Экономико-географическая характеристика территории Польши

курсовая работа

2.3 Инфраструктура Польши

Польша, как член Европейского союза стремится к интеграции своей экономической инфраструктуры и инфраструктуры остальных государств-членов путем либерализации доступа к услугам, оказываемым так называемыми сетевыми секторами, в состав которых входят: дороги и объекты дорожного транспорта, железнодорожные пути и оборудование железных дорог, порты и портовое оборудование, взлетно-посадочные полосы и терминалы, трубопроводы, водные пути и порты речного транспорта, средства почтовой, телефонной и телекоммуникационной связи, объекты по производству и распределению электроэнергии, оборудование для перекачки газа. Важными составными частями инфраструктуры является оборудование, обеспечивающее снабжение холодной и горячей водой, очистку сточных вод и ликвидацию других видов загрязнений, источником которых является промышленность и домашние хозяйства.

Обязанностью правительства и остальных государственных властей в Польше является установление и соблюдение таких правовых норм, которые обеспечивали бы доступ польских и иностранных операторов из других государств-членов к рынку транспортных услуг на равных, недискриминационных правах, обеспечивающих свободную конкуренцию, безопасность, сохранение чистоты окружающей среды и гармоничное развитие различных видов транспорта.

Система транспортных сетей в Польше существенным образом отличается от системы сетей в ЕС-15, что несет определенные последствия для Польши в контексте лиссабонской стратегии, касающейся развития транспорта в Европе до 2010 года.

Транспорт. Вступая в ЕС Польша получила переходные периоды в двух важнейших секторах транспорта: автодорожном транспорте - в вопросе доступности польской автодорожной сети для самых тяжелых автомашин с нажимом на ось - 11,5 тонн, и в железнодорожном транспорте - 3-летний переходный период (до 31 декабря 2006 года), связанный с ограничением доступа к польской железнодорожной инфраструктуре железнодорожных фирм с ЕС, оказывающих транспортные услуги. Такой же срок ограничения доступа получили польские железнодорожные фирмы к Трансъевропейской сети товарного железнодорожного транспорта {Trans-European Railway Freight Nets - ТЕ RFN).

Автодорожный транспорт. К концу 2002 года, Польша имела 250,3 тыс. км дорог с твердым покрытием (202 тыс. км дорог вне городов и 48,3 тыс. км городских), что давало 80 км/100 км2 территории страны против 123 км/100 км2 в странах ЕС-15.

Недостатком польской автодорожной сети является не столько их недостаточная плотность, сколько качество дорог, особенно малая длина автострад (398 км). Значительная часть дорог требует модернизации для увеличения их пропускной способности и грузоподъемности. В настоящее время Польша осуществляет широкую программу строительства автострад и скоростных дорог. Результатом этой программы должно быть открытие до конца 2005 г. 900 км автострад, 400 км скоростных дорог и 40 объездных дорог для крупных городов, а около 1500 км дорог должно быть приспособлено к движению средств транспорта с нажимом 11,5 тонны на ось. Темпы строительства автострад должны вырасти с 60 км в 2001 г. до 200 км в год до 2005 г., а скоростных дорог соответственно с 20 км до 60 км. Большое значение имеет упорядочение дорожной инфраструктуры на приграничных территориях.

Железнодорожный транспорт. К концу 2002 г. протяженность железнодорожных путей в Польше составляла в целом 21,1 тыс. км. Плотность железнодорожной сети составляла 6,6 км/100 км2 территории страны и была больше средней плотности в ЕС-15. Имеются значительные различия в плотности железнодорожной сети между западной и восточной Польшей в пользу первой.

Свыше 98% общей протяженности железнодорожных путей приходится на пути с нормальной колеей, 59% электрифицированы. Железнодорожные пути основного и международного значения, особенно те, которые расположены в европейских транспортных коридорах, требуют модернизации и адаптации к европейским стандартам.

Морской транспорт. Польские морские порты - в Гданьске, Щецине, Свиноустье и Гдыни - представляют собой стратегические узлы отечественной и европейской транспортной инфраструктуры, соединяющие и интегрирующие разные отрасли сухопутного (железнодорожного и автодорожного) и речного транспорта с международным морским транспортом, действующим в европейском и глобальном масштабе.

В польских морских портах в 2003 г. была произведена перевалка около 52 млн. тонн грузов, в том числе генерального груза - свыше 14 млн. тонн, каменного угля и кокса -13,5 млн. тонн, нефти - 10,4 млн. тонн, а также различных массовых грузов -свыше 9 млн. тонн. Пассажирское движение и перевозку автомобилей морским путем обслуживают, главным образом, паромы, а также (в небольшой степени) пассажирские суда под иностранным флагом и торговые суда.

Воздушный транспорт имеет значение, главным образом, в международных перевозках. Самые крупные аэропорты в Польше это: Варшава-Океньце, Краков-Бабице, Гданьск-Рембехово, Познань-Лавица, Вроцлав-Страховице и Катовице-Пыжовице.

Продолжается работа по расширению и модернизации инфраструктуры аэропортов, а также авиационных наземных сооружений, особенно навигационных. Речь идет о достижении полного соответствия со стандартами НАТО и EUROCONTROL. Продолжается строительство терминала-2 международного аэропорта Варшава-Океньце.

Стратегическое значение для польского воздушного транспорта будет иметь планируемое строительство нового аэропорта для варшавской и лодзинской агломерации.

Речной транспорт. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет в Польше около 1800 км. Самые большие возможности для использования речного судоходства дает река Одра и ее притоки. В 90-е годы объем перевозок в польском речном транспорте увеличился на более чем 30%. Речной транспорт играет важную роль в перевозках некоторых массовых грузов, в частности песка и гравия, каменного угля, металла и изделий из металла. В последнее годы растет его роль в международных перевозках грузов, особенно в экспорте.

Связь и средства массовой коммуникации. В конце 2002 г. количество абонентов стационарных телефонов составляло 11 872 тыс., в том числе в городах - 8 985 тыс., на селе - 2 887 тыс. Наблюдается значительный рост темпов развития телефонной стационарной сети, особенно на селе. В результате стационарная абонентская сеть достигла плотности 311 главных линий связи на 1000 жителей, 381 в городах и 197 на селе.

В 2002 году в Польше было 93 746 общедоступных таксофонов, а это означает, что один такой аппарат приходился на 408 жителей. Быстрыми темпами растет в Польше количество абонентов и пользователей сетей мобильных телефонов, превышая показатель 500 абонентов на 1000 жителей. В Польше в концу 2002 года работало 8 243 почтовых отделения. На 1 почтовое отделение приходилось 38 км2 территории страны и 4 636 жителей.

Одной из важных задач политики в области телекоммуникации является обеспечение всеобщего и дешевого доступа к интернету.

Электроэнергетика. Потенциальная мощность электростанций составляла в 2002 г. 35 009 МВт, в том числе теплоэлектростанций (ГЭС) - 30 121 МВт, а гидроэлектростанций (ГЭС) и ветровых электростанций 2 250 МВт. В большинстве своем ТЭС работают на угле, используя большие отечественные запасы каменного и бурого угля. Потребление электроэнергии составило 124 243 ГВт/ч, что дает 3 250 КВт/ч на одного жителя.

Стратегической целью электроэнергетического сектора является дальнейшая либерализация рынка электроэнергии, достижение стабильного уровня цен на электроэнергию и создание условий для конкуренции поставщиков энергии и ослабление их монополистической позиции на рынке. Важной целью является увеличение производства возобновляемой энергии и осуществление мер по ограничению отрицательного влияния ТЭС на окружающую среду.

Делись добром ;)