Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Китая

курсовая работа

3 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КНР

Свобода действий Пекина в значительной мере определяется абсолютными и относительными размерами ВВП. Опережающее наращивание ВВП, сравнительно с основными конкурентами, позволит Китаю обрести достаточный вес и возможности, чтобы попытаться реконструировать международный политический порядок в своих интересах. Превращение Китая в ведущую экономическую державу мира, превосходящую США по паритету покупательной способности национальной валюты, произойдет не ранее 2015 - 2020 г.

Рис.1 ДОЛЯ КРУПНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОМ ВВП (ПО ПАРИТЕТУ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ)

Но возможность отхода от "расчетливой" политики определяют не только количественные, но и качественные параметры экономики. Лишь с превращением Китая из страны развивающейся в страну развитую, ориентирующуюся в первую очередь на внутренний рынок, на собственные ресурсы, он будет в состоянии проводить нормальную международную политику, свойственную "подлинно великим державам". Свою лепту как в сохранение "расчетливой политики", так и в возможный переход к "политике напористой" может внести и обострение нехватки природных источников сырья и энергии. Уменьшить свою зависимость от внешних поставок энергоносителей Китай сможет также не ранее 2020 г. Так что теперь перед Китаем стоит одна из глобальных проблем - переход от ресурсозатратного производства к более современным и менее затратным, технологиям.

Повышающаяся из года в год роль Китая в мировой экономике ведет к тому, что он становится экономическим ядром Восточной Азии, замещая собой Японию и США. Вливаясь в мировую экономику, Китай одновременно создает региональную политику и экономику, формирует стратегический пояс вокруг китайской экономики.

При создании региональных институтов Китай не ограничивается регионом Восточной Азии, но распространяет их на Центральную Азию и Россию. Эти связи еще не достигли уровня регионального единства, но ведущая роль Китая в создании ШОС, обеспечивающей ему безопасность на севере и северо-западе и укрепляющей экономическое сотрудничество с Центральной Азией и Россией, является, по мнению Мэнь Хунхуа, выдающимся успехом китайской стратегии создания региональных институтов.

Несмотря на провозглашаемую политику открытости, даже после вступления в ВТО Китай снизил средний уровень пошлин на импорт с 15,3% до 12% в 2002 г. и еще взял обязательства довести этот показатель до 10% только к 2005 г. В Беларуси он еще до вступления в эту организацию существенно ниже. Вместе с тем с помощью мер нетарифного регулирования там умело защищают внутренний рынок. Следует иметь ввиду, что с целью стимулирования строительства сборочных автомобильных заводов в этой стране действовали фактически запретительные пошлины на ввоз автомобилей - 80-100%, к 2005 г. они должны быть снижены до 25%. А, скажем, НДС для отечественных чипов равняется 3%, тогда как для импортных - 17%. [14]

Немалое внимание уделяется китайской стратегии регионализации и, в частности, созданию зоны свободной торговли Китай-Сянган-Япония-Республика Корея в качестве одного из первых шагов к интеграции государств Южной и Юго-Восточной Азии в единую зону свободной торговли и формированию такой зоны в рамках всего АТР.

По мере развития технологий производства встает острый вопрос о ресурсах. Наглядным примером может служить прогнозная оценка динамики потребления нефти (см. рис.2). К 2010 г. более половины используемой на производстве нефти будет закупаться из-за рубежа. По графику на цифры 2020-2030 гг. особо полагаться не стоит в силу того, что техника производства развивается с каждым днем.

РИС.3 10 СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ, 2006

Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

Основные партнеры КНР в 2005 году по импорту: Япония - 15,2%, Южная Корея - 11,6%, Тайвань - 11,2%, США - 7,4%, Германия - 4,6%. Партнеры по экспорту: США - 21,4%, Гонконг - 16,3%, Япония - 11%, Южная Корея - 4,6%, Германия - 4,3%. Отсюда видно, что КНР имеет ярко выраженных торгово-экономических партнеров. [19].

На рис.3 изображена 10-ка стран по экспорту в 2006 г.: Китай в прошлом году получил от экспорта 974 млрд. долл., тогда как в 2002 г. - 405 млрд. долл. С 2002 г. Китай обошел по денежным поступлениям Японию, это свидетельствует о политике наращивания производства экспортноориентированной продукции, что также сопровождается активным поиском новых рынков сбыта.

Делись добром ;)