logo
География железнодорожного транспорта России

1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны

В данной части настоящей контрольной работы в первую очередь следует отметить, что железнодорожный транспорт является основой транспортной системы РФ. Он занимает 2-е место в грузообороте всех видов транспорта (42,4%) и 1-е в пассажирообороте (41,9%). Протяженность железнодорожных путей в РФ составляет 7% мировых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 24%, пассажирообороте - 16%. По эксплуатационной длине путей Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает 1-е место в мире. Российский статистический ежегодник, 2009 г. / Статистический сборник. / Росстат России - М.: 2009 г. Стр. 351. Столь мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами территории страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным обменом продукцией и ресурсами всех ее регионов.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают его на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые не могут обеспечить другие виды транспорта. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта и в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении.

Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью, высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, суток, погодных условий, возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов, а также более коротким путем перевозки грузов по сравнению с другими видами транспорта. Экономическая география России. Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Т.Г. Морозовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во. «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 г. Стр. 227.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1км магистральной линии требуется 130 - 200т металла не считая подвижного состава).