центральных мест.

Создание новых городов соответствовало ведущим тенденциям в эволюции расселения - центростремительным (развитие спутников в агломерационных ареалах) и линейно-стремительным (возникновение городов на осях урбанизации - транспортных магистралях). В «вызревании» городов из многочисленных и типологически разнообразных «эмбрионов», так же как и возникновение городов на основе центро- и линейно-стремительных тенденций, выразился процесс саморазвития расселения. Чтобы оценить целесообразность создания того или иного нового города, необходим географический анализ. Он позволит ответить на вопрос, поставленный Н.Н. Баранским: «Почему город возник, и возник именно в данном месте?» Отрицание политики и практики строительства новых городов, лишенное доказательств, полученных географическим анализом, голословно. Урбанизация протекает в постоянно меняющихся условиях. Глубинные географические причины возникновения новых городов заключены в постоянной трансформации территориальной структуры хозяйства. Возникают новые центры и линии. Их использование в качестве точек роста и осей развития отвечает экономическим, социальным и военно-политическим интересам страны.