logo
Экономико-географическая сравнительная характеристика Атырауской области и республики Дагестан

4.4 Транспорт

Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт -- единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных коридоров Север -- Юг, Восток -- Запад, с потенциально мощным нефтеком-плексом. Республика Дагестан имеет международный аэропорт, развитую сеть автомобильных дорог. Протяженность железной дороги составляет 550 км. Длина автодорог с твердым покрытием составляет порядка 8 тыс.км. Через Дагестан проходят автодорога международного значения Ростов-Баку, а также автотрасса Астрахань-Махачкала, автомагистраль «Кавказ» и другие. 2005 год стал годом динамичного развития транспортного комплекса. В Махачкалинском морском торговом порту были завершены работы по реконструкции нефтеналивной гавани, полностью завершено строительство зернового терминала, проводились работы по строительству 3-х новых причалов для генеральных грузов и реконструкции Южного мола сухогруз-ной гавани. В рамках реализации проекта строительства и эксплуатации первого российского железнодорожного паромного комплекса на Каспии в 2005 году были построены два парома «Махачкала -- 1» и «Махачкала -- 2». Строительство третьего и четвертого паромов завершится в текущем году. Использование паромных судов позволит существенно сократить сроки доставки грузов по транспортному коридору «Север -- Юг».

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта с учетом оценки объема перевозок нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками составил в 2009 году 103,3 млн. тонн, что на 3,2% меньше объема 2008 года.

Перевозки пассажиров с учетом оценки объема перевозок предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими перевозками за 2009 год увеличились на 0,9 % и составили 76,9 млн. человек. Объемы перевозок грузов и пассажиров за 2005--2009 годы приведены в следующей диаграмме:

В транспортной системе Атырауской области наиболее распространенным является автомобильный вид транспорта, который играет не последнюю роль в расширении внутренней и внешней торговли, формировании межгосударственных связей. Это важная составная часть производственной инфраструктуры. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики.

Пассажирский автомобильный транспорт играет ключевую роль в транспортном обслуживании населения. Автобусный транспорт общего пользования с социальной точки зрения стал самым массовым и доступным видом регулярного транспорта. Автомобильным транспортом области с учетом оценки объема перевозок предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, за 2009 год перевезено грузов -- 45,4 млн. тонн, грузооборот составил 5314,8 млн. ткм. По сравнению с 2008 годом перевозка грузов уменьшилась на 12,6%, а грузооборот увеличился на 57,4%. Пассажиров перевезено -- 76,9 млн. человек, пассажирооборот составил 595,1 млн.пкм. По сравнению с 2008 годом произошло увеличение на 1,0% и 17,4% соответственно.

Речной транспорт занимает небольшой удельный вес в общих объемах работы транспорта области. За 2009 год доходы от вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности составили 10,5 млн. тенге, от сдачи в аренду транспортных средств 65,8 млн. тенге.

За годы независимости произошли значительные изменения в работе воздушного транспорта. На сегодняшний день воздушный транспорт области представлен частными авиакомпаниями с участием государства, а также с иностранным участием. Воздушном транспортом пассажиров перевезено -- 14,6 млн. человек, пассажирооборот составил 2,7 млн. пкм.

Наибольшую долю перевозок грузов среди транспортных предприятий имеет трубопроводный транспорт. Развитие трубопроводного транспорта, прежде всего, связано с развитием нефтедобывающей промышленности области и экспортной ориентацией торговых связей. Крупнейшими компаниями трубопроводного транспорта области являются «КазТрансОйл», «Каспийский трубопроводный консорциум», через которых осуществляется поставка нефти на мировые рынки. Магистральными трубопроводами за 2009 год осуществлена перекачка 57955,5 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Грузооборот по сравнению с 2008 годом увеличился на 5,1% и составил 32940,3 млн. ткм.