Япония

реферат

2.1. Экономическая политика

На всех этапах своего развития Япония отличалась активным вмешательством государства в эко-номическое развитие, в основном через так называемую «про-мышленную политику», что в 60--80-е гт. обеспечило сначала сверхвысокие темпы прироста ВВП, а после кризиса 70-х гг. из-за резкого повышения цен на нефть -- перестройку промыш-ленности, внешнеэкономических связей и финансовой сферы. В настоящее время, когда рецессия никак не преодолевается, за-дачу вернуться к устойчивой экономической динамике и сохра-нить за страной место одного из лидеров мировой экономики пытаются решить главным образом накачкой денежных средств в общественные работы. Поскольку этот прием не приносит пока желаемых результатов, правительство все в большей мере пере-ходит от тактических антикризисных методов к стратегическим либеральным реформам -- приватизации госсектора, дерегулиро-ванию финансовых рынков, либерализации валютного режима, реформе бюджетной и банковской системы и т. п., т. е. к макси-мальному использованию рыночных методов. [1, с.565]

Денежно-кредитная сфера. До середины 70-х гг. для этой сферы была характерна сбалансированность государственных фи-нансов. Одновременно правительство контролировало финансо-вые потоки -- Центральный банк указывал коммерческим банкам масштабы и темпы их кредитной экспансии.

Кризис 70-х гг. породил дефицит государственного бюджета, который финансировался выпуском облигаций госзаймов, особен-но активно в 90-е гг., в результате чего размеры государственно-го долга в 2000 г. составили 141,5% ВВП. Однако дефицитное финансирование в качестве метода стимулирования экономиче-ского роста не дает желаемых результатов. При этом страна страдает не от инфляции, а от дефляции -- наблюдается значи-тельное падение оптовых и розничных цен за последние 5 лет.

Бюджетно-налоговая система. Финансовый год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В 2000 фи-нансовом году бюджет исчислялся в размере 84 987,1 млрд иен. Доходная часть формируется в основном за счет поступлений от налогов и гербовых сборов (57,3%), другие поступления со-ставляют незначительный процент (4,4%). Однако после кризиса 70-х гг. заметной становится разница между доходной и расход-ной статьями, и правительство вынуждено прибегать к займам в виде государственных облигаций (в 2000 г. -- 38,4% доходной части бюджета). Выплата процентов по займам превратилась в крупную расходную статью бюджета. Структура расходной час-ти бюджета на 2000 финансовый год выглядела следующим об-разом: 25,8% приходилось на обслуживание государственного долга, 19,7% -- на социальное обеспечение, 16,5% -- на распреде-ление налоговых поступлений по префектурам, 11,1% -- на обще-ственные работы, 7,7% -- на образование и науку, 5,8% -- на оборону и 13,4% -- на прочие цели. В общей сумме налоговых поступлений по бюджету на 2000 финансовый год на пря-мые налоги приходилось примерно 60%. Основными налогами являются подоходный налог (его высшая ставка -- 65%), корпо-ративный налог (50%), а также косвенные налоги, прежде всего потребительский. [1, с.565]

Делись добром ;)