Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога

курсовая работа

2. Характеристика транспортной сети Поволжского экономического района (района тяготения Приволжской железной дороги)

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент,, тракторы, автомобили, самолеты, станки, и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности.

Основу транспортной сети Поволжского экономического района составляют железные дороги, реки, автодороги и трубопроводы.

Вся поверхность Поволжья расчленена долинами рек, которые относятся к двум крупным бассейнам Русской долины: Волго-Каспийскому и Доно - Азовскому.

Волга - это не только транспортная магистраль, но и основной источник гидроэнергии. На ней построен каскад гидроэлектростанций, созданы огромные водохранилища. Наиболее крупными притоками Волги в пределах рассматриваемого района, кроме Камы, которая входит в Поволжье большей частью нижнего течения со своим притоком - рекой Вяткой, являются Сура и Свияга.

Волга с её притоками, водохранилищами, системой судоходных каналов служит водной транспортной артерией для 22 регионов России.

Дон в пределах Поволжского экономического района имеет широкую длину с крупными притоками: Хопер и Медведица. Волга и Дон на территории Волгоградской области соединены Волго-Донским каналом.

Озер в Поволжье мало, Почти все они находятся в Прикаспийской низменности. Выделяются своими размерами соленые и неглубокие самосадочные озера Эльтон и Баскунчак.

В 1997 году всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 20,8 млн. т. груза.

В Поволжском районе функционирует крупнейшее пароходство «Волготанкер» (дирекция находится в Самаре). В начале 1999г. совет директоров рассмотрел вопрос о реструктуризации системы пароходства. Предлагается образовать две новые зависимые судоходные компании: «Волготанкер Север» и «Волготанкер Юг».

«Волготанкер Север» займется перевозкой нефти и нефтепродуктов в северо-западные регионы России, в страны Европы. «Волготанкер Юг» будет транспортировать нефть из Каспии в Черное море через Волго-Донский канал. Вырастет спрос на суда «Волготанкера» и в несколько раз увеличится объёмы нефтепереработки на расположенных вдоль Волги нефтеперерабатывающих заводах. «Волготанкер Юг» может стать ведущим перевозчиком на юге России и обеспечивать необходимые инвестиции для постройки новых судов.

Автотранспорт осуществляет преимущественно внутрирайонные перевозки. Межрайонные связи осуществляются по федеральным автомобильным магистралям. (Москва) - Пенза - Сызрань -Самара -(Уфа), (Москва-Тамбов) - Волгоград - Астрахань, Волгоград - Морозовская - Лихая - (граница Украины), Самара - (граница с Казахстаном) и по дорогами республиканского и областного значения (Чебоксары) - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград - Элиста, Ульяновск - (Саранск), Пенза - (Тамбов), Астрахань - Элиста - (Ставрополь) и другие.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Поволжскому экономическому району с разбивкой по субъектам Федерации, входящим в состав, дана в таблице 12.

Протяженность автомобильных дорог

Таблица 12

Субъекты РФ

Протяженность,

км

Плотность автодорог с твердым покрытием на

10 тыс.км2 территории,

км

Поволжский экономичиский район - всего,

в том числе:

Республика Калмыкия

Республика Татарстан

Астраханская область

Волгоградская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

74589

2791

17367

3412

11282

8319

10198

13898

7322

1390,5

366,8

2554,0

773,7

990,5

1925,7

1902,6

1387,0

1963,0

Поволжье - один из немногих районов страны, где массовое применение получил трубопроводный транспорт. Магистральные нефтепроводы берут начало в Татарстане и Самарской области, связывают Поволжье с Центром, Уролам, Западной и Восточной Сибирью, уходят за пределы России в Беларусь, государства Балтии, а также страны Европы (нефтепровод «Дружба»). Продуктопроводы в направлении на запад доведены до Брянска и на восток - до Омска.

Газопроводы, по которым перекачивается 100% природного газа соединяют Поволжье с Москвой, Владимиром, Ивановом, Ярославлем, Череповцом и Нижним Новгородом. Территорию Саратовской области - пересекает сверхдальний и мощный газопровод Центральная Азия - Центр.

Все больше значение для перевозок грузов в Поволжском экономическом районе приобретает морской транспорт.

На территории Астраханской области расположены существующий морской порт Астрахань и строящийся порт Оля. Астраханская область сегодня - это портово - торговый центр юго-востока страны. Он единственный на Каспии связывает кратчайшим путем европейскую часть России со всеми страна ближнего Востока, Индией, Пакистаном и бассейна индийского океана. Портовыми мощностями Астраханской области в 1997 году было переработано около 2,5 млн. т. грузов в год, в том числе 1,5 млн. т. генеральных грузов.

Развитие водной инфраструктуры области включено в федеральную целевую программу «Возрождение торгового флота России». Первый причал «Пионерный» нового морского порта Оля, способный перерабатывать в год 300 тыс. т экспортно-импортных грузов, начал действовать летом 1997г.

В порту базируется паром «Кристина», совершающий регулярные рейсы по маршруту Оля - Туркменбаши - Энзели (Иран) - Оля, который перевозит автотрейлеры, автомобили, пакетированные грузы и контейнеры как из Росси в Туркмению, Иран, так и транзитные на Узбекистан через паромную линию Туркменистан - Баку. В перспективе после 2000г. специалисты МПС и Минтрасстроя рассчитывают завершить строительство контейнерного терминала в Оле.

Решение вопроса о развитии ифраструктуры морских портов Оля или Лагань будет зависеть в первую очередь от адресности и объёмов инвестиций. В настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности создания нового морского транспортного комплекса на Каспии в составе морского порта Лагань (Республика Калмыкия).

Делись добром ;)