Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога
2. Характеристика транспортной сети Поволжского экономического района (района тяготения Приволжской железной дороги)
Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент,, тракторы, автомобили, самолеты, станки, и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности.
Основу транспортной сети Поволжского экономического района составляют железные дороги, реки, автодороги и трубопроводы.
Вся поверхность Поволжья расчленена долинами рек, которые относятся к двум крупным бассейнам Русской долины: Волго-Каспийскому и Доно - Азовскому.
Волга - это не только транспортная магистраль, но и основной источник гидроэнергии. На ней построен каскад гидроэлектростанций, созданы огромные водохранилища. Наиболее крупными притоками Волги в пределах рассматриваемого района, кроме Камы, которая входит в Поволжье большей частью нижнего течения со своим притоком - рекой Вяткой, являются Сура и Свияга.
Волга с её притоками, водохранилищами, системой судоходных каналов служит водной транспортной артерией для 22 регионов России.
Дон в пределах Поволжского экономического района имеет широкую длину с крупными притоками: Хопер и Медведица. Волга и Дон на территории Волгоградской области соединены Волго-Донским каналом.
Озер в Поволжье мало, Почти все они находятся в Прикаспийской низменности. Выделяются своими размерами соленые и неглубокие самосадочные озера Эльтон и Баскунчак.
В 1997 году всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 20,8 млн. т. груза.
В Поволжском районе функционирует крупнейшее пароходство «Волготанкер» (дирекция находится в Самаре). В начале 1999г. совет директоров рассмотрел вопрос о реструктуризации системы пароходства. Предлагается образовать две новые зависимые судоходные компании: «Волготанкер Север» и «Волготанкер Юг».
«Волготанкер Север» займется перевозкой нефти и нефтепродуктов в северо-западные регионы России, в страны Европы. «Волготанкер Юг» будет транспортировать нефть из Каспии в Черное море через Волго-Донский канал. Вырастет спрос на суда «Волготанкера» и в несколько раз увеличится объёмы нефтепереработки на расположенных вдоль Волги нефтеперерабатывающих заводах. «Волготанкер Юг» может стать ведущим перевозчиком на юге России и обеспечивать необходимые инвестиции для постройки новых судов.
Автотранспорт осуществляет преимущественно внутрирайонные перевозки. Межрайонные связи осуществляются по федеральным автомобильным магистралям. (Москва) - Пенза - Сызрань -Самара -(Уфа), (Москва-Тамбов) - Волгоград - Астрахань, Волгоград - Морозовская - Лихая - (граница Украины), Самара - (граница с Казахстаном) и по дорогами республиканского и областного значения (Чебоксары) - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград - Элиста, Ульяновск - (Саранск), Пенза - (Тамбов), Астрахань - Элиста - (Ставрополь) и другие.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Поволжскому экономическому району с разбивкой по субъектам Федерации, входящим в состав, дана в таблице 12.
Протяженность автомобильных дорог
Таблица 12
Субъекты РФ |
Протяженность, км |
Плотность автодорог с твердым покрытием на 10 тыс.км2 территории, км |
|
Поволжский экономичиский район - всего, в том числе: Республика Калмыкия Республика Татарстан Астраханская область Волгоградская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область |
74589 2791 17367 3412 11282 8319 10198 13898 7322 |
1390,5 366,8 2554,0 773,7 990,5 1925,7 1902,6 1387,0 1963,0 |
Поволжье - один из немногих районов страны, где массовое применение получил трубопроводный транспорт. Магистральные нефтепроводы берут начало в Татарстане и Самарской области, связывают Поволжье с Центром, Уролам, Западной и Восточной Сибирью, уходят за пределы России в Беларусь, государства Балтии, а также страны Европы (нефтепровод «Дружба»). Продуктопроводы в направлении на запад доведены до Брянска и на восток - до Омска.
Газопроводы, по которым перекачивается 100% природного газа соединяют Поволжье с Москвой, Владимиром, Ивановом, Ярославлем, Череповцом и Нижним Новгородом. Территорию Саратовской области - пересекает сверхдальний и мощный газопровод Центральная Азия - Центр.
Все больше значение для перевозок грузов в Поволжском экономическом районе приобретает морской транспорт.
На территории Астраханской области расположены существующий морской порт Астрахань и строящийся порт Оля. Астраханская область сегодня - это портово - торговый центр юго-востока страны. Он единственный на Каспии связывает кратчайшим путем европейскую часть России со всеми страна ближнего Востока, Индией, Пакистаном и бассейна индийского океана. Портовыми мощностями Астраханской области в 1997 году было переработано около 2,5 млн. т. грузов в год, в том числе 1,5 млн. т. генеральных грузов.
Развитие водной инфраструктуры области включено в федеральную целевую программу «Возрождение торгового флота России». Первый причал «Пионерный» нового морского порта Оля, способный перерабатывать в год 300 тыс. т экспортно-импортных грузов, начал действовать летом 1997г.
В порту базируется паром «Кристина», совершающий регулярные рейсы по маршруту Оля - Туркменбаши - Энзели (Иран) - Оля, который перевозит автотрейлеры, автомобили, пакетированные грузы и контейнеры как из Росси в Туркмению, Иран, так и транзитные на Узбекистан через паромную линию Туркменистан - Баку. В перспективе после 2000г. специалисты МПС и Минтрасстроя рассчитывают завершить строительство контейнерного терминала в Оле.
Решение вопроса о развитии ифраструктуры морских портов Оля или Лагань будет зависеть в первую очередь от адресности и объёмов инвестиций. В настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности создания нового морского транспортного комплекса на Каспии в составе морского порта Лагань (Республика Калмыкия).