Этапы развития географической науки

реферат

1.2 Наука география на этапе обобщения знаний о Земле

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

Наследие античных географов заботливо приумножали арабские ученые. В X в. они создают первый климатический атлас мира - «Kitab al-Ashkal». В конце того же столетия арабские географы выделили на планете 14 климатических зон и установили, что климат изменяется не только по широтам, но и с Запада на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

География в эпоху Великих географических открытий. Возрождение - это время становления в Европе промышленности, усиления мировых торговых связей, небывалого роста науки и культуры; оно неотделимо от Великих географических открытий и начала становления современного естествознания. Никогда ранее ученые не получали столько новых сведений о Земле. Широкий поток информации наполнил Европу, раздвинул горизонты знания. И оживление географических исследований было не случайным. Европейцы стремились овладеть пряностями Востока, пополнить запасы золота и драгоценных камней, чтобы обеспечить капиталами развитие торговли и промышленности, а также распространить христианскую веру в ответ на завоевания мусульман. Поэтому к XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад - в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах.

В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.

Пытаясь описать новые явления старыми терминами, путешественники пользовались методом аналогии. Так, один флорентиец описывал жирафа как животное, похожее на страуса с рогами барана, копытами коня и птичьими голенями. Метод аналогии (от греч. analogia - сходство, соответствие) широко используют и современные географы. Заметив сходство предметов по каким-то признакам, мы можем предположить, что они похожи между собой и по другим. Использование аналогий будет более достоверным, если сходство устанавливают не по внешним, а по главным (существенным) признакам. К примеру, в географии знание о процессах, происходящих в одном ландшафте, можно перенести на другой. В науке широко пользуются этим приемом. Часто аналогии служат основой научных догадок, гипотез, без которых не развивается наука.

В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

Бернхард Варен (1622-1650 гг.) - автор «Geographia Generalis» - «Общей географии» первым показал взаимосвязь между двумя подходами, существующими в то время в изучении географического мира. По мнению Варена, первый подход - частные описания отдельных стран (территорий) мира должен сочетаться со вторым - широкими обобщениями в географии. Характеристики отдельных местностей он относил к области знания, которую назвал Специальной географией. Изучением же общих законов, относящихся ко всем местностям, по Варену, занимается Общая география.

Предметом Общей географии является «круг земноводный», состоящий из суши, воды (океанов, рек, болот, озер и т. д.) и воздуха. Варен создал труд, удовлетворяющий практические запросы людей, в первую очередь - мореплавателей. В нем читатели могли найти множество новых и общих сведений о планетарных явлениях (климате, рельефе, рудах, о соотношении суши и океанов и т. д.). Третий том «Общей географии» был практическим руководством по определению широты и долготы, прокладыванию пути корабля, по проекциям карт.

Вместе с тем у Варена отсутствовал исторический подход к миру Земли. Он полагал, что горы, моря, острова и т. д. появились одновременно с «кругом земноводным». В этом Варен руководствовался философскими представлениями того времени об абсолютной неизменяемости природы.

Развитие мануфактурного производства и расширение мировой торговли потребовало от географии создания точных описаний экономики стран. Уже в XVI -XVII вв. появляются первые экономико-географические исследования. Так, представителем флорентийских компаний в Антверпене было создано «Описание Нидерландов» (1567 г.). В нем не только подробно описывалось население, хозяйство и природа страны, но и делалась попытка выявить причины экономико-географических явлений; к примеру, установить причины хозяйственного развития Антверпена.

География Нового времени. В Новое время география вступает в следующий этап своего развития. Это период широкого обобщения богатого фактического материала, собранного на протяжении столетий. В конце XVIII в. в Западной Европе появились условия для синтеза географических знаний.

Научная географическая школа в России берет начало с соратника Петра I В. Н. Татищева (1686-1750 гг.) и М. В. Ломоносова (1711 - 1765 гг.). В XVIII в. началась интенсивная колонизация обширных земель России от Балтики и Черного моря до Тихого океана. Вовлечение в экономику разнообразных природных ресурсов требовало их научного изучения и рекомендаций по использованию.

В. Н. Татищев - историк, ботаник, экономист, географ получил задание от Петра I создать историю и географию России. Система географических наук, предложенная В. Н. Татищевым, похожа на систему Варена, книга которого в то время вышла на русском языке. Однако В. Н. Татищев выделил в системе географических наук еще и «историческую географию», подразделив ее на «древнюю», «среднюю» и «современную». Таким образом, он «вернул» географии исторический подход (метод). Особо важными он считал вопросы о разделении труда на разных территориях, специализации различных регионов России в производстве продуктов.

М. В. Ломоносов также исторически подошел к изучению природы Земли. По его мнению, предметы природы развиваются под воздействием тех или иных причин, которые и должны изучаться учеными.

В современной науке это требование оформилось в виде принципа детерминизма (от лат. determinare - определять) и требует разделения явлений на причины и следствия. Наблюдение за взаимосвязанными природными явлениями приводит к пониманию того, что за одним явлением (причиной) последовательно наступает другое (следствие). Например, после изменения климата неизбежно изменяется растительность и т. д.

В 1758 г. М. В. Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук. Впервые в истории он предложил термин «экономическая география». Основной целью экономической географии, по Ломоносову, является хозяйственное освоение природных ресурсов огромной территории страны, размещение центров производства, территориальное разделение труда в государстве.

Конец XVII - начало XIX в.- время расцвета в Европе творчества немецких философов Канта и Гегеля, создавших учение о всеобщем развитии мира (диалектику). Кант сорок лет читал курс физической географии в Кенигсбергском университете. Его взгляды на географию и сегодня определяют представления многих западноевропейских и американских ученых. А именно тех, кто полагает, что география изучает только территориальные связи между предметами. Однако при всем этом Кант пытался найти причины возникновения и развития предметов.

На фоне научной революции XIX в. возникли основы новой географии. Они были заложены в работах А. Гумбольдта (1769 - 1859 гг.), К. Риттера (1779 - 1859 гг.). Гумбольдт - исследователь Центральной и Южной Америки, автор более 600 научных трудов, основоположник Сравнительной физической географии. Сравнение различных районов мира, которые он посетил, привело ученого к мысли о закономерной связи между частями природы - рельефом, климатом, почвами, животными, растениями и т. д. Он стал создавать учение о ландшафте. С помощью метода сравнения Гумбольдт выделил на планете ряд природных (ландшафтных) зон. Для него сравнение различных территорий было одновременно И А. Гумбольдт сравнением истории их развития. Гумбольдт также предложил использовать математические методы сравнения и требовал точно фиксировать отсчет исторических (геологических) эпох.

Современник Гумбольдта, немецкий географ Риттер также считается основателем Сравнительной географии. Он был первым заведующим первой кафедры географии, созданной в Берлинском университете.

Если Гумбольдт стоит у истоков современной физической географии, то Риттера по праву считают одним из основоположников современных общественно-географических наук. С трудов Гумбольдта и Риттера начинается разделение географии на естественно-научную и общественную ветви.

Работами Гумбольдта и Риттера завершается эволюция классической географии, главная особенность которой заключена в ее тесном переплетении с другими науками. В XIX в. началась эпоха специализации знаний. Теперь уже ни одному ученому не было под силу овладеть универсальным знанием. Классический период развития географии завершился.

Делись добром ;)