logo
Экомузеи Кемеровской области

3.1 Географо-этнографические характеристики: природа, история, этнография

Чтобы посетить экомузей «Чолкой», достаточно преодолеть восемь километров асфальтовой дороги, соединяющей поселок Беково с городом Белово. Поселок представляет собой три слившиеся воедино населенных пункта: старинный телеутский улус Чолкой (Ары-Паят), деревни Верховская и Беково со смешанным телеутско-русским населением. В центральной части современного поселка Беково, в поросшей ивняком пойме реки Бачат раскинулся телеутский экомузей «Чолкой».

Бачатские телеуты - тюркоязычный малочисленный народ, сохранивший этническое своеобразие и самосознание только в пределах нескольких населенных пунктов Беловского района, поселках Беково, Заречное, Новобачаты, Черта, небольшом поселке Шанда Гурьевского района и в пригородном поселке Телеуты в Заводском районе города Новокузнецка. Численность их составляет около двух тысяч человек. В быту сохраняется телеутский разговорный язык тюркской группы. Имеют смешанный европеоидно-монголоидный облик.

Телеуты - один из немногих народов Сибири, сохранивших целый комплекс традиционной культуры: хозпостройки, разнообразную и богато украшенную одежду, украшения, предметы утвари. Стойко сохраняется традиционная семейная обрядность: свадебный и погребальный обряды. Отличается изобилием блюд национальная телеутская кухня. Развито устное народное творчество, действуют несколько фольклорно-этнографических коллективов. Славятся телеутские изделия из кожи, расшитые овчинные шубы, ювелирные изделия, резьба по дереву и кости.

Организация экомузея целиком опирается на традиционные представления жизни телеутов, что позволяет формировать социальную политику и демографическую ситуацию в регионе, с учетом интересов местных жителей.

3.2 Архитектурно-планировочная организация

Площадь экомузея составляет в селе Беково - 5га (основная территория), в деревне Шанда - 2га (филиал экомузея); в д. Улус (Заречное) -1га (филиал экомузея). Экомузей в селе Беково размещается между улицами Набережная и Верховская на свободной от застройки территории по левому и правому берегам реки Малый Бачат. Планировочное ядро экомузея «Чолкой» находится на обособленной территории, ограниченной левым берегом реки Малый Бачат и существующей старицей. Здесь размещены его основные объекты.

В историко-этнографической экспозиции музея представлено 4 зала:

В зале № 1 представлена экспозиция по этноэкологии телеутов - взаимодействия их с окружающей природой. Живописные росписи стен со сценами охоты на диких животных дополнены чучелами млекопитающих, хищников и птиц. Противоположная часть зала оборудована диорамой, отражающей древние традиционные религиозные верования телеутов.

В зале № 2 развернуты экспозиции: «Древности телеутов» с археологическими находками окрестностей с. Бекова, настенная карта государственных образований телеутов и генеалогическая схема телеутских правителей.

В угловой нише между залом № 1 и залом № 2 оборудована диорама в виде разреза телеутской полуземлянки с интерьером и манекеном женщины в национальной одежде

Зал № 3 занимает экспозиция «Обряды и обычаи телеутов» с интерьером входной части юрты и манекеном телеутки у очага. По стенам сделаны росписи сюжетов телеутской свадьбы, детских игр, жертвоприношения у священной Острой горы. Здесь же установлен жертвенник «сом» в виде 6 березок с подвязанными ленточками, туесом и шаманским бубном. В центре зала сооружено «коре» - свадебное место с сундуком, железным казаном, утварью для угощения гостей и жертвоприношений.

Зал № 4 отведен по экспозицию «Современная история телеутов», которая включает пристенные витрины и подиумы с экспонатами. В зале проходят встречи с ветеранами района, пожилыми людьми, школьниками и молодежью п. Беково и окрестных деревень Беловского района.

Церковь Святого Пантелеймона с церковно-приходской школой, дом Г.М. Токмашова и сохранившаяся историческая жилая застройка по улице Набережной, расположенные на левом берегу реки в существующей жилой застройке являются памятниками гражданской архитектуры и подлежат восстановлению на реставрационном уровне.

На правом берегу реки Малый Бачат между дамбой и ул. Верховской намечены к строительству национально-культурный центр Живописная излучина реки в конце улицы с видовыми точками на Пантелеймоновскую церковь, историческую застройку села и пейзажным раскрытием в сторону согры, предназначена для организации праздничной поляны с проведением здесь национальных праздников и выступлений фольклорных коллективов. На откосах сыпи существующей дамбы устраиваются трибуны для зрителей.

Таким образом, граница экомузея «Чолкой» в селе Беково проходит по естественным рубежам: реке Бачат, старице, протоке, дамбе, автомобильной дороге, а со стороны примыкающей застройки блокируется гостевыми домами. Тем не менее, экомузей со всеми постройками органически вписывается в планировочную структуру села, представляя собой единый организм.

Естественный ландшафт села Беково и деревни Верховской, частично измененный в результате хозяйственной деятельности человека и естественных процессов, происходящих в природной среде, требует проведения комплекса специальных инженерных мероприятий, направленных на воссоздание и поддержание естественного состояния исторической среды в условиях развивающегося села и экомузея. Виды и объемы работ намечены в зависимости от характера утрат элементов ландшафта.

Река Малый Бачат и существующая старица, на берегах которых располагается экомузей «Чолкой», представляют живописные природные элементы экомузея. Но в настоящее время река, и в большей мере старица, замусорены бытовыми отходами и остатками древесной растительности от половодья, берега заросли водорослями и обмелели, мелководье зарастает кустарниками и деревьями. Необходимо произвести расчистку реки и протоки, углубив их в целях создания условий, необходимых для визуального восприятия пойменного пейзажа и использования реки в системе экскурсионного маршрута. Прибрежная часть реки и протоки требует расчистки ее от кустарника, навалов камней и бытового мусора, благоустройства и закрепления в местах эрозийного разрушения с помощью посева трав и дерновки.

3.3 Достопримечательности экомузея

В археологическом секторе представлены реконструкция Бековского курганного могильника XI - ХШ вв. В этнографическом секторе культовые и обрядовые сооружения, все известные типы жилищ, хозяйственных и надворных построек телеутов и их предков, населявших междуречье Большого и Малого Бачатов начиная с XI века. Все постройки на этой территории подлежат воссозданию по имеющейся типологии. В состав экомузея включены несколько сохранившихся в селе деревянных изб и хозпостроек ХХ века. В прошлом телеутами использовалось несколько типов жилищ, реконструируемых в пойме реки Бачат и составивших в дальнейшем ядро экомузея. Это - летнее жилище «аланчик», круглой формы с заостренной кверху крышей, с отверстием-дымоходом в центре. Жердчатый каркас стягивался деревянными кольцами и покрывался корой лиственницы. Внутреннее его убранство составляли расположенные вдоль стен невысокие широкие лавки, в центре в яме глиняного пола устраивался очаг. Второй тип жилища - полуземлянка «чер-уй», прямоугольная в плане, наполовину находящаяся в земле. Стены представляли собой обмазанный глиной двойной плетень с заполненным землей пространством. Крыша землянки была конусообразной, жердчатой, покрытой кусками бересты, землей или дерном, отверстием-дымоходом в центре, пол - глинобитным.

В окрестностях села Беково сохранились объекты природы, которые по религиозным представлениям телеутов являлись святыми культовыми местами. К ним относятся:

- родник Иер-су, расположенный к юго-востоку от деревни Верховской;

- возвышенность Тябыс-сын, примыкающая к деревне Челухоево с севера;

- острая гора Сорон-туу, находящаяся в юго-западной части от деревни Верховской. Эта гора, являясь доминирующей высотой над междуречьем Большого и малого Бачата, с прекрасным, почти круговым обзором, в настоящее время полуразрушена. Рядом находится скотомогильник, а к подножию подступают отвалы угольного разреза «Имени 50-летия Октября». К настоящему времени высота отвалов намного превышает отметку верха священной горы Сорон-туу.

В пределах охранных зон экомузея сохранились и другие памятники природы - священные культовые родники и горы: «Ийык-Туу», «Кайракан» (главная священная гора бачатских телеутов), «Кыс-тельбес», «Катка-туу»9 «Пиик-сын», «Таскан».

экомузей кузбасс этнографический

4. Экомузей «Тюльберский городок»

4.1 Географо - этнографические характеристики: природа, история, этнография

Основу музея, который открылся близ села Старочервово, составил подлинный памятник истории и культуры - средневековое городище тюльберов. Во втором тысячелетии н.э. тюльберы, считающиеся аборигенами Западной Сибири, населяли обширный край в районе среднего Притомья. Сегодня представителей этой народности в Сибири практически нет.

В пойме р. Томи найдено несколько видов полудрагоценных камней: яшма, агат, сердолик, моганит,халцедон

Растительный покров района имеет характер северной лесостепи. Небольшие осиново-березовые перелески сменяются значительными участками злаково-разнотравных лугов.

Всего произрастает 34 вида растений. На лугах преобладают злаки и бобовые: ежа сборная, овсяница луговая, мятлик луговой, вика двулистная, чина луговая, эспарцет, клевер и др. на сухих склонах типичны: ковыль, типчак, тонконог, дикие луки, тополь белый, тополь сереющий.

Обитают многочисленные животные: крот алтайский, обыкновенная и малая бурозубки, ночница Брандта, волк, лиса, горностай, ласка, норка, барсук, хорь, лось, косуля, заяц-беляк, сурок, белка, полевая мышь, серая крыса.

Из птиц встречаются: серые куропатки, тетерев, кряква, серая утка, чирок-свистунок, чирок-трескунок, свиязь, большой крохаль, черный коршун

4.2 Архитектурно-планировочная организация экомузея

Основой экомузея является - средневековое ритуальное городище тюркоязычных притомских тюльберов с хорошо сохранившимся валом и рвом, остатками сгоревших построек и культового жертвенника.

Экомузей включает в себя несколько музейно-экспозиционных участков и отдельно расположенных в их пределах объектов.

Первый участок включает три музейно-экспозиционных комплекса:

1. Воссозданный образ казачьего острога со всеми оборонительными, общественными, культовыми и жилыми постройками, казачьей заимкой с рассредоточенной структурой. 2. Посад - жилые усадьбы сотрудников экомузея, воссоздающих образ эпохи на Береговой улице. 3. Пристань с двумя стругами.

Второй участок включает один комплекс - Телеуто-тюльберский улус, состоящий из подлинной многоугольной срубной юрты, подлинной войлочной монгольской юрты, реконструкций летних каркасных шалашей и полуземлянок, усадьбы с зимней срубной избой с хозпостройками, культовыми сооружениями.

Третий участок включает четыре музейно-экспозиционных комплекса объектов: 1. Реконструирование городище тюльберов с культовым жертвенником «Тайелга». 2. Поселение народа «терсь». 3. Курганный могильник «Порываевка» 4. Культовые сооружения народов Западной Сибири.

4.3 Достопримечательности экомузея

Археологические экспозиции, такие как средневековое ритуальное городище: ритуального городища были реконструированы: часть бревенчато-земляного оборонительного вала с воротами, смотровыми площадками и мостовой перемычкой черезров; две карк4асные юрты древних металлургов с ритуальными плавильными печами внутри; сруб с подлинными каменными наковальнями. В центре городища реконструировано святилище с жертвенником - тайелга; средневековые порываевские курганы: реконструированы три из девяти раскопанных средневековых кургана, воссозданы надземные и культовые погребальные сооружения народов Западной Сибири; святилище и погребальные сооружения народов Сибири и поселение раннего железного века народа терсь.

Архитектурно-этнографическая экспозиция экомузея включает в себя:

1. Тюльберско-телеутский улус. В состав экспозиции войдут реконструированные, частью транслированные жилые и хозяйственные постройки. В первую очередь это летнее жилище - каркасный чум аланчик или соолту, шаманский шалаш кам соолту, срубная юрта - йогы уй или йайлы, каркасная юрта, три типа полуземлянок тер-уй, йер уй ли кышту, а также хозяйственные постройки: бревенчатый амбар анмар и баня «по черному» - мыльча, загон для скота, хлев, курятник.

2. Сибирский острог XVII-XVIII вв. реконструируется оборонительный комплекс острога, состоящий из нескольких башен, хозяйственных и общественных построек: Борисово-Глебовская проездная башня - реконструкция проездной башни Верхотомского острога; три угловые башни: Алексанровская башня - сооружаемая в юго-западном углу экомузея, является реконструкцией башни Сосновского острога; угловая Никольская башня - в западном углу экомузея, реконструкция башни Томского города; Юрьевская башня - расположенная в северо-восточном углу с напольной стороны, является точной копией башни Братского острога; Спасская башня-рентория - реконструирована по аналогу проходной башни первого тобольского деревянного острога; усадьба казачьего атамана Ивана Теплинского; казачья Преображенская часовня; дом воеводы; приказная изба; гостиный двор; острожна (тюрьма); аманацкая (деревянная срубная многоугольная юрта, для содержания заложников из знатных семей аборигенов); казачья заимка; посад; речная казачья пристань

Заключение

В данной работе было рассмотренно состояние экомузеев Кузбасса и в результате сделаны следующие выводы:

- основными этапами создания экомузеев являются исторические этапы развития данного региона и культуры его народностей;

- в основе создания экомузеев лежат принципы: территориально-этнический, архитектурно-функциональный и социально-имущественный принципы, а также историко-хронологической последовательности. Ансамбли экомузеев оформляются в соответствии с исторической действительностью и комплектуются не уникальными, а наиболее типичными образцами архитектуры и быта;

- музейные зоны проектируются с учетом сохранения, реставрации и подготовки к экскурсионному показу историко-культурных комплексов, а также максимального сохранения окружающего природного ландшафта;