Экономико-географическая характеристика нефтехимии Приволжского Федерального округа

курсовая работа

1.2 Основные магистральные нефтепроводы Приволжского ФО

Трубопроводный транспорт -- особый вид транспорта, доставляющий жидкие и газообразные грузы. Он обеспечивает освоение нефтегазовых месторождений Сибири, перекачивая 3/4 добываемой нефти и весь природный газ российским и зарубежным потребителям. Большинство нефтепромыслов находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка нефти очень важна для развития отрасли. Сеть трубопроводов, имеющая длину более 200 тыс. км, в последние годы также начала расти на экспортных направлениях. [2; 252]

К основным магистральным системам нефтепроводов относятся следующие:

1. Волго-Уральская система, по которой нефть транспортируется из Поволжья в районы Центральной России.

2. Западно-Сибирская система, транспортирующая нефть от Сургута до Нижневартовска к нефтепроводу “Дружба” на Украину (и далее в Европу), в Казахстан, а также на Северный Кавказ (в порт Новороссийск) и в Восточную Сибирь (до Ангарска).

3. Северо-Кавказская система объединяет нефтепроводы юга европейской части РФ. [17]

Приволжье обладает уникальным транзитным положением, так как расположено на перекрестке международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с Европейской Россией и государствами Европы. К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. По территории Приволжья проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию химической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе, газом.

В настоящее время около 84% нефти, экспортируемой за пределы России, попадает в трубопроводную систему. Из остальных 16% - 13% приходится на железнодорожный транспорт и оставшиеся 3% - на речной и водный. Единственным оператором нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть», на долю которой приходится 97% перевозок всей нефти, добываемой в стране. Трубопроводная система компании общей протяженностью более 217 тыс. километров, из которых 46,7 тыс. км. приходится на нефтепроводы и 19,3 тыс. км. - на нефтепродуктопроводы, соединяет основные нефтегазовые регионы России с Западной и Восточной Европой.

Международное значение имеет система нефтепроводов “Дружба”(90 млн.т. в год), проходящая от Альметьевска через Самару, Брянск, до Мозыря (Белоруссия) и далее в европейские страны; две трассы нефтепровода Сургут -- Полоцк; пять магистральных газопроводов Уренгой -- Центр и один экспортный газопровод Уренгой -- Ужгород [2; 299], а также трубопровод Ярославль-Приморск, с пропускной способностью 74 млн. т. в год; черноморские трубопроводы Самара-Одесса (12 млн. т. в год) и Самара-Новороссийск (43 млн. т. в год).

В настоящее время активно разрабатываются четыре направления экспорта российской нефти: каспийско-черноморско-средиземноморское, северобалтийское, центрально-европейское и восточно-сибирское. При этом наиболее перспективным является восточно-сибирское направление в связи с активным ростом потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в Китае.

1.3 Нефтепроводы Приволжского ФО

Рис.3

Основными газопроводами, проходящими через Приволжский ФО, являются: Саратов -- Самара; Саратов -- Нижний Новгород -- Владимир -- Ярославль -- Череповец; Миннибаево -- Казань -- Нижний Новгород; Оренбург --Самара -- Тольятти; Медвежье -- Надым -- Пунга -- Нижняя Тура -- Пермь -- Казань -- Нижний Новгород -- Москва; [2; 254]

Крупнейшие газопроводы России

Рис. 4

Таким образом, можно сделать вывод, что большое количество трубо- и газопроводов, проходящих через Приволжский ФО, способствовало развитию химической промышленности в округе.

Делись добром ;)