Экономико-географическая характеристика города Минск

доклад

7. Экология

Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды (РЦРКМ) контролирует среднесуточные концентрации твёрдых частиц РМ-10, диоксида азота, уровень формальдегида, оксида углерода, дозы гамма-излучения. По количеству выбросов загрязняющих веществ в воздух Минск по итогам 2010 года оказался на втором месте в Белоруссии после Новополоцка (31 тысяча тонн против 50 тысяч тонн). За 2003-2008 годы общая эмиссия загрязняющих веществ в Минске выросла со 186 тысяч тонн до 247,4 тысяч тонн. Экологическая ситуация в городе ухудшилась из-за перехода по экономическим соображениям на мазут вместо природного газа в качестве топлива, однако большая часть загрязнений в городе приходится на автомобили. Среди предприятий наибольшая доля загрязнений приходится на предприятия машиностроения и энергетики (Минский тракторный завод, Минскую ТЭЦ-4, Минскую ТЭЦ-3, Минский автомобильный завод, Минский завод отопительного оборудования, Минские тепловые сети, Атлант и др.).

В 2012 году суммарные выбросы загрязняющих веществ в воздух от стационарных источников составили 26,6 тысяч тонн, в том числе твёрдых выбросов -- 2,4 тысячи тонн, диоксида серы -- 2 тысячи тонн, диоксида азота -- 5,2 тысячи тонн, оксида углерода -- 11 тысяч тонн, неметановых летучих органических соединений -- 4,7 тысячи тонн. С 2005 по 2012 год количество образовавшихся отходов производства всех видов увеличилось с 1,15 миллиона тонн до 1,62 миллиона тонн, а использование воды городом уменьшилось с 253,7 до 184,5 миллионов тонн. Наивысший уровень концентрации диоксида азота и оксидов углерода приходится на 17-19 часов в холодное время года и 20-21 час -- в тёплое[33]. В городе иногда наблюдается краткосрочное превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ -- в частности, формальдегида и аммиака в окрестностях Минского автомобильного завода и микрорайоне Шабаны. Также зарегистрированы значительные количества хрома-VI и диоксида азота. Наиболее загрязнёнными являются улицы Тимирязева, Челюскинцев, Богдановича, Радиальная, Казинца, Шаранговича, Судмалиса, Шабаны, Бобруйская, Щорса, площадь Свободы и их окрестности. Наиболее загрязнённой в целом является юго-восточная часть Минска (Заводской, Ленинский и Партизанский районы). Для профилактики загрязнений РЦРКМ в случае наступления неблагоприятных погодных условий отправляет предупреждения предприятиям. Кроме того, ГАИ города периодически проводит комплекс мероприятий «Чистый воздух», в ходе которого организуются передвижные посты по проверке автомобилей на соответствие экологическим стандартам. В 2009 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривало возможность внесения предложения о запрете на въезд в центр города автомобилей с неэкологичными двигателями. В 2008 году было озвучено намерение вынести за черту города предприятия третьего класса опасности, в том числе МАЗ и МТЗ. Вышеперечисленные инициативы по улучшению экологической ситуации в Минске до настоящего времени не реализованы, а точнее принесены в жертву экономии бюджетных средств. Правительство страны и руководство города не видят в улучшении экологической ситуации в городе Минске первоочередной задачи. Во многом это происходит из-за непонимания всей полноты последствий долговременного вдыхания загрязнённого воздуха. В частности, одно из наиболее страшных последствий вдыхания загрязнённого воздуха -- рак (не только лёгких), имеет временной лаг (задержку) между причиной и следствием (воздействием канцерогена и клинически диагностируемой развитой формой рака) порядка 10-20 лет. В Минске упразднено подразделение ГАИ, ранее отвечавшее за контроль выбросов автотранспорта. А у городского экологического комитета на выполнение этих функций нет штатной численности сотрудников, т. е. эту работу регулярно вести некому. В последнее десятилетие экологическая проблема в Минске усугубляется получившей широкое распространение практикой «уплотнения» -- производится плотная застройка ранее уже сформировавшихся районов с целью удешевления строительства жилых и прочих зданий.

Данная практика позволяет удешевить строительство за счёт отсутствия необходимости вкладывать средства в инфрастуктуру -- подвод к новым зданиям коммуникаций -- трубопроводов, дорог, объектов торговли и др. Но при этом генерация автомобильных выхлопных газов на 1 кмІ площади города резко возрастает ввиду увеличения плотности застройки, а рассеяние ухудшается ввиду ухудшения продуваемости города. При этом уплотняемые участки города, ранее являвшиеся участками рассеяния выхлопных газов и прочих загрязнений воздуха сами становятся очагами генерации загрязнений. Также существенный вклад в загрязнение воздуха в Минске вносит полное отсутствие контроля целостности экологических систем в автотранспорте. Автопарк города, частный и коммерческий, практически полностью состоит из ввезённых из-за границы бывших в употреблении дизельных транспортных средств, у которых удалены все системы, обеспечивающие экологичность выхлопа -- так как на осуществление ремонта данных систем никто не желает тратить средства, по причине отсутствия в городе технического контроля работоспособности данных систем, и отсутствия круглогодичного ежедневного, хотя бы, выборочного контроля состава выхлопных газов передвигающихся по городу транспортных средств. Разовые акции по такому контролю, проводимые, обычно, один раз в год, на практике не обеспечивают удаление из города чадящих чёрным дымом неисправных автомобилей.

Делись добром ;)